Мораль как предмет этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Описание

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову « mos» (множественное число «mores») , обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Содержание

1. Введение. 2
2. Сущность и структура морали. 3
3. Истоки нравственности и социальная сущность морали. 4
4. Функции морали. 7
5. Заключение. 12
Список использованной литературы. 13

Работа состоит из  1 файл

контр работа по проф этике.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

     Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей  нравственный характер. Они различаются  по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

     Нравственная  деятельность представляет собой объективную  сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

     Совокупность  поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

     Нравственная  деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

     В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии и др.

     Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

     Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в  определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

     В отличие от простых обычаев и  привычек, когда люди однотипно поступают  в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

     В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре  и зле и т. д., действующие в  обществе.

     Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций .

     Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

     Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций  санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

     Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

     Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

     Если  моральная норма предписывает, какие  конкретно поступки должен совершать  человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

     К числу моральных принципов относятся  такие общие начала нравственности, как

     гуманизм  — признание человека высшей ценностью;

     альтруизм — бескорыстное служение ближнему;

     милосердие  — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

     коллективизм  — сознательное стремление содействовать  общему благу;

     отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

     Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают  так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

     Нравственные  идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к  людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной  личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

     Нравственный  идеал по-разному понимался в  разное время, в различных обществах  и учениях. Если Аристотель видел  нравственный идеал в личности, которая  высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "божественного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

     Нравственный  идеал, принятый человеком, указывает  конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

     Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях  высшей справедливости, гуманизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Заключение.

     Человеческая  мораль как особая форма человеческих отношений складывалась издавна. Это  прекрасно характеризует заинтересованность общества к ней и то значение, придаваемое морали как форме  общественного сознания.

     Естественно нормы морали разнились от эпохи  к эпохе, и отношение к ним  всегда было неоднозначно.

     В древности «этика» («учение о  нравственности») означала жизненную  мудрость, «практические» знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Аристотель. Никомахова этика. // Соч.: в 4 т.  ТА. М., 1983.

2. Адорно  Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

3. Спиноза  Б. Этика / / Избр. произв.: В 2 т.  т.1. М., 1957.

4. Кант  И. Критика практического разума. СПб., 1995.

5. ГегельГ.В.Ф.  Философия права. М., 1990.

6. Ха6ермас  Ю. Моральное сознание и коммуникативное  действие. СПб, 2000.

7. Дробницкий  О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 17-70.

8. Апресян  Р.Г Мораль. // Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С. 275-282.

9. Гусейнов  А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 29-40 . .

10. Рациональное  и эмоциональное в морали. М., 1983.

11. Что  такое мораль? М., 1988.

12. Гусейнов  А.А. Этика. // Этика: энциклопедический  словарь. М., 2001. С. 573-581.

13. Дробницкий  О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977. С. 3-17.

14. Гусейнов  А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. С. 9-29.

15. Этика.  Под. ред. А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко.  М., 1999. С. 5-33.

Информация о работе Мораль как предмет этики