Нарушение авторских прав в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:42, реферат

Описание

Авторские права чем-то напоминают патентное право. Их общая цель - защитить право на интеллектуальную собственность, например, на открытие или на литературную работу, фотографию или статью. Поскольку авторское право применимо и к газетам, телевидению, радио, необходимо знать, что факты, т.е. информация, как таковые, не могут быть защищены авторским правом. Авторское право защищает только форму, в которую облечена информация, - композицию слов. Следует также осознавать, что авторское право направлено, в первую очередь, на борьбу с копированием и плагиатом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..………………………….………………………………………………………..………......3
Из истории авторского права………………………………………………………….3
Законодательный аспект………………………………………………………………...4
Примеры нарушения авторских прав в журналистике…………………..6
Цитирование………………………………………………………..…………………………………7
Журналистская деятельность и авторское право…………………………...9
Авторское право на интервью……………………………………………………….10
Авторское право на новостное сообщение……………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….….....………………………………………………….……….…………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ..…………..…………………………..…...16

Работа состоит из  1 файл

реферат по этике.docx

— 49.38 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Институт  журналистики

Кафедра теории и методологии журналистики 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «Профессиональная этика  журналиста» на тему:

«Нарушение  авторских прав в  журналистике» 
 
 
 

Подготовила студентка II курса 11 группы

специальности «Международная журналистика»

Сербиненко  Надежда Игоревна 

Преподаватель:

Игорь Николаевич Горский 
 

Минск, 2011 
 
 
 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ……..………………………….………………………………………………………..………......3

  • Из истории авторского права………………………………………………………….3
  • Законодательный аспект………………………………………………………………...4
  • Примеры нарушения авторских прав в журналистике…………………..6
  • Цитирование………………………………………………………..…………………………………7
  • Журналистская деятельность и авторское право…………………………...9
  • Авторское право на интервью……………………………………………………….10
  • Авторское право на новостное сообщение……………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….….....………………………………………………….……….…………...15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ..…………..…………………………..…...16 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     За  последние два десятка лет, иными словами, со времени появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё более острыми. Разумеется, касается это и наболевшего вопроса о нарушении авторских прав журналистских материалов. Складывается во многом противоречивая ситуация.

     Нужно понимать, что любое произведение — это воплощение самого автора, реализация его идей и творческого замысла. Авторские права создателя произведения должны соблюдаться и защищаться как на территории РБ, так и во всем мире — это аксиома.

     Авторские права чем-то напоминают патентное  право. Их общая цель - защитить право  на интеллектуальную собственность, например, на открытие или на литературную работу, фотографию или статью. Поскольку авторское право применимо и к газетам, телевидению, радио, необходимо знать, что факты, т.е. информация, как таковые, не могут быть защищены авторским правом. Авторское право защищает только форму, в которую облечена информация, - композицию слов. Следует также осознавать, что авторское право направлено, в первую очередь, на борьбу с копированием и плагиатом.

Из  истории авторского права

     Авторское право возникло в Средние века, причём тогда его цели отличались от современных. Задачей ставилось, прежде всего, усиление контроля государства над выпуском печатной продукции. Власти европейских держав в те времена с опаской относились к книгопечатанию, и под авторским правом понимали разрешение на копирование (англ. copyright – право издавать копии). Такие разрешения получали от властей только «проверенные» члены официальных «гильдий печатников». Они опасались его потерять и поэтому издавали только те произведения, которые не могли навлечь гнев королевской семьи.

     Ситуация  изменилась в XVIII веке. В 1710 году в Великобритании был принят так называемый «закон Анны», который ввел принцип содействия творческой деятельности, связав его  с авторским правом. Идеология нового взгляда на авторское право заключалась в следующем: если авторы не будут уверены в том, что их права охраняются, что их произведения, не успев выйти из-под пера, не будут тут же без их ведома и согласия копироваться, то они потеряют стимул к созданию произведений. В результате пострадает общество, для прогресса которого необходимо развитие и распространение интеллектуального творчества. В то же время общество пострадает и в результате предоставления авторам абсолютных прав. Таким образом, авторское право согласовалось с интересами общества.

     Современный подход к принципам авторского права  сформулирован в части 8 статьи 1 конституции США 1789 года: «Конгресс  имеет право содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя  на ограниченный срок за авторами и изобретателями права на принадлежащие им сочинения и открытия».

     Законодательный аспект

     Вспомним  закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Статья 15 «Личные неимущественные права» гласит: «Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом или без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование)».

Также можно руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много, и они развивают одни и те же идеи. Прежде всего, это «Международная декларация принципов поведения журналистов» (принята Конгрессом МФЖ в 1954 году, поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ), а также российские и белорусские аналоги: Кодекс профессиональной этики журналиста (Беларусь). Кодекс принят на 9-м съезде Белорусского союза журналистов 18 октября 1995 г. А также «Кодекс профессиональной этики журналиста» (Россия). Принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года. «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).

     К сожалению, законы, гласные и негласные, нарушаются.   
 

     Примеры нарушения авторских  прав в журналистике

     Я приведу  примеры, о которых журналист  всегда должен помнить.

     Право авторства может осуществляться только самим автором в течение всей жизни. После смерти автора право авторства сохраняется только на 50 лет.

     Право признаваться автором произведения означает, что имя автора должно упоминаться при любом способе доведения его до общественности. Именно благодаря праву признаваться автором служебного произведения автор может защитить себя от плагиата.

     Плагиат, к сожалению, — довольно распространенное явление в журналистской практике. Широкая практика перепечаток материалов центральных газет в региональные, из печатных изданий в Интернет-прессу — тому свидетельство. Один из самых известных примеров в мировой практике — незаконное использование статьи датского журналиста «Пластиковые окна в старых домах должны быть запрещены» для рекламы одной из компаний по продаже деревянных окон. Суд решил дело в пользу журналиста и взыскал с компании 10 тысяч крон компенсации.

       Один из первых случаев перепечатки  из Интернет-СМИ в печатное, получивший широкую огласку, произошёл в 1999 году. Сетевой проект «Лист.ру» обвинил газету «Вечерняя Москва» в публикации плагиата. Ведущий раздела расследований утверждал, что вышедший в газете 11 февраля материал «Клинтониада. Последний акт», подписанный Сергеем Гринцовым, — это с точностью до незначительных исправлений публикация «Листа» за 26 января. Редакция последнего обратилась к редакции «Вечерней Москвы» с просьбой об опровержении.

     В другом номере «Газеты.ру» приведен ещё один печальный пример незаконной перепечатки статьи проекта Content.list.ru. По словам журналиста «Газеты.ру» А.Носика, в одном из номеров газеты «Версия» появилась статья «Они спали с президентом», которая является пересказом статьи сетевого проекта Content.List.Ru. «Можно с высокой степенью уверенности утверждать, что автор «Версии», укрывшийся за псевдонимом «Олег Пуританский», украл этот материал именно из Листа.Ру, а не из «Вечерки» (и не с американского сервера, где та же история рассказана по-английски) по одной простой причине: подбор иллюстраций, данных в «Версии», полностью совпадает с таковым на сервере List.Ru».

     Цитирование

     Некоторая информация, на которой основываются статьи, берется из книг, журналов и  других защищенных авторским правом источников. Нарушением авторского права  считается дословное повторение источника. Но вежливость и честность журналиста требуют выражения благодарности в адрес источника информации, даже если она не была процитирована слово в слово.

     В журналистике случается так, что газеты часто  занимаются "переписыванием" статей друг друга, и это, как ни странно, считается допустимым и воспринимается как должное. В уважающих себя изданиях статьи из других газет "переписываются" только при условии проверки того, что все факты в оригинале соответствуют действительности с учетом нового развития событий. В некоторых случаях газеты были пристыжены, а иногда даже наказаны в соответствии с законами, контролирующими нечестные профессиональные отношения, состоящие в регулярном использовании фактов, добытых своими конкурентами.

     В одном  из таких случаев "паразиту" была устроена западня. Потерпевшая сторона  преднамеренно допустила фактологические ошибки в своих статьях для того, чтобы загнать в угол "списывающую" газету, которая попросту их повторила.

     Буквальное  цитирование источника, защищенного  авторскими правами, требует не только ссылки, но и получения на это  разрешения. Иногда за такое разрешение могут потребовать гонорар. Факт разрешения на публикацию должен быть отображен в форме, указанной владельцем авторского права.

     Однако  законы, регулирующие разрешения на публикацию, довольно лояльны по отношению к  доктрине так называемого "разумного использования". Руководствуясь этим принципом, который не был четко сформулирован, авторы могут кратко цитировать работы, защищенные авторским правом, без получения разрешения. Какой объем информации можно цитировать? Вот тут и рождаются сомнения. До сих пор не установлено конкретное число слов. Некоторые авторитетные источники утверждают, что речь идет о цитировании до 50 слов - но это всего лишь догадка. При цитировании, руководствуясь принципом "разумного цитирования", возникает два вопроса: в каком объеме и зачем. Считается, что возможно безбоязненное цитирование ради иллюстрации какой-либо точки зрения в учебных или научных целях. Что же касается художественных произведений, то дело обстоит иначе. Процитированный источник должен быть четко указан. Выдача чужой работы за свою считается, конечно же, плагиатом и является аморальной и противозаконной, так как представляет собой вид кражи защищенного авторским правом материала. 
 

     Журналистская деятельность и авторское  право.

     Каким образом эти два  понятия связаны  между собой?

     Журналистская деятельность и авторское право неразрывно связаны друг с другом. Авторские права журналиста признаются как конституционными правами, так и основными правами человека.

     Что дает для журналиста, для его журналистской деятельности авторское право? Может ли существовать журналистская деятельность без авторского права?

     Во-первых, на созданные в результате журналистской деятельности произведения распространяется действие авторско-правового законодательства Республики Беларусь. А так как журналист является автором, то есть субъектом правоотношений, следовательно, его произведение попадает под трактовку авторского произведения, что присваивает ему статус неприкосновенного и дает возможность журналисту, как автору, в любом возникающем спорном вопросе ссылаться на субъективную авторскую трактовку.

       Во-вторых, для журналистской деятельности  авторское право так же небесполезно  в случае, если журналист (он  же - автор) работает по трудовому  соглашению в редакции. В этом  случае все авторские права на созданное им произведение сохраняются за ним

     В-третьих, при приеме на работу должен быть заключен авторский договор между журналистом как автором и редакцией как пользователем его творческого и интеллектуального труда. Для журналистской деятельности авторское право, также является эффективным экономическим способом. Ведь если авторский договор не заключен, то журналист имеет все основания для предъявления редакции иска о выплате авторского вознаграждения (помимо полученной им заработной платы).

Информация о работе Нарушение авторских прав в журналистике