Эволюция эстетики цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:02, реферат

Описание

Понимая под «смыслом цвета» в эстетике качественные особенности цветовых оттенков, придающие ему особую эстетическую ценность в мифах, символах, ассоциациях и т.п., необходимо также подчеркнуть, что эти особенности (цветовых оттенков) несут и вполне определенный информационный смысл, который не обязательно осознается человеком, но должен обязательно опредмечиваться (вербализовываться осознаваться,) в хроматизме.
В достаточно обоснованном предположении (подтверждаемом сегодня не только на экспериментальном или эмпирическом уровне, но и в теории), что каждый цветовой оттенок передает определенный эмоциональный тон, можно провести корреляцию между «языком искусства» Лангер и хроматическим «смыслом цвета», который, действительно оказывается отделенным от интеллекта и опредмеченным вовне для его эстетического восприятия и познания.

Содержание

Введение 3
1. Основная часть 5
Эволюция эстетики цвета 5
Заключение 17
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Цветоведение 14 варинт эстетика.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Реферат по дисцеплине:

Цветоведение и колористика

На тему:

Эволюция эстетики цвета

 

 

Работу выполнил

Работу проверил

 

 

 

 

 

 

 

Псков 2013

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Еще Эрнст Кассирер обращал внимание на чувственный мир искусства, в котором человек не познает мир (как это осуществляется в науке), а воспринимает его видимость, форму и т.п. Согласно же теории последовательницы Кассирера, Сусанны Лангер, искусство можно представить как один из видов познания человеком своей элюциональнои жизни.

Вопрос о соотнесении  эстетического восприятия с одним  из видов познания, на наш взгляд, является достаточно дискуссионным, на что обращал внимание, и Э.Кассирер. Помимо этого, М.Хайдеггер, именно в  противопоставлении науки и искусства, как двух форм познания, выявил «двусмысленность в существе философии». Принимая во внимание вышеприведенные определения, эта двусмысленность в эстетике может быть представлена как двусторонность исследования, что требует определенного обоснования для выводов Лангер.

Так, согласно информационной теории П.В.Симонова, превышение количества полезной информации (т.е. информации, которая может быть использована для целенаправленного поведения  индивида) над ее дефицитом ведет  к возникновению положительных эмоций. Таким образом, воздействие произведения искусства вызывает положительные эмоции и высшие эстетические чувства, что можно считать своего рода передачей информации.

Цвет является одной из важнейших характеристик  большей части произведений искусства. По-видимому, содержание, заложенное в цвете, и призвано обеспечивать тот избыток полезной информации, который вызывает положительные эмоции, обуславливающие эстетическую потребность.

Обращаясь к  цвету, необходимо учесть, что человек  воспринимает около десяти миллионов цветовых оттенков, тогда как в обычном языке существует около тысячи цветообозначений, лишь незначительная часть которых имеет непосредственный (т.е. не опосредованный предметными цветами) психолингвистический смысл цвета.

Понимая под  «смыслом цвета» в эстетике качественные особенности цветовых оттенков, придающие ему особую эстетическую ценность в мифах, символах, ассоциациях и т.п., необходимо также подчеркнуть, что эти особенности (цветовых оттенков) несут и вполне определенный информационный смысл, который не обязательно осознается человеком, но должен обязательно опредмечиваться (вербализовываться осознаваться,) в хроматизме.

В достаточно обоснованном предположении (подтверждаемом сегодня  не только на экспериментальном или  эмпирическом уровне, но и в теории), что каждый цветовой оттенок передает определенный эмоциональный тон, можно провести корреляцию между «языком искусства» Лангер и хроматическим «смыслом цвета», который, действительно оказывается отделенным от интеллекта и опредмеченным вовне для его эстетического восприятия и познания.

С учетом того, что  задолго до возникновения одежды Homo sapiens раскрашивал себя охрой, мелом, углем и другими красителями (как  этого требовали эзотерические  ритуалы), можно предположить, что  человек не только существовал в цветовой среде, но и активно взаимодействовал с ней.

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть - Эволюция эстетики цвета

 

Истории превращения  цвета (как психофизиологического  феномена) в феномен культурологический и/или эстетический посвящено большое  количество исследований обращает на себя внимание отсутствие в них строгих критериев подразделения, к примеру, на эмоциональное, мифологическое, символическое, аллегорическое, условное и другие виды цветовое приятия.

В связи с  этим было предложено привлечь соотношение между участием интеллектуальных компонентов в цветовосприя-тии и с учетом свойственных им функций представить искомые критерии.

Хроматический анализ произведений искусства первобытных  культур, архаичных обществ и  первоисточников Древней Греции дал возможность построить классификацию возможных знаковых систем цвета, большая часть которых имеет непосредственное отношение к эстетике цвета.

Однако последние  работы по эстетике цвета, и, в частности, цитированное выше исследование Чарльза  Рилея, наглядно показывают каким образом рассмотренная многозначность цветовых значений может завести в тупик научную мысль. Так, установив, что цвет является примером субъективности и метафоричности, Рилей, казалось бы, пришел к логическому выводу, что полиселшнтнчность цвета в силу многозначности способов его кодирования предполагает в цвете и символику свободно перетекающего смысла, что не дает объективных оснований для его изучения.

Поэтому проблеме полисемантического характера цвета  следовало уделить большее внимание в соответствии с поставленными задачами. К примеру представим проблему цвета на флагах.

Подданные каждой страны призваны гордиться своим  флагом: идеологи полагают, что «национальные  цвета» флага выражают многовековые чаяния народа и глубинные проявления духа нации и/или государства.

Что же такое  флаг? Почему большинство обывателей не помнит, как выглядят цвета на флагах даже соседних государств? Ведь, если справедлив закон психологии «запоминается  то, что имеет смысл», то эти цвета, вообще говоря, не имеют смысла. Да и с позиций эстетики цвета флагов — это своего рода абстрактная живопись, которая не имеет предметной соотнесенности, а следовательно, и явного смысла.

В официальной  трактовке «национальный и/или  государственный флаг представляет собой полотнище установленных размеров с эмблемой государства, а также цветовыми плоскостями, расположенными в определенных соотношениях и направлениях».

В отличие от эмблемы (которая наделена вполне однозначной  интерпретацией) смысл и содержание цветов флага приобретает различное толкование.

Так, метафизики находят в цвете чуть ли не противоположности: белый — цвет невинности и смерти, желтый — искренности и измены, красный — любви и ненависти, черный — траура и секса и т.п. Однако противоречия этой трактовки  не увязываются ни с политикой государства, ни с культурой нации.

Материалисты  пытаются обойти эту противоречивость и утверждают, что белый — цвет снегов и туманов, желтый — пустынь  и степей, красный — кровь борцов за свободу, черный — цвет недр страны и т.п. Однако белый цвет присутствует на флагах стран, где нет ни снега, ни туманов, желтый — где нет пустынь и т.п.

Согласно третьей  версии, расцветка флагов так же условна, как и эмблема или  цвет автодорожных знаков, и никакого иного смысла (кроме указанного в  Конституции как правилах автодорожного движения) цвет государственных флагов не несет.

Это положение  обосновывается тем, что вне эмблематики  у многих стран существуют флаги  совершенно одинаковых расцветок. Казалось бы, действительно, что общего имеют  народы Индонезии и Монако, живущие под одинаковыми красно-белыми флагами? Или какое духовное родство существует между Италией и Мексикой (зелено-бело-красные флаги)? Или между Перу и Канадой (красно-бело-красные)? Или Андоррой, Румынией и Республикой Чад (сине-желто-красные)? Нидерландами и Парагваем (красно-бело-синие)? Австрией и Ливаном {красно-бело-красные)? И т.д. и т.п. Ничего общего ? Или за всем этим стоит что-то не познанное...

Четвертая трактовка  увязывает определенные цвета на флагах с вероисповеданием народов данной страны. Так, зеленая полоса на флаге Ирландии должна символизировать протестантов Севера, оранжевая — католиков Юга, а белая — согласие между ними. Но на флаге Индии эти цвета помешены горизонтально (оранжевый, белый, зеленый) и уже символизируют индуизм, буддизм и ислам.

Сам собой возникает  и другой вопрос: если флаги некоторых  мусульманских стран зеленые, то почему этот цвет как «символ ислама»  отсутствует на флагах Турции или  Туниса, а доминирует на государственном  флаге католической Бразилии? И другой вопрос: почему черно-красно-желтое сочетание присутствует на флагах не только католической Бельгии или католико-протестантской Германии, но и Уганды, где существует смешение христианских и первобытных религиозных культов.

К религиозной  трактовке примыкает и толкование цветов с позиций государственности. Так, например, символом монархии на флаге Таиланда является синий цвет. Однако этим символом на флагах Франции и России всегда считался белый. Правда,сегодня в России почему-то говорят («Московские новости» № 33, 18 — 25 августа 1996 г.), что белый — цвет борьбы и независимости, синий — цвет Богоматери, а красный — державности, по византийской традиции. Недавно же красный цвет означал «цвет социализма», который почему-то доминировал на флагах не только СССР или Китая, но и монархических Дании, Норвегии или Омана, весьма удаленных как от Византии, так и от социализма.

Наиболее распространенной теорией толкования флагов считается  геральдика, где значения цветов строго постоянны и интернационально канонизированы. Ниже приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также международные обозначения этих цветов латинскими буквами. В нижней строке отмечены символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.

 

Таблица 2.1 Обозначения и смысл геральдических цветов

Красный

Синий

Зеленый

Черным

Желтый

Белый

Пурпурный

       

Золото

Серебро

 

Рубин

Сапфир

Изумруд

Алмаз

Топаз

Жемчуг

Аметист

А

В

С

D

Е

F

G

Право, Сила,

Мужество,Любовь, Храбрость

Слава, Честь, Верность, Искрен-ность

Свобода, Ликовани,

Надежда, Здоровье

Постоянство, Скромность, Смерть, Траур.

Мир как «покой»,

Верховен-ство, Величие, Уважение, Великолепие, Богатство

Чистота, Невинность, Мудрость, «Безмятежное состояние души»

Высокорож- денность. Власть, Верховен-ство Достоинство, Величие


 

Как следует  из таблицы, число геральдических цветов ограничено средневековыми канонами, что позволяет лишь косвенно интерпретировать, например, голубой, оранжевый или  коричневый цвета на современных  государственных флагах. Вместе с тем, эти значения связывают многое из вышеупомянутых версий в единое представление и передают их частично противоречивый характер, встречающийся в реальной жизни. Так, верховенство и величие, символизируют дополнительныепурпурный (аметист — фиолетовый) и желтый цвета, дающие при сложении серый — отсутствующий на флагах — цвет

XX век открыл дорогу  для междисциплинарного исследования  гуманитарных аспектов цвета.  Полученные в хроматизме результаты  позволили представить смысл  цвета и отвлечься от «умертвляющей  все живое формальной логики» сознания (рацио).

Как будет показано ниже, образная логика жизни заключена  в архетипических цветах, смысл которых  можно попытаться найти и в  цветах государственных флагов.

Так, например, является ли случайностью замена желтого на белый цвет и Вторым, и Третьим Рейхом в государственном флаге Германии? Или случайным было противопоставление «Белого дела» в России «красным» (Точнее, густо-коричневым, как их метко окрестил Кандинский)?

При ответах на эти вопросы  обычно вспоминают «забытые» мифы и легенды типа «белой расы и/или кости», шпенглеровского красного как знака физически-сильной толпы и предательского желтого и т.п.

Но эти воспоминания ни к чему не ведут — сущность цвета остается нераскрытой, или, по Арнхейму, непознанной именно благодаря ассоциативному методу формально-логического познания.

В заключение примера с  флагами можно заметить, что в  современном русском языке смысл  и содержание понятий «флаг» и  «знамя» весьма близки. Вместе с  тем, «знамя» этимологически восходит к словам «знать», «знаю», откуда произошли современные «знак» и «признак».

Последнее понятие предполагает, что во флаге могут быть заключены  вполне определенные архетипические признаки народов и культур, которые приняли  для собственного поклонения данный знак (знамя, флаг), но все еще «не знают» его смысла.

Принято считать, что цвета  являются эстетическим эквивалентом, действительности. Но в то же время  цвет может трактоваться как символ, намекающий на то, что порой не может  быть показано, будь то образ бога, высших космических сил или потустороннего бытия.

Символика цвета опирается  на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко  довольно простые:зеленое — весна, пробуждение, надежда; синее — небо, чистота; желтое — солнце и жизнь: красное — огонь и кровь; черное -темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе обыденнный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.

Поскольку обычно эстетическое восприятие цвета интерпретируется субъективно, то оно неизбежно наделяется какими-то привнесенными субъектом смыслами, в которые часто включаются иносказательные элементы ассоциаций, символизма, аллегорий и т.п.

Выше было показано, что  именно эта трактовка цвета в  сочетании с объективными особенностями интеллекта приводит к четкому представлению и классификации цветовой семантики.

Однако многие тысячелетия  наука о цвете наталкивалась  на (подчеркиваемую сегодня Рилеем) непознаваемость полисе-мантичности и иносказательности цвета. Вообще говоря, попытки интерпретации этой иносказательности восходят к античности. Еще Гомер наделял цветные одежды Олимпийцев символическими значениями. Платон, уже отвлекаясь от одежд, представил эти цвета как нечто божественное и непознаваемое.

Информация о работе Эволюция эстетики цвета