Этика стоицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание

Слово «стоик» у многих ассоциируется со словом «стоять». С точки зрения стоицизма, о котором пойдет речь, эта ассоциация случайна. Но на самом деле в какой-то степени допустимо ассоциировать два этих понятия, потому что стоик – это тот, кто будет стоять, даже если все вокруг сломается, это тот, кто будет до конца следовать свим идеалам, даже не побоявшись умереть за них. Вот в какой-то степени утопичное и критическое определение приверженца стоицизма.
Родиной стоицизма является Греция, здесь основал свою школу первый стоик Зенон (ок. 300 г. до н. э.) и начал преподвать в ней стоицизм. Чему он учил, ответить однозначно не предстваляется возможным. Ни одного его сочинения не дошло до нашего времени. Кроме того, еще труднее понять, какие идеи принадлежат Зенону, а какие – его последователям.

Содержание

1)Введение………………………………………………………………………..2
2)Этика стоицизма………………………………………………………………3
3)Сенека…………………………………………………………………………..4
4)Эпиктет…………………………………………………………………………7
5)Марк Аврелий…………………………………………………………………8
6)Заключение……………………………………………………………………12
7)Литература……………………………………………………………………..13
8)Приложение……………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

ЭТИКА СТОИЦИЗМА..docx

— 633.81 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО Тюменский  Государственный Архитектурно-Строительный

Университет

 

. 
 

Реферат

По дисциплине: «Этика и эстетика»

На тему: «Этика стоицизма». 
 
 

Выполнили:

      Ковальчук Ольга, Романова Анастасия

      Студентки «2» курса

      Специальности: БУАиА

      Проверила:

      Апрелева Виктория Александровна 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011 

Содержание

1)Введение………………………………………………………………………..2

2)Этика  стоицизма………………………………………………………………3

3)Сенека…………………………………………………………………………..4

4)Эпиктет…………………………………………………………………………7

5)Марк  Аврелий…………………………………………………………………8

6)Заключение……………………………………………………………………12

7)Литература……………………………………………………………………..13

8)Приложение……………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)  Введение   

Слово «стоик» у многих ассоциируется  со словом «стоять». С точки зрения стоицизма, о котором пойдет речь, эта ассоциация случайна. Но на самом  деле в какой-то степени допустимо  ассоциировать два этих понятия, потому что стоик – это тот, кто будет стоять, даже если все  вокруг сломается, это тот, кто будет  до конца следовать свим идеалам, даже не побоявшись умереть за них. Вот в какой-то степени утопичное и критическое определение приверженца стоицизма.

Родиной стоицизма является Греция, здесь  основал свою школу первый стоик  Зенон (ок. 300 г. до н. э.) и начал преподвать в ней стоицизм. Чему он учил, ответить однозначно не предстваляется возможным. Ни одного его сочинения не дошло до нашего времени. Кроме того, еще труднее понять, какие идеи принадлежат Зенону, а какие – его последователям.

Вот то немногое, что известно достоверно. Зенон первым ввел разделение философского учения на три части: физику, этику  и логику. При этом сам он в, отличие  от некоторых своих последователей логику ставил на первое место, физику на второе, этику на третье. Учение ранних греческих стоиков своей основной задачей видело решение проблемы смысла жизни для человека.

Зенон считал, что человек должен жить в гармонии с природой. Гармония, по его убеждениям – есть добродетель, которая исходит от природы, потому что природа сама в себе содержит огромный опыт существования и самосохранения. «Это есть добродетель, ровно текущая  жизнь счастливого человека, в которой все совершается согласно с божеством каждого и служит воле всеобщего распорядителя», - считал он.

В Рим  стоицизм был перенесен Панаэцием из Родоса (ок. 185-110 гг. до н.э.). Здесь он приобрел свою вторую родину: умер и возродился, стал бессмертным. Римские стоики, в отличие от Зенона, не так полно следовали своим учениям, могли проповедовать одно, а сами – жить совсем по другому, порой совсем противоречиво своим учениям. Таким был, например, греческий стоик Сенека. Однако, Сенека, как и многие другие, находил оправдания своей деятельности и поступков.

Стоит еще упомянуть, что идеи стоицизма  наиболее родственны римским воинам. Римским военным, если кто-нибудь из них интересовался философией, было неважно, на что опирается эта  философия, какие добродетели она  выражает. Жизнь римского «мужа» была очень нелегкой, в любой философии  его интересовало только то, насколько  она может помочь его нелегкой жизни, как она созвучна основе жизни  римского легионера – войне, морали и государству. Стоицизм был созвучен такой жизни неимоверно.

Философия «героического пессимизма» (именно так логично охарактеризовать стоицизм) была очень созвучна мировоззрению римского народа. Над Римом в то время уже сгущались сумерки и истиный римлянин-приверженец римской идеи-должен был показать, насколько он верен вскормившей его империи. Показать, и с достоинством уйти в вечность. Многие приверженцы римской идеи опирались на стоицизм.

Успех стоицизма в Риме также можно  выделить в том, что на смену умирающему стоицизму пришло христианство, а  у христианства со стоицизмом можно  найти много общего. Многие идеи и образы Нового Завета почти дословно совпадают с цитатами из сочинений Сенеки. Эта близость идей Сенеки христианству уже в древности породила легенду о его христианстве (якобы в христианство Сенеку обратил апостол Павел), что дало повод к составлению мифической переписки между ним и апостолом Павлом. Много родственного с христианством и у Эпиктета, который к тому же по своему социальному положению был близок к членам раннехристианских общин. «Родство» между стоицизмом и христианством не стоит, конечно, преувеличивать: стоики все же, несмотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками, например, Марк Аврелий, «хотя и по долгу службы», все-таки организовал гонения на христиан. Но это родство не следует и игнорировать.

Переворот, осуществленный идеями стоицизма, можно  по-современному охарактеризовать термином «экзистенциальный»: чем безразличней становится мудрец к окружающему  его миру, тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную, ранее совершенно неведомую и недоступную. Поэтому римский стоицизм можно в определенном смысле, рассматривать как «подготовительную школу» христианства, а самих стоиков (Сенеку, Эпиктета и Марка Аврелия) – как «искателей Бога».

Разумеется, стоики, как наиболее активная и  твердая в своих убеждениях  часть населения, в любой стране всегда составляли меньшинство. Но это было социально значимое меньшинство, которому нередко удавалось переломить неблагоприятную ситуацию в лучшую сторону, хотя бы при этом им самим почти никогда не удавалось воспользоваться плодами своей победы.  

2) Этика стоицизма 

Стоицизм  являлся мировоззрением многих образованных людей еще в  I веке до н.э. В стоицизме искали опоры и Марк Туллий, Цицерон, и Марк Юний Брут, организовавший вместе с Гаем Кассием Лонгином убийство Цезаря. В I в. до нашей эры стоическое мировоззрение разделяли и Варрон, и Коллумелла, и Вергилий, и многие другие римские граждане. В нем они черпали силы для полной непредсказуемыми опасностями жизни.

Крупнейшими теоретиками римского стоицизма  в I-II вв. н.э. были Сенека, Эпиктет и  Марк Аврелий.

Это были совершенно разные люди, они никогда  не встречались друг с другом. Но, тем не менее, каждый знал учения и  труды предыдущего или предыдущих. Эпиктет знал труды Сенеки, Марк Аврелий – труды и Сенеки, и Эпиктета. Контрастно различным было социальное положение этих стоиков. Сенека – крупный сановник и богатый человек, Эпиктет – раб, а после – вольноотпущенный нищий. Марк Аврелий – римский император.  

3)Сенека 

Луций Анней Сенека родился в римской провинции Бетина, в Южной Испании в городе Кордова в самом конце I в. до н. э.  Прожил около семидесяти лет.

Отец  Сенеки – также Луций Анней Сенека (старший) – принадлежал к знатному и богатому сословию всадников и был известным ритором – преподавателем риторики, красноречия. К философии он относился крайне отрицательно.

Учителями Сенеки были Сотион из Александрии, киник Деметрий, стоик Аттал, эклектик Фабиан Попирий.

Сенека  не был примером добродетели. Он был  сыном аморальной среды, в которой  и находился. Сенека – пример расхождения  мировоззрения и образа жизни, как  уже вкратце упоминалось ранее. Сенека не жил согласно своим принципам. Он проповедовал бедность, а сам  всеми правдами и неправдами стремился  к чрезмерному обогащению. Это расхождение между словом и делом Сенека осознавал, о нем писал и его цинично оправдывал. В своем трактате «О счастливой жизни» он говорит: «Мне говорят, что моя жизнь несогласна с моим учением. В этом все время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том как они сами живут, а о том как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе, и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными; когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет основания презирать меня за хорошую речь и за сердце полное чистыми помыслами», и ниже: «Про меня говорят: «зачем он любя философию, остается богатым, зачем он учит, что следует презирать богатства, а сам их накопляет? Презирает жизнь – и живет, презирает болезни, а между тем очень заботится о своем здоровье? Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удастся, -  состарится и умрет на родине? Но я говорю, что все следует презирать не с тем, чтобы отказаться от всего этого, но чтобы не беспокоится об этом; он собирает его не в своей душе, но в своем доме». В своих «Письмах к Луцилию» Сенека утверждает, что кратчайший путь к богатству – через презрение  к богатству.

Сенека  автор многих сочинений. Однако, большую часть своих сочинений он создал в последние три года своей жизни, когда уже был не у дел.

Несмотря  на свой девиз: «Пусть наши слова приносят не удовольствие, а пользу», - Сенека часто стремится к красноречию  за счет глубины содержания своих  речей.

Сенеку прежде всего интересуют практически-нравственные взгляды, меньше - представления о душе, еще меньше -  представления о мире.

Сенека  ставит личный жизненный пример философа важнее его учений. Он утверждает, что  «и Платон и Аристотель, и весь сонм мудрецов, которые потом разошлись  в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из его слов», что Клеанф стал подобием Зенона из Китиона не потому, что слушал его лекции, а потому что жил вместе с ним. Сенека преклоняется перед Катоном Старшим, перед Сократом и Платоном, Зеноном и Клеанфом именно как мудрецами, создателями мудрости, которая учит правильно жить, общество которых, хотя бы и заочное, избавляет от пороков.

Сенека  резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и знание с другой. Сенека говорит  о мудрости, когда говорит о  Боге. Для него мудрость -  руководство не для того, чтобы попасть в потусторонний рай, а для того чтобы уцелеть в настоящем.

Говоря  о философии, Сенека различает в  ней в качестве ее предметного  содержания природу, нравы и разум. Так, что предметом его философии является и природа, иначе он не написал бы свои «Естественные вопросы». Знание природы стоикам необходимо, ибо ведь их главное этическое требование – жить в согласии с природой. Но стоики не знали естественного, природы, они не знали ни одного закона природы. Они превращали природу в метафизическую реальность, которой приписывали свойственные ей черты: разумность и божественность.

Сенека  – своего рода теологический и  психологический материалист. Все  телесно. Телесны и боги, и души. Но в то же время все одушевлено, разумно и божественно. Он берет за начало начал бытие, как то, что есть, все то, что есть. Это бытие он делит на бестелесное и одушевленное, одушевленное – на растительное и животное, а то и другое на виды. Сенека думает, что и тело, и душа, и страсти души телесны. Он утверждает, что «душа есть тело, что благо человеческое не может не быть телом». Что «страсти – такие, как гнев, грусть, любовь, суть тела». Различие между материей и разумом происходит внутри телесности, как полагает Сенека.

В конкретном учении о природе Сенека повторяет  старое учение об Элементах. Это вода и огонь, воздух и земля. Все эти элементы взаимопревращаются, а следовательно, все находится во всем и все возникает из всего. Все движения в природе кругообразны, все находится в круговращении. В этом и состоит «закон природы», о котором говорит Сенека. Никаких реальных законов природы, разумеется, он не знал. Все содержание закона природы сводится к тому, что он неподвластен человеку.

Немалое место в философских взглядах Сенеки занимает вопрос самоубийства. Сенека, как и все стоики, начиная  с самоубийцы Зенона из Китиона, допускает добровольное прекращение своей жизни, самоубийство, но при определенных условиях. Так Сенека пишет: «Если тело не годится для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу? И может быть, то следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать». Вместе с тем Сенека предостерегает против «сладострастной жажды смерти», которая иногда овладевает людьми и становится, чуть ли не эпидемией. Для самоубийства должны быть веские основания, иначе это малодушие и трусость!

Информация о работе Этика стоицизма