Культура повседневного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание

Общению необходимо учиться, в этот процесс входит работа над формированием собственной личности, и постоянное осмысление и переосмысление своего отношения к окружающем людям. В отношении с людьми крайне важным является признание права другого быть непохожим на вас. А значит, умение воспринимать человека в совокупности всех его качеств, как положительных, так и отрицательных. На основе этих двух принципов и происходит "отбор" тех людей, которых человек включает в круг своего личностного общения. С другой стороны, практически те же принципы лежат и в основе официальных, а также производственных отношений.

Содержание

1. Введение
2. Процесс общения
3. Культура повседневного общения
4. Умение слушать
5. Речевая культура
6. Заключение
7. Глоссарий
9. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

русский язык.docx

— 29.75 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра культурологии и  философии

Направление «Экономика»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ЭТИКА»

На тему:

«КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ»

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВЫПОЛНИЛ:

Студент 1-го курса

Направления

«Экономика»

Хартенюк Анна

 

 

 ПРОВЕРИЛ:

доктор культурологии, профессор

Жукоцкая.З.Р       

 

 

 

 

 

НИЖНЕВАРТОВСК

2012

План

1. Введение

2. Процесс общения

3. Культура повседневного общения

4. Умение слушать

5. Речевая культура

6. Заключение

7. Глоссарий

9. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения».

Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Человек нуждается в общении  с себе подобными никак не меньше, нежели, скажем, в пище, и уже наверняка больше, чем в новом сверхдорогом телевизоре. Общение необходимо для познания не только других, но прежде всего самого себя. Помимо самоанализа, необходима и обратная связь. Люди, которые нас окружают, по сути – своеобразные зеркала, в которых мы отражаемся. Возможно, звучит парадоксально, но достаточно вспомнить, насколько порой наше отражение в зеркале отличается от того, как мы сами представляем собственную внешность.

Общению необходимо учиться, в этот процесс входит работа над формированием  собственной личности, и постоянное осмысление и переосмысление своего отношения к окружающем людям. В отношении с людьми крайне важным является признание права другого быть непохожим на вас. А значит, умение воспринимать человека в совокупности всех его качеств, как положительных, так и отрицательных. На основе этих двух принципов и происходит "отбор" тех людей, которых человек включает в круг своего личностного общения. С другой стороны, практически те же принципы лежат и в основе официальных, а также производственных отношений.

Существование сложившегося круга  общения во многих случаях способно предохранять вас от депрессии и  помочь даже в самых тяжелых стрессовых ситуациях. Такой круг общения позволяет  разделить с другими как горечь поражения, так и радость победы.

Общение расширяет кругозор, обогащает нас жизненным опытом.

Общение дает возможность самореализации и укрепляет уверенность в себе.

 

Процесс общения

Самая главная формула  успеха — знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

В психологии общение называют термином "коммуникация", т.е. во-первых, процесс общения состоит из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся (их должно быть не менее двух). Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. говорить, жестикулировать, позволять считывать тем или иным образом информацию, свидетельствующую, например, об эмоциях или переживаниях в связи с тем, что сообщается. В-третьих, сообщение характеризуется содержанием, формой и смыслом.

Существует понятие "канала связи" (например, при разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха - аудио-вербальный канал). А форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Если мы узнаем что-то просто по виду, скажем, по костюму, -то сообщение пришло по визуальному каналу. Рукопожатие есть пример передачи (приветствия) по кинетически-тактильному (двигательно-осязательному) каналу.

В качестве важнейшего компонента выступают  мотивы общения, т.е. намерения и  цели. В частности, один человек стремиться передать другому некую информацию, а другой воспринимать ее категорически  не намерен, общение затрудняется. Наконец, человек может говорить одно, а  думать другое. В ряде случаев налицо диссоциация (рассогласование) формы  и содержания. Несомненно, одним  из главных критериев достаточности  общения является понимание. Итак, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, необходимо, чтобы форма, содержание и смысл сливались гармонично, не внося элементов диссоциации, а каналы связи были свободны от любых помех.

 

 

Культура повседневного общения

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения  зависит то впечатление, которое  мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей  или, наоборот, отталкивать. Речь также  может оказывать сильное влияние  на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения  складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Самым распространенным видом  общения является разговор. В разговоре  мы используем слово - бесценный дар, которым наделен человек. С помощью слов можно выразить все: мысли, внутренние лирические чувствования, негодования и т.д. В повседневном общение нам чаще всего не хватает именно нужного слова. Каждый уважающий себя и окружающих, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, способно оказать огромное воздействие на человека: слово может убить, оно же может спасти.

Общение посредством слова  обеспечивает успех совместной деятельности, закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к  поколению, т.е. язык-это орудие культуры.

Этикетом называется совокупность правил поведения и словесного общения; сущность и значение этикета во многом определяется внутренней готовностью  одного человека помочь другому, а также  тем, что называется деликатностью и тактичностью. Не навязывайте своего общения, оставаясь вежливым; стремитесь не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. Не стоит шуметь или перебивать собеседника в разговоре. Желая высказать свое мнение (возможно, возражение, несогласие со словами и действиями других), необходимо убедиться сказал ли собеседник то, что хотел и готов ли выслушать вас. Этикет включает в себя не только словесные форму выражения вежливости, сочувствия слова и действия не должны вступать в противоречие.

Умение слушать

«Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать».

Толстой Л.Н

Нередко, увлекаясь темой  разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику  свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые  приводит наш визави, попросту его  не слушаем; и, наконец, стремясь заставить  всех окружающих согласиться с нашим  взглядом на вещи, пренебрегаем речевым  этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать  давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень  некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет  защитную реакцию партнёра, и тогда  Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что  не слушаете своего визави, да ещё и  постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует  Вас отнюдь не с положительной  стороны.

Умение слушать – непременная  составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к  мыслям и чувствам того, с кем  говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Если во время разговора  у Вас с собеседником завязался  спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

 

 

Речевая культура

«Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут "довольно". Человек выше животного способностью речи, но он ниже его, если употребляет ее не должным образом».

Муслихаддин Саади

По мнению большинства  людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения  с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории  на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние  на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника  на нужный лад, но и программируют  наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в  ответ слово.

В деловой сфере нередко  возникают ситуации, когда по нашей  речевой культуре окружающие судят  не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний. Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные  возможности. Придётся ознакомиться с  правилами речевого этикета, для  того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем  не портить имидж компании и иметь  шанс на повышение в должности.

Общение посредством слова  обеспечивает успех совместной деятельности, закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к  поколению, т.е. язык-это орудие культуры.

 

 

Заключение 

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.  

Культура речи – один из главных показателей общей  культуры человека. А потому нам  всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в  стремлении постоянно обогащать  свой словарный запас, в умении слушать  и понимать собеседника, уважать  его точку зрения, в способности  подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Деликатность (от лат. Delicatus – приятный ; тонкий; нежный) —мягкость, вежливость, предупредительность, осторожность в обращении.

Тактичность (от латинского tactus  прикосновение, чувство, осязание) Чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо, чему-либо; умение держать себя подобающим образом.

Культура (лат.cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Вежливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.

Коммуникабельность (от лат. communicatio — контакт, связь) — способность людей устанавливать деловые контакты, связи, отношения.

Речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов.

Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать

Способность – определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения.


Информация о работе Культура повседневного общения