Основная характеристика принципов общественной морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание

В этических явлениях присутствуют два момента:
личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);
объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общая характеристика принципов общественной морали…………...5
ГЛАВА 2. Этические принципы и моральные проблемы в деятельности сотрудников полиции………………………………………………………………12
ГЛАВА 3. Мотивация поведения, психологические установки и направленность личности…………………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа состоит из  1 файл

Этика.docx

— 44.25 Кб (Скачать документ)

     В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т. д., действующие в  обществе.

     Выполнение  нравственных норм обеспечивается авторитетом  и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

     Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие  в отрицательной оценке и осуждении  поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как  конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет  нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. 

     Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

     Моральные нормы могут выражаться как в  негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так  и в позитивной (будь честен, помогай  ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

     Моральные принципы – одна из форм выражения  нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том  или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера  взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении  они служат критериями нравственности.

     Если  моральная норма предписывает, какие  конкретно поступки должен совершать  человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

     К числу моральных принципов относятся  такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная  и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в  чем-либо нуждающемуся; коллективизм –  сознательное стремление содействовать  общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других. 

     Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают  так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

     Нравственные  идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к  людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной  личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие  моральные качества.

     Нравственный  идеал по-разному понимался в  разное время, в различных обществах  и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

     Нравственный  идеал, принятый человеком, указывает  конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным  сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов  и норм.

     Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях  высшей справедливости, гуманизма. 
 
 
 
 
 

  1. Этические принципы и моральные  проблемы в деятельности

    сотрудников полиции.

     Профессиональная  этика сотрудников полиции характеризуется такими категориями как “профессиональный долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике органов внутренних дел и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

     Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и  служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять  на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника полиции профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

     Профессиональная  этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные  качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и  чувств насчитывается всего несколько  десятков, включая как добродетели  — высоконравственные свойства человека, так и пороки — аморальные качества. Так, например, мужество, смелость, решительность  — весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для  пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику органов  внутренних дел они являются профессионально  необходимыми. Благодушие воспитателя  детского сада или школьного учителя  — скорее добродетель, чем порок, но это же качество в условиях органов  внутренних дел, как правило, порождает  безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

     Однако  если моральная норма подразумевает  конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в  предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности.

     Так, гуманизм правоохранительных органов  — это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных (“законопослушных”) граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. От работника правоохранительных органов  профессиональная этика требует  гуманного отношения к правонарушителю, предоставления ему максимальных возможностей для защиты, использования силы закона не только для наказания, но и для  перевоспитания преступника.

     Справедливость  может обеспечиваться только в равенстве  всех перед законом, в верховенстве закона.

     Коллективизм  в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности  каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

     Этика имеет непосредственное отношение  к деятельности следственных подразделений, поскольку:

  • этическими нормами и предписаниями, на треть расписаны уголовное и уголовно- процессуальное законодательство;
  • как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально – этическими нормами;

     Здесь же важно отметить особенность процессуальной деятельности следователя, накладывающую  заметный отпечаток на всю структуру  этических отношений с участниками процесса, - это законодательная регламентация методов и способов работы. Закон достаточно жестко регламентирует производство предварительного расследования. В то же время и правовая оценка поведения (поступка) в уголовно - процессуальной деятельности - это оценка с позиции соответствия его закону: расследование должно проходить в границах закона. Отсюда логично вытекает, что соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Здесь можно вполне согласиться с утверждением, что в рамках жесткой правовой регламентации человеческой деятельности, когда закон сужает свободу выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбрать более нравственный вариант поведения.

     Важное  место в этом процессе занимает система  категорий этики, так как, во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей, их роль особенно актуальна  для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей  мотивов, поступков, действий и идеалов. Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в  обществе, и в конечном итоге через  них устанавливается взаимодействие морали и права. В-третьих, они ориентируют  человека на утверждение общественного  блага.

     Полиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете, виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно полиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами полиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник полиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.1

     Однако  категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и  не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

     Специфика профессиональной деятельности сотрудников  правоохранительных органов обусловлена  тем, что они постоянно находятся  в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности  и злобы.

     Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник ОВД должен учитывать  моральные аспекты того или иного  конкретного явления и моральные  последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного  зла, ни абсолютного добра. Так, добро  по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.

 

  1. Мотивация поведения, психологические  установки и направленность личности.
 

     В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

     Чаще  всего в научной литературе под  направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

     Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и  формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Информация о работе Основная характеристика принципов общественной морали