Откуда пошла и есть Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:02, сочинение

Описание

Прежде чем разобраться, откуда пошло государство Российское, важно
понять, «откуда есть пошла» сама земля Русская.
Этот вопрос интересовал уже первых известных нам летописцев Никона,
Ивана, Сильвестра. Попробуем ответить на него и мы. И первое слово
«Повести временных лет».

Работа состоит из  1 файл

Сочинение.docx

— 39.90 Кб (Скачать документ)

собой по богатству и  социальному положению. Представители  знатных слоев

назывались «лучшие», «лепшие», «большие», «старейшие», «передние»,

«нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали «земские

бояре» («боляре»), то есть представители местной племенной  аристократии,

потомки древних родовых  старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из

варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои входили и верховные

дружинники, «княжьи  мужи», среди которых, кстати сказать, было немало

представителей варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они

поступали на службу к  князьям, постепенно ассимилируясь  со славянами. В

течение IX-XII веков шел  процесс сближения земской и  военной аристократии.

Они приобретали большие  земельные угодья и становились  крупными

землевладельцами.

В это же время племенные  вожди, старейшины вели активное наступление  на

общину. Они больше не хотели возвращать в совместную собственность  свои

угодья, которые получали наравне с другими общинниками. Таким образом

возникла «вотчина» («отчина», «дедина»), или крупные хозяйства,

переходившие по наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной

собственностью данной семьи. С другой стороны, эти знатные  люди стали

постепенно присоединять к себе земельные наделы других общинников, особенно

обедневших, которые  не могли расплатиться за долги с  богатыми вотчинниками.

Они же часто присоединяли угодья рядовых общинников не только за долги, но

и насильственным путем, заставляя их платить натуральные  подати (дань) и

выполнять определенные повинности. Процесс превращения  вотчинников в

крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодальнозависимых,

получил название «обояривание».

Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных

правовых норм для  юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые

нормы могла обеспечить только крепкая государственная  власть. Таким

образом, множество социально-экономических  предпосылок объективно приводили

сначала к созданию племенных  союзов, а позже – к государственным

образованиям.

Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и  другие

славянские племена  имели государственные объединения  во главе с княжескими

династиями уже в VI-VIII веках. Так, у полян в среднем  течении Днепра

княжил «род Кия». Между  князьями шла бесконечная борьба за присоединение

близких и дальних  земель. В IX веке на некоторых территориях, находившихся

на пути «из варяг  в греки», образовалось несколько  княжеств, где князьями

были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и  Дир в Киеве,

Рогволд в Полоцке  и др.

В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл

по Днепру к Киеву  и, уничтожив киевских князей, объединил  новгородское,

смоленское и киевское княжества в Древнерусское государство  – Киевскую

Русь, провозгласив себя великим киевским князем.

Киевские князья на протяжении IX-X веков проводили активную политику по

насильственному присоединению  восточных славян, что позволило  превратить

Киевскую Русь в одно из самых могущественных государств средневековой

Европы. Объединив под  свою власть огромную территорию со славянскими  и угро-

финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем  подчинении при

помощи военной силы, стараясь при этом организовать и  хозяйственное

управление на этих землях.

По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной

разобщенности все более  необходимым становилось принятие идеологии, которая

смогла бы поддержать процесс объединения восточных  славян вокруг Киева. Тем

более, что язычество  уже не способствовало интеграционной тенденции на

Руси, поскольку не имело  в себе ничего общего с развитием  крепкого

централизованного государства. Еще в 980 году великий князь Владимир

попытался провести религиозную  реформу по созданию единого пантеона

языческих богов, расположив их в стройную систему во главе  с Перуном, но

эта реформа ему не удалась.

Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их

основные принципы, но в конце концов остановил свой выбор на христианстве,

которое уже имело  к тому времени большое распространение  в Европе.

Известно, что княжеская  знать в Киеве уже давно  была знакома с

христианством. Так, княгиня  Ольга еще в 950-х годах приняла  христианство,

но не была в этом поддержана своими подданными. В 988 году произошло

окончательное признание  христианства официальной религией – Крещение Руси,

а князь Владимир получил  имя «креститель».

Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в

идеологическом аспекте. Этот шаг способствовал дальнейшему  укреплению

государственности, а  также повысил международный  авторитет Киевской Руси,

поскольку поставил ее в  ряд с цивилизованными европейскими державами.

Например, киевские князья могли теперь участвовать в династических

европейских браках. Кроме  тог, христианство оказало большое  влияние на

развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали

распространению письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри  и

т.д.

 

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  КИЕВСКОЙ

РУСИ.

В IX-XII веках экономику  Древнерусского государства можно

охарактеризовать как  период раннего феодализма. В это  время еще только

закладываются основы прочной  системы взаимоотношений между  государством,

феодалами и сельским населением по поводу производства продукции, сбора

налогов, военной службы.

Первоначально великие  киевские князья собирали дань-полюдье  с

подвластных им территорий, периодически объезжая их или посылая  туда своих

наместников – «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме  полюдья,

еще существовал «повоз»: население тех земель, куда князь  и наместники

ехать не могли или  не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время

полюдья князь или  посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с

которыми население  обращалось к князю.

Такая форма сбора  дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась  она и

в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время  сбора не

определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов

населения княгиня Ольга  в 946 году установила «уроки», то есть

фиксированные нормы  дани, время и место ее сбора. В  этих же местах стали

собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или

«плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства

и форму феодальной ренты  – оброка.

 

Известно, что основой  феодального землевладения является полная

собственность феодала  на земельные угодья и неполная - на зависимого

(закрепощенного) крестьянина.  Но следует отметить, что феодальные

отношения в Киевской Руси не были определяющими и еще  долгое время

сохранялась сильная  патриархальная соседская община, что  можно объяснить

различными причинами, в том числе и наличием свободных  территорий, куда

могли уйти общинники.

 

 

Сельские общинники  на Руси назывались смердами, которые  долгое время

были юридически свободными. Они состояли из смердов, зависимых  только от

государства, которому они  платили налоги и отбывали различные  повинности, и

смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних  увеличивалась,

поскольку их мелкое хозяйство  было весьма неустойчивым. Процесс  разорения

смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных

военных походов, набегов  кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые

годы и пр. Общинники  были вынуждены обращаться за помощью  к феодалу и

заключать с ним особый договор – «ряд», по которому они  отрабатывали свой

долг, выполняя различные  виды работ. На этот период свободные  смерды

становились рядовичами, которых можно условно разделить  на закупов и

вдачей. Если рядович  брал взаймы ссуду («купу»), то на период отработки

этой ссуды (деньгами, скотом, семенами) он селился на земле  феодала со

своим инвентарем и становился закупом, или ролейным закупом («ролья» -

пашня). После выплаты  купы с процентами закуп снова  мог стать свободным

смердом. Вдачи, или «изорники» - это более обедневшие, почти  полностью

разорившиеся, полусвободные  смерды. Свой долг они отрабатывали на земле

феодала его же орудиями на условиях найма.

 

Следует отметить, что  все рядовичи (закупы, вдачи, изорники)

одновременно с экономической  зависимостью попадали и в юридическую

зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему

усмотрению. Если должник  укрывался от выплаты купы, то после  поимки его

могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все  труднее было отдавать

ссуды, и они становились  неоплатными должниками, а временная  юридическая

зависимость превращалась в постоянную. Смерды навсегда теряли положение

свободных общинников и  становились полностью зависимыми от феодалов.

Еще в сельской общине имелись так называемые «изгои», «сироты», которые

представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались

выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые  не

выучились грамоте, а  потому не имели права служить  в церкви и т.д.

Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или

«челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли  тяжелые работы по

хозяйству в феодальной вотчине, В основном на полях (так  называемые

«страдники»). Были также  «обельные» (полные) холопы, холопы «по  ряду»,

которые добровольно  отказывались от личной свободы и  поступали к феодалу на

основе договора-ряда.

На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно  не стало

преобладающей формой хозяйствования. Рабы, в основном из военнопленных, со

временем получали земельные  наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку

использование рабов  было неэффективно. Многие благочестивые  люди перед

смертью отпускали часть  своих рабов на свободу или  завещали их церкви.

Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или  завещанные церкви

«на помин души», назывались «задушными людьми».

Постепенное наступление  на общину, закабаление смердов, захват общинных

земель – все это  приводило к росту сопротивления  земледельцев. Они убегали

от феодалов на «пустоши», то есть на свободные земли, поднимали  стихийные

бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые

хищения имущества феодалов. Это заставляло киевских князей уделять  внимание

разработке правовых норм внутригосударственной жизни. Так, в 1016 году при

Ярославе Мудром появилась  «Русская правда» («Правда Роська», «Древнейшая

правда»), которая стала  важнейшим сводом норм древнерусского

законодательства. Позже, в конце XI века была выпущена «Правда

Ярославичей», вторая составная  часть «Русской правды». В этих документах

ограничивалась, а позже  – отменялась кровная месть как  страшный пережиток

первобытного общества, определялась ответственность за кражу  и порчу

имущества, скота, за нападение  на представителей вотчинной администрации.

Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика),

сельских старост  полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, то есть

примерно 16 кг серебра, а  за убийство смердов и холопов  страдников – 5

гривен (1 кг серебра).

В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины.

Это происходило несколькими  путями: 1) князь жаловал своим  дружинникам на

определенный период территории для сбора дани – «прокорма». Со временем эти

земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал

дружинников за службу государственной  землей; 3) князь мог отдать своим

приближенным часть  своих владений.

Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых

собственников. Бояре  осуществляли наступление на сельскую общину такими же

методами, как и князья, через постепенное их экономическое  и юридическое

закабаление.

Следует отметить, что  после принятия христианства на Руси церковь и

монастыри также становились  крупными земельными собственниками. Процесс

закабаления, характерный  для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных

вотчинах. Церковь принимала  княжеские пожалования, она захватывала  земли

свободных общинников и  т.д.

 

5. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И РЕМЕСЛА.

 

Восточные города появились  из небольших ремесленно- торговых поселений

еще до образования Древнерусского государства. Города чаще всего возникали

на торговых перекрестках и водных транспортных путях. Так, на пути «из

варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византию, были расположены

такие древние города, как Новгород Великий, Смоленск, Чернигов, Киев,

Любеч, Псков, Полоцк, Витебск  и др. Позже великие киевские князья стали

возводить города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних

Информация о работе Откуда пошла и есть Русь