Миф и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 16:47, реферат

Описание

В данной работе рассматриваются такие понятия как "миф","культура".
Понятие мифа и мифологии, их значение в жизни человека,основные тематические циклы мифов и их содержание, выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии, соотношение мифологии с другими философскими понятиями.

Содержание

Введение
Глава I. Миф и культура 4
1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4
1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6
1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии 9
Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11
Список использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Миф и культура.docx

— 37.00 Кб (Скачать документ)

способ  объяснения  имеет  специфический   характер   и   коренным   образом

отличается от научной формы объяснения и анализа  мира. Какие же  особенности

отличают мифологическое сознание?

       В мифе человек и общество  не выделяют себя  из  окружающей  природной

стихии: природа, общество и  человек  слиты  в  единое  целое,  неразрывное,

единое.

       В мифе  нет  абстрактных   понятий,  в  нем  все  -  очень  конкретно,

персонифицировано, одушевлено.

       Мифологическое  сознание  мыслит  символами:  каждый  образ,   герой,

действующее лицо обозначает стоящее за ним явление  или понятие.

       Миф  живет  в  своем,  особенном  времени  -  времени  "первоначало",

"первотворения",  к которому  неприложимы человеческие   представления   о

течении времени.

       Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды  доводы  рассудка,  он

объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].

       Какую же роль играли мифы  и мифотворчество  в  истории   человеческого

общества и  человеческой культуры?

       Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,

       Они в своеобразной, очень конкретной  форме устанавливали связь   между

прошлым, настоящим  и будущем человечества,

       Они являлись каналом, по которым  одно  поколение  передавало  другому

накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания. 

       1. 3.  Выражение  общечеловеческих  ценностей  и  социальных  норм  в

мифологии 

       Мифология выполняет функцию  объяснения и легитимации социальных  норм.

Соответствующая  мифическая  версия  санкционирует  определенный  (наличный,

естественный)  порядок,  выступая,  одновременно,  в  качестве  основы   его

происхождения, идеологического оправдания его  существования  и  неизменного

сохранения[7].

       Миф выражает и  кодифицирует  верование,  придает  престиж   традиции,

руководит в  практической деятельности, учит правилам поведения.  Характерные

для   мифологии   представления   о   божественном   первоисточнике   правил

человеческого   поведения   и   человеческих   установлений    вообще,    об

обусловленности норм человеческого общения  (дозволений  и  запретов)  более

широкими и  глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими)  процессами

и порядками (с  теми или иными изменениями и  модификациями)  сохраняют  свое

значение и  в дальнейшем, в условиях формирования государственности.

       Соответствие земных, человеческих  порядков, отношений норм  и   правил

поведения божественным началам является  само  собой  разумеющимся  моментом

общемифологического  представления о всемогущих,  всеопределяющих   богах,

создателях  неба  и земли,  человека  и уклада  его жизни.   Естественное

(природное)  согласно  подобным   воззрениям   тоже   божественно,   а   все

человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере,  в какой

оно соответствует  божественным  (естественно-божественным)  установлениям  и

волениям. Причем в соответствии  с иерархическими  взаимоотношениями самих

мифических   богов   между   собой,   в   качестве   первоисточника    всего

положительного, социально и этически наиболее важного  и  ценного  выступает

сам верховный  бог. Кроме того, один из богов (в разных  мифах  и  на  разных

этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль  может приписываться

раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.

       Согласно божественной справедливости, все люди  равны  по  природе   и

наделены богами равными возможностями. На рушение такого  рода  равенства в

человеческих  отношениях  является  свидетельством  отступления   людей   от

божественного  закона.  Существенным  фактором  и  мотивом,   поддерживающим

божественно освященные устои  официального  порядка  (тесно  взаимосвязанные

между   собой   представления   о   божественной   справедливости,   правила

религиозного  ритуала,  принятые  обычаи  и  нравы,  установления  властей  и

судов), был страх  перед наказанием - при жизни или  неминуемо после смерти  -

за те  или  иные  прегрешения  или  проступки.  Этот  страх  успешнее  всего

культивировался там, где упирался  на  стойкую  веру  в  бессмертие  души  и

загробный суд  богов.

       Мифологически и религиозно окрашенные  представления о  дозволенном  и

недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли  на

источники  древнего  права  -  нормы   обычного   права,   законодательство,

административные  распоряжения и судебные решения. Правосудие  осуществлялось

самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.

       Мифология отражает интенции  ее носителей,  и  в  результате,  героика

полностью вытесняется  из жизни.

       Миф выступает способом существования  права. Закон фундируется  мифом,

а миф настраивает  на веру в правосудие.

       В специфичном контексте мифологической  интерпретации победа добра над

злом  несомненно   значима   и   для   человеческих   отношений,   принципом

упорядочения   которых,   по    смыслу    мифа,    выступает    божественная

справедливость. Победа справедливости есть вместе  с  тем,  согласно  логике

мифа, утверждение  правового начала и права вообще как  торжества  права  над

неправом.   Миф   тем   самым   отражает   представление   о    божественном

происхождении, источнике и характере справедливости  и права как принципе

взаимоотношении в божественных и человеческих делах.

       Политико-правовые умения  и   знания  людей  возводятся  к  некоторому

нечеловеческому (по смыслу - и  божественному)  источнику  и  авторитету.  В

ряде   мифологических   сказаний   и   гимнов   в    качестве    покровителя

справедливости,  защитника  слабых  и теснимых  фигурирует   бог,   жестоко

карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого,  кто нарушит

путь правды, справедливости и права - ждет по тогдашним  правопредставлениям

неминуемая и  суровая кара. 

Глава II. Соотношение  мифологии с другими философскими понятиями 

       Мифология находится в тесном  взаимодействии  с  религией.  Спецификой

религии является то, что основой здесь является  культовая  система,  т.  е.

система  обрядовых  действий,  направленных  на  установление   определенных

отношений со сверхъестественным. Миф в той мере  религиозен,  в какой он

включен в культовую систему.  С помощью обрядности  религия культивирует

человеческие  чувства любви, совести, долга, милосердия,  придает  им  особую

ценность.

       Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в  идеалы  в   любом

мировоззрении.  Основная  функция религии состоит в том,  чтобы   помочь

преодолеть  человеку  относительную  изменчивость  его  бытия.  и  возвысить

человека до  чего-то  абсолютного,  вечного[8].  Религия  помогает  человеку

преодолеть житейские  трудности. Главная  и  самоценная  идея  Бога.  Из  нее

выводится все  остальное содержание. Идея Бога является не только  принципом,

сколько такой  идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.

       Религия - ответ на  вопрос  о  смысле  жизни.  Религия,  как  и  миф,

выражает потребность  человека в ощущении  своей  причастности  к  основаниям

бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже  не  в  непосредственной

жизни природы.  Боги  развитых  религий  находятся  в  сфере  потустороннего

(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется  не  природа,  а

сверхъестественные  силы человека, и прежде  всего,  дух  с  его  свободой  и

творчеством. Помещая  божественное по ту сторону природы  и  понимая  его  как

сверхъестественный  абсолют,  развитая  религия  освобождала   человека   от

мифологической  слитности с природой и внутренней  зависимости  от  стихийных

сил и страстей.

       Религия стала  доминировать  в  культуре  вслед  за  мифом.  Ценности

светской культуры и ценности религии  часто  не  гармоничны  и  противоречат

друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании  и  т.  д[9].

Главное  почти  во  всякой  религии  -  это  вера  в   Бога   или   вера   в

сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным  путем.  В

этом ключе и формируются все ценности  религии.  Культура,  как правило,

модифицирует  становление  религии,  но   утвердившись,   религия   начинает

изменять  культуру,  так  что  дальнейшее   развитие   культуры   идет   под

значительным  влиянием религии.

       Параллельно с мифом и религией  в  истории  культуры  существовало  и

действовало искусство.  Искусство  есть  выражение  потребности  человека  в

образно-символическом  выражении  и  переживании  значимых  моментов   своей

жизни. Искусство  создает для человека "вторую реальность"  -  мир  жизненных

переживаний,  выраженных  специальными  образно-символическими   средствами.

Приобщение к  этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют  одну

из важнейших  потребностей человеческой души.

       Искусство  продуцирует   свои   ценности   за   счет   художественной

деятельности, художественного  освоения  действительности.  Задача  искусства

сводится к  познанию эстетического, к художественной  интерпретации автором

явлений  окружающего  мира.  В  художественном  мышлении  познавательная   и

оценочная деятельность не разделены  и используются  в единстве.  Работает

такое мышление с помощью системы  образных  средств  и  создает  производную

(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство   обогащает  культуру

Информация о работе Миф и культура