Этика общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 04:28, реферат

Описание

Главное в речи не только то, что и как сказано, но и то, что и как воспринято. Именно воспринятое говорит о нормативности речи, о ее целесообразности. В сочетании нормативность и целесообразность речи образуют ее культуру. Понятие это многогранное. Прежде всего, культура речи — это выработанные на протяжении развития общества нормы, правила, способы и приемы поведения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………….3
История появления речевого этикета…………………………………………………….....….4
1. Первичный смысл понятия этика.……………………………………………………...7
2. Культура и этика………………………………………………………………………..8
3. Понятие речевой этики.…………………………………………………………...…...9
4. Этика речевого общения и основные правила речевого этикета………………….10
5. Основные правила речевого этикета…………………………………………….…..13
6. Особенности речевого этикета по телефону………………………………..….…….18
Заключение……………………………………………………………………………….….…22
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

этика речевого общения.docx

— 48.86 Кб (Скачать документ)

     Соблюдение  речевого этикета людьми так называемых лингво-интенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия создаёт благоприятное впечатление, поддерживая положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Л.А. Введенская так определяет эти  факторы:

            Речевой этикет строится с  учётом особенностей партнёров,  вступающих в деловые отношения,  ведущих деловой разговор: социального  статуса субъекта и адресата  общения, их места в служебной  иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера[5] .6

        Речевой этикет определяется  ситуацией, в которой происходит  общение. Это могут быть презентация,  конференция, симпозиум, совещание,  консультация, юбилей или другой  праздник. 

4. Этика речевого общения

     Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения  к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения  в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает  выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

     Таким образом, речевая этика — это  правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

     Этические нормы воплощаются в специальных  этикетных речевых формулах и  выражаются в высказываниях целым  ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных  частей речи (частицами, междометиями).

-Приветствие. Обращение.

     Приветствие и обращение задают тон всему  разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается "ты-общение" или "вы-общение" и, соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения.

     Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.

     Национальные  и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к  незнакомым людям.

     Принципы  успешного делового общения:

     а) Соблюдение этикетных  формул

     В каждом языке закреплены способы, выражения  наиболее частотных и социально  значимых коммуникативных намерений.

     Существуют  этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается  повод, затем пожелания, затем заверения  в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной  речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и “правилами” жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом “измерении”. Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения [8].7

     Этикетные формулы, фразы к случаю — важная составная часть коммуникативной  компетенции; знание их — показатель высокой степени владения языком.

     б) Эвфемизация речи

     Поддержание культурной атмосферы общения, желание  не огорчить собеседника, не оскорбить  его косвенно, не. вызвать дискомфортное  состояние — все это обязывает  говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические  номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический  способ выражения.

     в) Перебивание

     Встречные реплики. Вежливое поведение в речевом  общении предписывает выслушивать  реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности  участников общения, демонстрация своей  солидарности, согласия, введение своих  оценок “по ходу” речи партнера — рядовое явление диалогов и  полилогов праздноречевых жанров, рассказов  и историй-воспоминаний. По наблюдениям исследователей, перебивы характерны для мужчин, более корректны в разговоре женщины.

     Культурные  и социальные _нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.

     Причины коммуникативных неудач коренятся  в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии “внешних помех” (чуждой среде общения, дистантности собеседников, присутствии посторонних). 

5. Основные правила речевого этикета.

     В наше время человек обязан, если он хочет быть услышанным и правильно понятым , обязан уметь говорить правильно и придерживаться определённых норм и правил современного речевого этикета. Ниже я постараюсь как-то их выделить и систематизировать: 

     Существуют  определенные правила, основные из которых  следующие:

     • Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;

     • У вас должно быть желание разговаривать с человеком;

     • Разговор должен быть дружелюбным;

     • Вы должны быть только в хорошем настроении;

     • При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику приветливо и внимательно;

     • Нельзя смотреть в сторону;

     • Нельзя во время разговора гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос - это не только оскорбляет собеседника, но и делает вас смешными;

     • Не надо перебивать или прерывать собеседника - создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;

     • Не надо хлопать собеседника по плечу, толкать его, тыкать пальцем в живот или вертеть пуговицы на его пиджаке;

     • Не надо жестикулировать руками или пальцами, закатывать глаза и прочее, так как создается впечатление, что вам не хватает словарного запаса и вы малокультурный человек; "искусство говорит - это искусство молчания", поэтому на первых порах слушайте; не засоряйте свою речь словами-паразитами;

     • Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность. Вас многие не поймут, а знающим вы будете смешны; старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормочите и не глотайте слова и их окончания; интонация - форма произношения слов и предложений – должна быть не оскорбительной для человека и не обидной для него.

     Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая, уважительно  слушает вас и искренне заинтересован  в том, что ему рассказывают. Чтобы  стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:

     а). Обращаться к собеседнику только по имени;

     б). Нужно уметь правильно разговаривать  со своим собеседником;

     в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как человека;

     г).  Необходимо быть хорошим собеседником;

     д). Тема разговора должна быть интересна  и полезна вашему собеседнику;

     е). Вы должны улыбаться людям.

     Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что  нужно в ваших интересах, соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык со своим партнером.

     В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие  ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для  конфликта между ними. В этих ситуациях  может победить одна из сторон, может  быть найден какой-то компромисс, а  может, приемлемое решение не будет  найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения [7].8

     Обратимся к этим советам:

     1. Прежде чем  начинать сложные  дела со своим малоизвестным  деловым партнером, необходимо  изучить особенности его характера.

     2. Единственный способ одержать  верх  в каком-нибудь споре  - это вообще избежать его.

     3.   Проявляйте уважение к мнению  вашего собеседника и никогда  не говорите ему, что он не  прав.

     4.   Если вы не правы, признайте  это быстро и решительно.

     5. С   самого   начала   разговора   придерживайтесь дружественного  тона.

     6. Постарайтесь заставить своего  собеседника сразу в начале  разговора несколько раз ответить  вам "да".

     7. Пусть большую часть времени  говорит ваш собеседник, а вы  слушайте внимательно, не перебивая.

     8. Постарайтесь убедить вашего  собеседника, что данная мысль  принадлежит именно ему.

     9. Искренне старайтесь смотреть  на вещи не только со своих  интересов, но с точки зрения  вашего собеседника (делового  партнера).

     10. Относитесь сочувственно к мыслям  и желаниям других.

     11. Взывайте к более благородным  мотивам.

     12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

     13. Не бросайте вызов, задевая  за живое. Выделим еще несколько  пунктов о разговоре с человеком.

     14. Если вы хотите сделать замечание  человеку, не оскорбив и не  обидев его вам лучше начать  с похвалы и искреннего признания  достоинств вашего собеседника.  Психологи установили, что неприятные  вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.

     15. Если вы хотите указать человеку  на допущенную им ошибку, не  оскорбив и не обидев его,  вы должны сказать об этом  не прямо, а косвенно. Если не  поступить так, то не приведет  ни к чему хорошему. Он обидеться,  так как это задевает его  достоинство, у него испортится  настроение и пропадет желание  - что либо переделывать. Поэтому,  всегда лучше дать хорошую  оценку его труда, но затем  можно сказать, почему он в  данных условиях не удовлетворяет  вашим требованиям. Результат  будет прекрасным, человек все  переделает в лучшем виде и  не обидеться на вас, а главное  - вы не убьете в нем желание  трудиться.

     16. Если вы хотите покритиковать  человека за совершенную им  ошибку, не обидев и не оскорбив  его, то вам необходимо сначала  поговорить о собственных ошибках,  а затем уже и "добраться"  до него. Это нужно делать так,  потому что, когда вы начинаете  со своих ошибок вы даете  понять, что он не одинок и  другие тоже могут ошибаться.  Что его ошибка почти объективная  и ее легко исправить. Это  не обижает человека, не вызывает  желания немедленно все бросить  и, главное, - не снижает его  энтузиазма в работе.

     17. Если вы хотите заставить человека  что-то делать, то вы не должны  это делать в приказной форме,  например как в армии. Потому  что никто не любит, когда  ему приказывают. Поэтому нужно  предоставить человеку возможность  самому выполнять работу, никогда  не указывать, что делать, и,  позволять ему учиться на собственных  ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений.  Такой метод и щадит самолюбие  человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.

Информация о работе Этика общения