Культура процессуальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:23, контрольная работа

Описание

Культура уголовного процесса представляет собой качественную характеристику этого вида государственной деятельности, опирающуюся на общее понятие культуры, а также представления о юридической культуре.
Термин "культура" (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) применяется широко и истолковывается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится (от культуры человеческого общества до культуры растений или микроорганизмов).

Содержание

1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности, стр. 2-4;
2. Культура производства по уголовному делу, стр. 5-7;
3. Культура процессуальных документов, стр. 7-10;
4. Судебный этикет, стр. 11-13;
5. Список использованной литературы, стр. 14.

Работа состоит из  1 файл

этика.docx

— 41.20 Кб (Скачать документ)

Вопросы по теме: Культура процессуальной деятельности

 

1. Понятие и содержание  культуры процессуальной деятельности, стр. 2-4;

2. Культура производства  по уголовному делу, стр. 5-7;

3. Культура процессуальных  документов, стр. 7-10;

4. Судебный этикет, стр. 11-13;

5. Список использованной  литературы, стр. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности

 

Культура уголовного процесса представляет собой качественную характеристику этого вида государственной деятельности, опирающуюся на общее понятие  культуры, а также представления  о юридической культуре.

Термин "культура" (от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) применяется широко и истолковывается неоднозначно, в зависимости от того, к какой отрасли знания или практической деятельности он относится (от культуры человеческого общества до культуры растений или микроорганизмов).

Наиболее общее понятие "культура" означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством, совокупность всех видов преобразовательной деятельности по производству этих ценностей, характеризующих уровень развития общества.

Культура представляет собой  достижения общества в производственной, общественной и духовной жизни. В  то же время она характеризует  уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.

Принято различать материальную и духовную культуру. Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Это  орудия труда, жилища, предметы повседневного  обихода, средства транспорта, связи, одежда и т. д. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства. Это наука, познание, нравственность, религия, мифология, воспитание, просвещение. Сюда относятся философия, право, этика, эстетика, литература, живопись, архитектура и т. д.

Иногда культуру понимают лишь в узком смысле, только как  состояние духовной жизни данного  общества.

Культура включает и общечеловеческие, и национальные ценности. Она находится  в непрерывном развитии.

Составной частью духовной культуры является правовая культура. Правовая культура – это достигнутый  обществом уровень правового  регулирования социальных отношений, правовой защищенности личности, обеспечения  правопорядка. Она характеризуется  степенью развития и юридической  защищенности прав и свобод личности, совершенства нормативного регулирования  общественной жизни, уровнем правосознания  общества, состоянием правопорядка и  способами его поддержания. В  конечном счете правовая культура оценивается по способности права обеспечивать социальную справедливость, по степени его вклада в гуманизацию общества, его прогресс.

Правовая культура находится  в связи с другими элементами культуры: с философией, политикой, религией и т. д. Она исторически  изменчива, но в то же время сохраняет преемственность в части восприятия и развития накопленных ценностей. Таково, например, римское право, которое и сегодня изучают юристы и институты которого служат человечеству в современных условиях.

Правовая культура тесно  связана с нравственной культурой: чем выше нравственность общества, тем выше и правовая культура.

Правовая культура – область  духовной культуры. Но нельзя не видеть ее зависимости от культуры материальной и, более того, определенных составляющих ее элементов, относящихся к материальной сфере. Например, состояние кадров правоприменителей, их профессиональные и нравственные качества, кадровый потенциал юридической системы характеризуют уровень правовой культуры в данной стране. Материальная база судов, следственных и прокурорских органов (помещения, транспорт, средства связи, научно-технические средства и пр.) не может не учитываться при оценке правовой культуры.

Правовая культура, являющаяся в основном духовной, зависит от культуры материальной и, в свою очередь, оказывает на нее определенное влияние.

Уголовный процесс как  вид государственной деятельности, подробно регулируемой правом, может  оцениваться с позиций уровня правовой культуры, а совершенствование  законодательства и правоприменительной  деятельности, разумеется, должно способствовать повышению правовой культуры.

В понимании сущности культуры уголовного процесса различные авторы на первое место выдвигают разные ее элементы. Так, Л. Д. Кокорев и Д. П. Котов пишут: "Культура уголовного процесса – это высокая степень совершенства, достигнутая следователями, судьями, прокурорами, адвокатами и иными участниками уголовного судопроизводства в их процессуальной деятельности на основе точного исполнения закона и норм нравственности". Другие авторы употребляют термины "судебная культура", "культура правосудия", "культура судебной деятельности", что относится в полной мере и к уголовному процессу в целом. Так, В. В. Леоненко считает, что судебная культура – "совокупность достижений в области судебной деятельности, направленных на оптимально полное и правильное разрешение задач, стоящих перед судом. Судебную культуру следует рассматривать и как степень (уровень) совершенства в овладении судебной деятельностью, проводимой в рамках правовых и нравственных норм". А. Л. Ликас определяет культуру правосудия как единство "юридических, экономических, научно-технических, организационных, личностных и других средств и приемов, обеспечивающих качество судебной деятельности по осуществлению правосудия в соответствии с современным уровнем развития советского общества". Особенности правовой культуры судопроизводства этот автор видит "в совокупности общих требований судебно-профессиональной культуры поведения, культуры чувств, нравственной культуры личности, в соотношении правовых и моральных норм, присущих судебному процессу. В понятие ""культура" входят не только ее результаты, итог трудовых усилий, но и культура их получения – технологический процесс судопроизводства".

Несколько иначе определяет содержание культуры судебной деятельности А. Д. Бойков. По его мнению, она "включает в себя: 1) рациональную организацию  труда в суде, 2) профессиональное мастерство работников суда, 3) судебную этику, 4) судебный этикет. Уровень культуры работы в суде определяется, несомненно, и уровнем образования, эрудицией  работников суда, прежде всего судей, их способностью грамотно и литературно  писать, умением говорить, умением  держать себя на людях и т. д. ".

С учетом всего рационального  в приведенных суждениях, следует  прийти к выводу, что культура уголовного процесса и правосудия по уголовным  делам в широком смысле включает:

уровень развития и степень  совершенства права, которым руководствуются  и которое применяют суд и  правоохранительные органы; строгое  соблюдение законов и нравственных норм в уголовном процессе; качественный состав судей, следователей, прокуроров, адвокатов, уровень их профессионализма, социальный статус; материально-техническое  обеспечение судов, следственного  аппарата, прокуратуры, адвокатуры; внедрение  начал научной организации труда  в деятельность судей, работников правоохранительных органов.

Культура уголовного процесса призвана способствовать достижению его  задач, обеспечивать охрану прав и свобод личности, ее достоинства в связи  с участием в процессуальной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура производства по уголовному делу

 

При производстве предварительного следствия и осуществлении правосудия проявляются и реализуются общие  элементы правовой культуры, существующей в обществе.

В основе обеспечения культуры следствия и правосудия лежит  строгое соблюдение законов, всех материальных и процессуальных норм. Бессмысленно говорить о культуре правосудия, если суд необоснованно осуждает человека за действия, не образующие состава  преступления, неправильно квалифицирует  деяние подсудимого и соответственно подвергает его явно несправедливому  наказанию или же постановляет приговор по делу при грубых нарушениях прав участников процесса. Разумеется, мы исходим  из презумпции справедливости самих  законов, высокой культуры самого законотворческого  процесса, непротиворечивости и беспробельности законодательства. Как отмечалось ранее, отступление от требований закона в случаях, когда формальное применение правовой нормы может повлечь за собой несправедливость, не является оправданным. Закон, как правило, предоставляет правоприменителю достаточные возможности для принятия только справедливого решения.

Отступление от закона по причинам "целесообразности", с которым иногда можно встретиться, ведет к разрушению законности и свидетельствует о низкой культуре следствия и производства в суде. К сожалению, одним из устойчивых негативных явлений остается так называемый процессуальный нигилизм. Он иногда объясняется с позиций оценки процессуальных норм только как норм процедурных, формальных, отступление от которых якобы не может кому-либо причинить вред. Теоретическое "обоснование" подобного отношения к процессуальным нормам исходит из непонимания социальной ценности процессуального права.

Культурное ведение производства по уголовному делу – это прежде всего безупречное и точное соблюдение всех материальных и процессуальных норм. Нарушение закона – опасное бескультурье.

Второй важнейший элемент  культуры уголовного процесса при производстве по конкретному делу – соблюдение норм профессиональной этики следователем, прокурором, адвокатом, судьей – всеми  профессиональными участниками  процессуальной деятельности.

Так как вся книга посвящена, по существу, вопросам профессиональной этики в ее различных аспектах, ограничимся в данном случае лишь констатацией, что культура предварительного следствия, дознания, прокурорского  надзора, культура осуществления правосудия определяется в значительной мере тем, насколько тщательно соблюдаются  при этом нравственные нормы. Если, к примеру, следствие ведется в условиях "борьбы" следователя с подозреваемым (обвиняемым) с применением следователем соответствующих приемов преодоления сопротивления "противника", включая следственные хитрости и следственные "ловушки", то это – предварительное следствие низкого культурного уровня, точнее, следствие, которое ведется бескультурно. Если во время судебного процесса подсудимого оскорбляют родственники потерпевшего, а судья не скрывает своего неприязненного отношения к личности подсудимого, то такой процесс нельзя признать отвечающим критерию культурности.

Низкий уровень требовательности к соблюдению нравственных норм почти  неизбежно влечет за собой и нарушения  процессуального закона, других правовых норм.

Культура производства по уголовному делу опирается на профессиональный уровень судьи или следователя. Более того, их высокий профессионализм  можно рассматривать в качестве составной части культуры процессуальной деятельности. От того, насколько высок  профессиональный уровень судьи  или следователя, зависит и эффективность  выполнения ими своих функций при производстве по конкретному делу, и способы, приемы, которыми они достигают намеченных целей. А высокопрофессиональное ведение судебного разбирательства или предварительного следствия включает в себя не только их результативность, но и строгое соблюдение всех правовых и нравственных норм, высокую культуру личного поведения судьи и следователя, многочисленных неписаных норм культуры общения, действующих в обществе. Культура производства по уголовному делу отражает уровень культуры того, кто его осуществляет. Прямо или косвенно на нем остается отпечаток уровня личной культуры следователя, прокурора, судьи, их отношения к закону, этическим нормам, общей и профессиональной эрудиции, грамотности, умения точно и лаконично формулировать аргументы и выводы, описывать факты и т. д.

Культура производства по уголовному делу включает рациональную организацию труда следователя, органа дознания, прокурора, адвоката, судьи. Этому должно способствовать улучшение условий их труда (во многом еще не отвечающих необходимым требованиям), зависящее от соответствующих государственных  органов. Но каждый судья, работник правоохранительных органов, действующий в конкретных условиях, призван обеспечить рациональную организацию собственного труда. Умение грамотно планировать свою работу, эффективно использовать время, применять  современные средства обнаружения  и закрепления доказательств  на предварительном следствии, фиксирования хода судебного разбирательства, наличие  навыков поиска правовой информации и другие элементы научной организации  труда отличают работников, обеспечивающих должную культуру процессуальной деятельности. Научная организация труда необходима как для обеспечения эффективности  предварительного следствия и судебной деятельности, так и для охраны прав и законных интересов граждан, на которых распространяются уголовно-процессуальные полномочия государственных органов. Она способствует своевременному восстановлению нарушенных преступлением прав, сбережению времени и средств граждан, повышает авторитет должностных лиц и государственных органов, ведущих уголовный процесс.

Культура и эффективность  процессуальной деятельности зависят  от материально-технического обеспечения  органов, ее осуществляющих. А. Л. Ликас по этому поводу писал: "Лишь утопическими можно назвать такие модели повышения эффективности судебной работы и правосудия в целом, которые не предусматривают развития, укрепления материальной базы суда, начиная от помещения и кончая обеспечением судов видео- и звукозаписывающей аппаратурой, средствами научной организации труда, а в современных условиях научно-технического прогресса – и вычислительной техникой (компьютеризация судебной деятельности)". Проводимые в наше время мероприятия по повышению уровня обеспечения судов и правоохранительных органов всем необходимым, начиная от соответствующих помещений и кончая современной компьютерной техникой осуществляются с большим трудом и далеки еще от завершения.

Культура уголовно-процессуальной деятельности включает соблюдение культуры общения, речевой культуры, а также  судебного этикета.

Культура уголовного процесса обеспечивается и культурой процессуальных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура процессуальных документов

Информация о работе Культура процессуальной деятельности