Нравственные основания и принципы этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 08:55, контрольная работа

Описание

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функции, например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго всегда соблюдались и соблюдаются до сих пор правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока. В России этикету также уделялось много внимания. Например, уже в XVI веке был создан свод правил поведения для горожан - «Домострой», а в эпоху Петра I была издана книга для дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», где предписывалось быть вежливым и учтивым.

Содержание

Введение………………..…………………………………………………………………………… 3


1.Нравственные основы этикета……………..……….………………………………….. 5


2. Основные принципы этикета……….…………… ……………………………………. 10


Заключение…………………………………………………………………………………… 15


Литература.…………………………………………………………………………………. ... 17

Работа состоит из  1 файл

контрольная проф.этика 6,2003.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

4. Принцип следования обычаям и традициям той страны, в которой находится человек в данное время. При знакомстве с этикетом другого народа мы должны учитывать различие внутренней и внешней точек зрения. Одно дело, если структура моральных норм дается изнутри, и совсем другое - если с позиций другой культуры. В первом случае свое, как правило, оценивается положительно, во втором - картину нередко искажают обыденные, подчас субъективные представления о характерных чертах чужого народа. Наиболее характерными памятниками, отражающими внешнюю точку зрения, являются записки иностранных путешественников, внутреннюю - тексты типа Домостроя или современных пособий на тему «Как вести себя в обществе».

     Этикет  вообще наследует обычаи и традиции большинства народов. Из Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства, жители Скандинавии ввели правило предоставлять почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. Из Древнего Египта пришел обычай красиво и бесшумно есть. Ряд известных этикетных норм являются исключительным национальным достоянием тех или иных народов. В Японии известным правилом является ритуальное извинение перед гостями за скудное угощение, хотя стол полон всяческих блюд. В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном. В Англии все беседы начинаются с обсуждений погоды.

     Посторонний наблюдает чужое поведение нерасчлененно, без предварительно заданного деления на значимое и незначимое, выделяя не то, что наиболее важно с позиции носителя традиции, а то, что более всего отличается от привычных ему форм поведения. Для носителя же традиции изначальны и наиболее важны внутренние регуляторы поведения: система ценностей, религиозные, нравственные, психологические и иные установки.

Внутренняя точка  зрения позволяет выявить этические, нравственные, религиозные, социальные и иные основы этикета, однако она чревата и определенной односторонностью: как человек, так и народ в целом склонны идеализировать свой образ; грамматика этикета при этом подменяет жизненную реальность. Отдельным поведенческим чертам, имеющим межэтнический характер, приписывается узконациональная принадлежность; предполагается, что они свидетельствуют о высоких нравственно-этических свойствах именно данного народа и тем самым ставят его выше других народов. Такое утверждение приоритета и превосходства своего образа жизни над чужим, характерное для многих народов мира, получило название этноцентризма.

     Знание традиционной культуры поведения не только дает нам возможность нормально общаться с представителями других национальностей, но и учит уважать чужие обычаи, какими бы странными и нелепыми они ни казались на первый взгляд. Повседневное общение каждого народа имеет ряд особенностей. Например, на Западе, в Америке принято во всех случаях жизни казаться бодрым, здоровым, благополучным. Там при встрече не обсуждают состояние своего здоровья и не дают советов по лечению болезни. У русских жалостливость, участие к чужой беде - это черта национального характера, поэтому принято как жаловаться на жизнь, так и жалеть слабых, больных, неудачников. Зато разговор о погоде, в разных странах достаточно распространенный, в России считается настолько банальным, что допускается только в тех случаях, когда беседа рискует прерваться за неимением других тем.

     В наш век активных путешествий по миру принцип уважительного отношения к обычаям страны становится особенно важным. Нюансов национального поведения, непонятных для русского,  множество. Так, в Британии никогда не кладут руки на стол, держат их на коленях, нельзя обращаться за столом к незнакомым людям, если вы им не представлены. Женщинам нельзя делать комплимент "какое красивое у Вас платье", они сочтут это за величайшую бестактность. Шотландцев и ирландцев следует называть только британцами и ни в коем случае не англичанами. Во Франции никогда не оставляют еду на тарелках, ее нельзя демонстративно подсаливать и сдабривать специями, это может быть расценено как неуважение к тому заведению, где вы обедаете. В Германии в ресторанах и кафе не дают чаевых, они уже заложены в цены блюд. Во многих европейских странах, заказав такси, не принято садиться на переднее место женщинам. В Италии не принято ловить свободное такси. Если вы в отеле, то это сделает портье, если вы на улице, зайдите в ближайшее кафе и обратитесь к хозяину (эти услуги оказываются за умеренную плату). Платить таксисту в Италии принято строго по счетчику или чуть больше (итальянцы не уважают тех, кто сорит деньгами). Одним словом, любая страна имеет традиции, неуважение которых нежелательно. Перед поездкой в зарубежные страны следует познакомиться и с языком жестов. Особенно следует быть осторожным с языком жестов в арабском мире, где сложилась особая символическая культура, которой пользуются чаще, чем в Европе.

Повседневное  общение каждого народа имеет  ряд особенностей. Например, на Западе, в Америке принято во всех случаях  жизни казаться бодрым, здоровым, благополучным. Там при встрече не обсуждают  состояние своего здоровья и не дают советов по лечению болезни. У русских жалостливость, участие к чужой беде - это черта национального характера, поэтому принято как жаловаться на жизнь, так и жалеть слабых, больных, неудачников. Зато разговор о погоде, в разных странах достаточно распространенный, в России считается настолько банальным, что допускается только в тех случаях, когда беседа рискует прерваться за неимением других тем. 
 

Заключение 
 

     Этикет - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры  и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.     Этикет органически связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность. В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др. Кратчайшая цель этикета – это создание красивого, удобного и достойного сосуществования людей, уважение к их недостаткам и слабостям и прикрытие их некоего несовершенства.

     Рассматривать  нормы этикета в отрыве от  этических и моральных принципов  невозможно. Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного – уважительного отношения к людям. Внешние формы поведения человека опосредованно связаны с моментами нравственного характера: созвучие слов "этикет" и "этика" — не случайное. Как известно, этика — философское учение о морали, которое регулирует взаимоотношения людей с точки зрения добра и зла, формирует духовный мир человека. Ее нормы и принципы не содержат практические рекомендации на все случаи жизни. Требования этикета, как известно, обусловлены в основном психологическими, гигиеническими, эстетическими и иными потребностями человеческой коммуникации. Они в значительной степени внеморальны, не ставят человека в жесткую ситуацию нравственного выбора между добром и злом, правдой и ложью. Они предлагают конкретные модели поведения в конкретных жизненных ситуациях: как вести светские беседы и пользоваться столовыми приборами, как со вкусом одеваться и дарить подарки, как устроить деловые переговоры и принимать гостей и т.д. Однако в них заложен глубинный нравственный смысл: в конечном итоге эти правила и нормы выражают уважение к личности другого. Этикет приобретает особую ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране чести и достоинства человека; этикет, охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, в общем и целом способствует развитию гуманистического содержания человеческих взаимоотношений. Эти формы могут быть  не главными, но важными вехами нравственного взаимопонимания, подчеркивая доброжелательное, уважительное, внимательное отношение к душевному миру каждого человека, выражением деликатности в процессе взаимопроникновения этих миров.

     Этикет порой может вступать в несоответствии с моралью, когда за показной вежливостью, изысканными манерами человека маскируется его глубоко безнравственная, эгоистическая сущность, что говорит о его духовной неполноценности, которая рано или поздно даст о себе знать. И наоборот, порой внутренне одухотворенные, порядочные и честные люди не знают элементарных норм этикетного поведения, теряясь и смущаясь даже в стандартных ситуациях (не могут подобрать соответствующий для официального мероприятия деловой костюм, пугаются от количества столовых приборов на праздничном столе, не знакомы с культурой приема тех или иных блюд, не умеют оформить деловую переписку и т.д.). Безусловно, идеальным вариантом является органическая взаимосвязь в человеке хороших манер и умения вести себя в обществе с духовной красотой и нравственными качествами. Духовный человек - это гармония души и тела, возвышенных мыслей и благородных поступков.

     Современные правила хорошего тона просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или служебного положения. Современный этикет демократичен и не догматичен: он дает возможность выбора и творческого решения в неожиданных и нестандартных условиях.

     Здание современного этикета возвышается на фундаментальных принципах, или духовных основаниях-смыслах, которые питают культуру общения, и усвоение которых позволит каждому отыскать верный путь в лабиринтах разнообразных жизненных обстоятельств и случаев. Таких оснований можно выделить несколько, и, прежде всего, это принцип гуманизма. Правила хорошего тона не даются индивиду от рождения. Культура поведения — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и самовоспитания, приобщения к основам цивилизационного общения. Знание и выполнение элементарных норм и требований хорошего тона намного облегчает современную жизнь, придает своеобразную одухотворенность человеческому общению, а личности — обаяние и привлекательность, помогает человеку чувствовать себя уверенно и естественно в любых ситуациях как делового, так и повседневного общения. Восточная поговорка гласит: "Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец". Деликатный, воспитанный человек, знающий правила хорошего тона, будет всегда чувствовать себя свободно, уверенно и естественно в любом обществе, в любых ситуациях, нравиться себе и другим своим безукоризненным внешним видом, красивыми манерами, умением общаться и находить контакт с любым собеседником или деловым партнером. Напротив, незнание этикетных норм, неумение вести себя в обществе, отсутствие умений и навыков культуры общения ставят человека в неудобные ситуации, стесняют сферу его свободы, формируют комплекс неполноценности и ущербности, ведут к росту конфликтов и противостояний.

       Сегодня "светскость", "правила хорошего поведения", "красивые манеры", "этикет" — это не просто "этикетка" и "ярлык", а прежде всего "визитная карточка" воспитанного человека, на котором лежит огромная ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.  

Литература: 
 

1. Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции. – М.: Вече, 2005. – 400 с.

2. Все об этикете.  – М.: Вече, 2000. – 432 с.

3. Губин В.Д. Основы этики: учебник. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2007. – 222 с.

4. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.:

    СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. – 416 с.

5. Гуревич П.С. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений. –

    М.: ЮНИТИ, 2006. – 415 с.

6. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 271 с.

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.

8. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. – М.: Издательско-

    торговая  корпорация «Дашков и К», 2009. –  528 с. 

9. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. –

    М.: Политиздат, 1991. – 368 с. 

10. Редмонд М. Современный этикет. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 190 с.

11. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – М.: Политиздат, 1989. –

      447 с.

12. Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 640 с. 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Нравственные основания и принципы этикета