Мораль и право в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

Избранная тема, несомненно, весьма актуальна.
Целью работы является изучение морали и права в жизни человека и общества.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека …………………………………………………………… 4
2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия 6
3. Влияние морали на современное российское право ……………………… 12
Заключение ……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы ………………………………………… 16

Работа состоит из  1 файл

Мораль и право в жизни человека и общества.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение  ………………………………………………………………………… 3

1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека …………………………………………………………… 4

2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия  6

3. Влияние морали на современное российское право ……………………… 12

Заключение ……………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы ………………………………………… 16

  
Введение

 

Взаимодействие (соотношение) права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Прежде всего надо видеть, что человеческие, моральные начала - принципы справедливости, свободы, равенства принимают более отчетливую форму посредством закрепления в праве. Тем самым право способствует глубокому укоренению морали в обществе. Это - с одной стороны. С другой - право также обогащается под влиянием морального фактора, получает моральную обоснованность, что повышает его авторитет. Соответственно следует признать, что понимание нравственных основ права - показатель его ориентации на общечеловеческие начала. Стало быть, право и мораль - взаимодополняющие средства социального нормативного регулирования.

К числу важных проблем  этики и философии права относится  проблема соотношения права и  нравственности в жизни общества. Она приобрела мировоззренческую  остроту в отечественной философии, общественной мысли и юриспруденции XIX - начала XX в., сохраняя актуальность и в наши дни.

Наиболее активным элементом  правосознания является правовая идеология. Основой правовой идеологии правосознания  выступает правовая идея, производная от соответствующего понимания права, что совсем не означает установления тождества понятий "правосознание" и "правопонимание". Центральное место правовой идеи в среде, создаваемой соотношением политической и правовой систем, а также системы морали; ее роль цели в правовом сознании как организационной системе позволяет избрать правовую идею в качестве критерия рассмотрения трансформации правосознания.

Избранная тема, несомненно, весьма актуальна.

Целью работы является изучение морали и права в жизни человека и общества.

1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и  реального (сущего) в поведении  человека

 

"Мораль (от латинского moralis - нравственный) - область этических  ценностей, которая прежде всего  признается каждым взрослым членом общества"1. Размеры же и сферы морали не только меняются с течением времени, но различны у разных народов, наций и даже слоев населения. Основными проблемами морали являются принципы совместной жизни людей, жизненные ценности, устои различных социальных групп. К господствующей морали у всех народов и во всех исторических эпохах относят социальные ценности и религиозное поведение, которое выражается в любви к ближнему, благотворительности, гостеприимности, почитании предков, отправлении религиозных культов. Не можем мы обойти стороной еще одну формулировку: Мораль - это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это требования, обращенные к человеку извне2.

Видимо, нет оснований  проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

 

2. Мораль и право: их  единство и взаимодействие, отличия  и противоречия

 

Единство права и морали состоит в следующем. Нормы права и нормы морали - это разновидности социальных норм. В этой связи и те, и другие нормы обладают одинаковыми чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов).

Право и мораль - надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями  жизни 
общества. Это предопределяет социальную однотипность норм 
права и норм морали.

У права и морали один и тот  же объект регулирования 
общественные отношения, складывающиеся между индивидами, коллективами, социальными группами.

Право и мораль, как правило, формируются  на основе 
представлений о справедливости, и в этой связи их требовалния 
во многом совпадают.

Право и мораль предполагают относительную  свободу 
воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательном 
выбора определенной позиции, принятия решения. В этом главный общий стержень рассматриваемых норм.

Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, а также основанием, предпосылкой ответственности за совершенный безнравственный или противоправный поступок.

Право и мораль входят в сферу культуры общества, служат основанием оценки поступков людей, их деятельности. Именно в этой связи говорят о нравственных, правовых представлениях людей и о нравственном (безнравственном), правовом (антиправовом) поступке (действии).

Право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью. Каждое новое поколение не создает заново рассматриваемые нормы поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их.

И праву, и морали свойственна определенная динамика, социальным источником которой следует признать общественные отношения, их развитие, социальную практику.

Отмеченные моменты  свидетельствуют об общности регулятивных функций морали и права, присущей им нормативности, их определенном «родстве»3.

В то же время мораль и  право имеют особенные черты, отличающие их друг от друга.

1. По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морал» складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о «добре и зле» и т.д. Право, как известно, появляется вместе с образованием государства, формируется государственными структурами Примечательно, что в пределах одной страны, одного общества может существовать только одно право, точнее одна наднациональная правовая система. Мораль же, в отличие от права, неоднородна: в обществе может действовать несколько моралъных систем (классов, социальных групп, профессиональных 
союзов, индивидов).

2. По способам установления. Правовые нормы создаются 
либо санкционируются государством и только им. По-другому 
складывается мораль.  Ее нормы формируются социальными 
общностями, группами, коллективами. При этом, для того чтобы| норма морали (нравственности) получила право на «существование», не нужно санкции официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой - теми, кто намерен ею руководствоваться.

3. По форме выражения. Правовые нормы, закрепляются в 
официальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали не имеют такого документального воплощения, «содержатся» в сознании людей - индивидов, социальных групп. Их появление не связано с волей законодателей. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше.

Поскольку нормы морали складываются в общественном мнении, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, и порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое.

4. По времени введения в действие. Если моральные нормы 
вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и др.).

5. По критериям (основаниям) оценки поведения людей. 
Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного неправомерного.

6. По сфере действия. Предметы регулирования норм права 
норм морали нередко  «пересекаются», иногда не совпадают. Имеется в виду то, что есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Так, право наряду с моралью упорядочивает огромную область наиболее значим общественных отношений (власть, управление, собственна и т.д.). Вместе с тем право оставляет вне сферы своего влияния многие отношения между людьми. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия и др. Право как регулятор, требующий контроля за осуществлением своих предписаний, в названные и подобные отношения не должно «проникать».

7. По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации, они абстрактны (помогай ближнему), не предусматривают заранее определенный вид ответственности и дают большой простор для толкования, разъяснения их смысла.

8. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Нередко мораль требует от человека больше чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений.

Существенно и то, что мораль выверяет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает считаться с мнением окружающих. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Следовательно, мораль нередко охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом.

9. По мерам обеспечения. Нарушение норм права может вызвать наступление юридической ответственности. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие санкции. Порядок возложения юридической ответственности строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привлечения к  
ответственности, правильность квалификации, оценка справедливости применяемого наказания, его соразмерность с совершенным деянием. Иного рода последствия вызывает нарушения морали. Процедуры обсуждения безнравственного поступка того или иного субъекта не установлено. К нему применяются нормы нравственного воздействия. Следовательно, моральные нормы иное не регламентируют конкретные формы и меры воздействия. Это могут быть нравственное осуждение, порицание, предупреждение, иные средства коллективного воздействия. При этом такое воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

10. По внутренней организации. Мораль, как совокупность норм, правил поведения и отношений людей, не обладает такой координированной (достаточно жесткой) структурой, как система права, включающая разделение внутренне согласованных норм на отрасли, институты и др.

Право и мораль взаимодействуют, органически связаны друг с другом, что проявляется и в процессе правотворчества, и в ходе реализации норм права. И правовые, и моральные нормы основываются на общечеловеческих началах - справедливости, правде, истине. Их взаимопроникновение в рассматриваемом плане сказывается, прежде в том, что право основывается на морали и посредством правотворчества становится одной из форм ее существования, назовем в связи с этим ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море, ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого4.

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества