Культура общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам человеческого взаимодействия, в том числе его совершенствования, который обусловлен, на наш взгляд, повышением самоценности общения в современной действительности. Научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации, процесс урбанизации приводят к невиданному ранее расширению контактов между людьми и превращаютобщение в специфическую деятельность, выступающую в качестве условия и подсистемы практически любой предметной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 35.49 Кб (Скачать документ)

Особенно заметно  развитие культуры общения происходит в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет). Ребенок учится позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими  людьми, продвигается в развитии речевого общения и общения посредством  выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

Младший школьник знает  обязанности и понимает их значение, может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом, может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях, учится сопереживанию, состраданию, сочувствию исорадости  другому.

Отрочество (от 11-12 до 14-15 лет) – период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстниками, легко улавливает неправильные или нестандартные формы и  обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения.

Рассмотрение некоторых  возрастных новообразований позволяет  нам сделать вывод о том, что  культура общения личности – это динамическая развивающаяся система. В течение жизни может происходить процесс изменения, перехода культуры общения из одного состояния в другое, более совершенное, от низкого уровня ее развития к высшему.

Кроме того, культура общения приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых  разнообразных факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и возрастные свойства и  т.д.), объективных (окружающие условия - информатизация общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность личности к социальным группам и т.п., личность преподавателя, приемы и методы преподавания);

Так, например, И.А. Стернин [20] в качестве осложняющего фактора в формировании норм культурного общения называет специфику российского менталитета, и в частности то, что многие нормы культуры речи и культуры поведения осознаются русским сознанием как искусственные, надуманные, противостоящие искренности как важнейшему национальному качеству поведения. Считается, что соблюдение вежливости может быть излишним, это «церемонии», «условности», отражение неискренности в поведении.  

Как динамическая система, культура общения личности может  управляться, причем, как бессознательно, так и осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления (создания определенных условий, обеспечивающих культурное общение) и прямого управления (формирования преподавателем, психологом знаний и  умений культурного общения).

На уровне интраиндивидного управления процессом общения личность может изменять, преобразовывать себя и достигать определенного уровня саморазвития.

Культура общения  может выступать не только как  уровневая характеристика общения, но и как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре  общения или областей его проявления. В соответствии с этим, мы можем  говорить о коммуникативной, перцептивной и интерактивной культуре общения человека. В качестве отдельного рассмотрения нуждаются также эмоциональная и нравственная культуры общения личности. Это связано с большим значением эмоционального и нравственного «климата» для человеческого общения.

В итоге, культура общения  личности может быть представлена тесно  взаимосвязанными между собой отдельными ее видовыми компонентами (рис. 4). 

Центральным стержнем, проходящим через все другие компоненты культуры общения личности, является, на наш взгляд, нравственная культура общения – уровень усвоения, применения и обогащения человеком  моральных норм, ценностей общения социума. Нравственность делает общение высоко духовным, основанным на гуманистических принципах и ценностях: уважении достоинства личности, принципах равенства, справедливости, человечности.

Уровень нравственного  общения – это высший уровень субъект-субъектных отношений, на котором происходит взаимопонимание и взаимопроникновение партнеров по общению. Такое общение противостоит общению примитивному, манипулятивному. Подобные взгляды можно встретить у представителей экзистенциально-феноменологической парадигмы исследования общения. Так, например, К. Ясперс убежден в том, что к человеку нельзя подходить как к объекту своих устремлений. По мнению философа, процесс общения есть любящая борьба, ее завершение не означает победу одного над другим, но только взаимную самореализацию. Отсюда, здесь не может быть «секретного оружия» и  «засад» [16].

Для человека с развитой нравственной культурой общения  само общение выступает как  духовная ценность, поскольку в полнокровном диалогическом общении содержатся условия для развития личности, формирования ее индивидуальности и самости. Доктор филологических наук Т.П. Григорьева утверждает: «Диалог, как и единение, необходим людям созидания и света, чтобы противостоять силам разрушения и тьмы» [8, С. 9].

Главным принципом  нравственной культуры общения должна быть толерантность (терпимость) –  комплексное качество личности, состоящее  в высоком уровне знаний, умений и навыков уважительного отношения  к «другому» в ходе общения, способности  видеть в «другом» полноценную личность, способности к компромиссу и  готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и  предотвращения конфликта [10, С. 12].

Схожая мысль содержится во взглядах В.С. Библера, который твердо уверен в том, что мышление и бытие другого человека должно быть «терпимо» («живи и давай жить другим»), «углублено в меня», ведь оно – это иное мышление, иное сознание. Без этого внутреннего «микросоциума» общение с другими людьми окажется безнравственным. «Я буду другого или убеждать, или переводить в свою веру, или что-то внушать» [21,  С. 8].

Толерантность рождает  взаимное понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, психологической  «притирке» характеров.  Проявления доброжелательности, равнодушия или зловредности зависят от степени готовности личности следовать морали, обусловлены ее гуманистическими принципами и состоянием соматического и психического здоровья. В нравственном общении выражается признание самоценной значимости человека, в нем как в зеркале отражается достигнутый уровень личностной культуры.

Степень интернализации индивидом социального опыта коммуникации отражается в понятии «коммуникативная культура личности».

Слово  «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим, связывать, общаться», и в одном из значений, представленных в толковом словаре, выступает как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц» [5,  С. 378]. В психологии коммуникация – это процесс обмена информацией: представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и пр.; в  этом процессе, человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент) постоянно меняются местами.

Такое понимание  коммуникации и рассмотрение ее как  отдельной стороны общения отводит  нас от подхода некоторых исследователей, представляющих понятия  «коммуникация» и «общение», «коммуникативная культура» и «культура общения» синонимами.

На основе этих и  других положений делаем вывод о  том, что коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективных коммуникаций.

Деление коммуникации на вербальную и невербальную дает возможность различать культуру вербальной коммуникации (речевую культуру) и культуру невербальной коммуникации.

Речь — это  деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством  языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним,  форма обобщенного отражения действительности [17].

Высокий уровень  речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества. Культура речи затрагивает не только процесс создания речи (говорение, письмо), но и ее восприятие (слушание, чтение).

Для того, чтобы структура речи приняла необходимое коммуникативное совершенство, автор речи должен владеть совокупностью нужных навыков и знаний; вместе с тем, для того, чтобы получить эти навыки и знания, нужно иметь образцы коммуникативно совершенной речи, нужно знать ее признаки и закономерности ее построения.

При этом необходимо иметь в виду, что в теории коммуникации существуют два вида коммуникативного процесса: аксиальный, когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям и ретиальный, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Поэтому, культура речи тесно связана с ораторским искусством, умением выступать на публике, интерес к которому возник еще в Древней Греции.

Определяем, что речевая культура  личности отражает степень усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия речевого сообщения, применения знаний, способствующих эффективности данного процесса в ситуациях повседневного общения. В содержательном аспекте она включает в себя знание образцов совершенной речи, знание речевого этикета, знание психологических основ речевой коммуникации.

Речь сопровождается действиями – жестами, мимикой. Поэтому  речевая культура дополняется культурой  невербальной коммуникации. Этот вид  коммуникации, также широко привлекающий к себе внимание, включает жесты, мимику, пантомимику, качество голоса, его диапазон, тональность, включение в речь пауз, других вкраплений, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.

Под культурой невербальной коммуникации личности мы понимаем личностное образование, характеризующееся уровнем усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия невербальной информации, а также использования и обогащения знаний, обеспечивающих успешность применения и понимания средств невербальной коммуникации – жестов, мимики, пантомимики, качества голоса, его диапазона, тональности и др. в повседневной практике общения.

В свою очередь, мимика, пантомимика, «вокальная мимика» являются проявлениями испытываемых человеком  эмоций. Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (переживания радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха, гнева и др.).

Эмоциональное поведение  личности опосредовано и регламентировано: с одной стороны – общественными нормами и условностями, а с другой стороны – соображениями целесообразности. Поэтому человеку почти всегда приходится строго контролировать себя: где, как и, какие эмоции уместно проявлять. «Если стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, то умение регулировать их проявление необходимо», – отмечал С.Л. Рубинштейн [17, C. 452].

Эта мысль содержится и в русской народной мудрости: «Язык держи, а сердце в кулак  сожми», «Кто гнев свой одолевает –  тот крепок бывает», «Господин гневу  своему – господин всему».

Следовательно, эмоциональная культура общения личности – это   личностное образование, характеризующееся уровнем признания, усвоения и соблюдения норм национального эмоционального поведения, овладения механизмами управления собственными эмоциональными состояниями в процессе общения с другими людьми.

Эмоциональная культура общения личности характеризует  адекватность, коммуникативность и экономичность эмоций. Адекватность эмоций проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах. Коммуникативность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие. Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия или восприятия партнеров. 

Нравственная культура - это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм и ценностей[1]. Это определенное  нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется главным образом в гуманности отношений между людьми, сочетании личных  групповых и общественных интересов. 
 
Нравственная культура общества усваивается личностью.  Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек обретает нравственную культуру не столько в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми, отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. В обыденном смысле под нравственной культурой подразумевается уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение между людьми[2]. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения предвзятости, непринятия, отчуждения. Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений - низкая нравственная культура общения. 
 
Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации, т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. 
 
Активная защитная реакция при таком психическом состоянии - гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта. 
 
Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между сторонами, находящимися в конфликте. 
 
Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная ответственность за свое поведение позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций. 
 
Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию к партнеру по общению, выступить в роли собеседника, предпочитаемого для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения. 
 
Реальный процесс общения - это общение реальных, живых людей, обладающих индивидуальными личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Общение не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко становится самоцелью и побуждается стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного существа развивается специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении - одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. 
 
Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания. Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. 
 
В процессе общения удовлетворяется потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном контакте. Нравственные аспекты общения особенно сильно проявляются в таком его свойстве, как нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная коммуникативная связь. Эта упорядоченность достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в зависимости от его целей и средств. Например, общения руководителей и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами. 
 
Нравственная культура общения включает в себя ряд необходимых элементов:  
 
-постановку цели общения;  
 
-выбор партнера;  
 
-побудительные мотивы и настроения;  
 
-формы и способы общения;  
 
-конечные результаты и их оценку.  
 
Нравственная культура общения предполагает наличие моральных убеждений, знаний моральных норм, готовность к моральной деятельности, здравый смысл, особенно в условиях конфликтных ситуаций.  
 
Нравственная культура общения представляет собой единство нравственного сознания и поведения. Это нередко требует от человека самоотверженности и самообладания.  
 
Нравственная культура общения подразделяется на[3]:  
 
1) внутреннюю;   
 
2) внешнюю.  
 
Внутренняя культура - это нравственные идеалы и установки, нормы и принципы поведения, являющиеся фундаментом духовного облика личности. Это те духовные основания, на которых человек строит свои отношения с другими людьми во всех сферах общественной жизни. Внутренняя культура личности играет ведущую, определяющую роль в формировании внешней культуры общения, в которой она находит свое проявление. Способы такого проявления могут быть многообразными - обмен с другими людьми приветствиями, важной информацией, установление различных форм сотрудничества, отношения дружбы, любви. Внутренняя культура проявляется в манерах поведения, способах обращения к партнеру, в умении одеваться, не вызывая нареканий со стороны окружающих.  
 
Внутренняя и внешняя культура нравственного общения всегда взаимосвязаны, дополняют друг друга и существуют в единстве. Однако такая их взаимосвязь не всегда очевидна. Есть немало людей, у которых за кажущейся необщительностью, некоторой скрытностью обнаруживается духовно богатая личность, готовая откликнуться на вашу просьбу, оказать, если нужно. В то же время существуют и такие индивиды, которые за внешним лоском скрывают свою непорядочную сущность.  

Информация о работе Культура общения