Этика любви иисуса Христа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, реферат

Описание

Когда человек обращается к Иисусу: «Иисус - Приди ко мне! Я люблю Тебя! Я признаю Тебя своим Господом и Спасителем! Помоги мне, Господи, познать Тебя, познать Твою Любовь! Помоги мне стать лучше, измени меня! Научи меня любить так, как любишь Ты!», то с этого момента для такого человека преображался весь мир. Он становился видимым как бы в «розовом свете» - уже не враждебный страшный мир, против которого надо сражаться или которого нужно бояться, а мир гармонии и любви. Сам такой человек становится истинным светильником Любви, создавая вокруг себя соответствующую атмосферу. Отношение к нему других существ меняется: на любовь они скорее отвечают своей любовью. Меняются отношения в семье, на работе, дети льнут к таким людям, взрослые стремятся побыть рядом

Содержание

Введение
1. Пути проявления Любви Иисуса Христа
2. Характер Любви Иисуса Христа
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Изложение.Этика любви иисуса Христа.docx

— 37.17 Кб (Скачать документ)
fy">     Новозаветная  этика призывает также к полному  отказу от всякой мести, в то время  как в ветхозаветном законе существовал  принцип «око за око, зуб за зуб» (Исх.21.24-25). В христианской жизни  никогда не может быть места для  подобного возмездия. Наоборот, «если  враг твой голоден, накорми его, если жаждет — напои его».

     Новая этика, провозглашенная Христом, призывает  к качественно новой любви (Мф.5.43-48). Ветхий Завет говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19.18). Иисус  — «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44).

     Для обозначения понятия любви в  Новом Завете употребляется, в основном, два слова: «philia» — братская любовь, любовь среди добрых друзей, и «agape»  — как божественная любовь, желающая блага каждому человеку, все равно  — добрый он или злой, друг он или  враг. Мы не можем, конечно, всегда питать чувство любви враждебно настроенным  к нам людям, но любить их, как  творение Божие, не воздавая им злом за зло — вот то, к чему неизменно  призывает нас Христос: «Будьте  совершенны, как совершен Отец ваш  Небесный». Именно в этом новозаветная этика достигает своего наивысшего выражения. Об этом же пишет и Ап.Павел: «И все, что вы делаете словом или  делом, все делайте во имя Господа  Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол.3.17). Христос предупреждает  также от показной добродетели и  показной религиозности (Мф.6). Вознагражден будет тот, кто творит милостыню  не перед людьми, а перед Богом, втайне. Идея награды в учении Христа встречается довольно часто (иначе  наша жизнь духовная во многом была бы лишена стимула и смысла). Наши деяния, посты и молитвы должны иметь свой постоянный источник в  любви к Богу и ближнему. Человек, рассуждающий о жизни с точки  зрения ветхозаветного Закона, считал свою награду чем-то заслуженным. Христианин же думает, прежде всего, не о награде, а об исполнении воли Божией. Для  него величайшая из наград - встреча  с Господом перед Его престолом. Кто-то справедливо сказал, что истинная добродетель состоит в том, чтобы  делать без свидетелей то, что мы делаем ради человеческой славы. Но Христос  требует больше чем ветхозаветная  проповедь, что видно из золотого правила Нагорной проповеди: «Итак  во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и  вые ними; ибо в этом закон и  пророки» (Мф.7.12). Известный комментатор  Нового Завета У. Баркли считает эту  заповедь Эверестом, т.е. вершиной этического учения Христа. Он полагает, что подобно  никто никогда не говорил. Многие учителя в разное время говорили: «Не делай того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Но за все время ни один человек не сказал: «Поступайте так, как хотите, что бы с вами поступали другие». Дело в том, что концепция понимания системы учения Иисуса о нравственности носит не пассивный, а активный характер. Воля Божия вовсе не в том, чтобы удерживаться только от поступков и нарушения Закона, но чтобы активно творить добрые дела во славу Божию. Этот новый путь активной добродетели был открыт Иисусом в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми...» (Мф.5.16).

     Его Новый Завет предъявляет качественно  новые этические требования к  человеку — мы должны относиться к  Богу и ближнему не так, как требует  ветхозаветный закон, а как к  этому побуждает божественная любовь — огонь, излившийся в сердца наши Духом Святым. Завет Христа —  это качественно новый завет, с новой заповедью любви —  «агапе» в центре. «Заповедь новую  даю вам, да любите друг друга: как  Я возлюбил вас (любить ближнего не как самого себя), так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34). Исполнение этой заповеди стало отличительным признаком  новозаветной эры, начавшейся со смертью  и воскресением Христа.

     Этику Иисуса Христа кратко можно определить как этику любви. На вопрос о том, что является для него главной  заповедью, Иисус ответил:

     «Возлюби  Господа Бога твоего всем сердцем  твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф, 22:37-39).

       Иисус чаще всего называет  себя сыном человеческим. Это  отношение «сын — отец» является  ключевым для понимания позитивной  программы Иисуса. Добродетель сына  состоит в послушании отцу. Не  как я хочу, а как ты хочешь, отче — это постоянный и  основной мотив Иисуса. Объясняя  природу своих необычных действий  и суждений, в частности, того, что он нарушает святость субботы,  Иисус говорит:

       «Сын ничего не может творить  Сам от Себя, если не увидит  Отца творящего» (Ин., 5:19).

       И даже перед лицом самого  тяжелого испытания, имея в  виду предстоящую страшную казнь,  он находит в себе силы сказать:

       «Не Моя воля, но Твоя да  будет» (Лк., 22:42).

       Вся молитва (отсюда и ее  краткость), которой учит Иисус  и которая начинается словами  «Отче наш», по сути, сводится  к одной единственной просьбе:

       «Да будет воля Твоя и на  земле, как на небе» (Лк., 11:2).

       Принять волю отца — значит  строить свою жизнь в соответствии  с ней. Именно строить, отдать  ей всего себя. Сын не просто  принимает волю отца, он принимает  ее как свою. Почему же сын  послушен отцу, принимает его  волю как свою собственную?  Это происходит не потому, что  отец обладает властью приказывать.  Отец — не начальник. И не  потому, что тот все равно может  принудить его. Отец — не  насильник. И не потому, что  отец справедлив. Отец — не  судья. И не потому, что отец  больше знает, мудрее его. Отец  — не учитель. Сын послушен  отцу по той причине, что  ни у кого о нем, о сыне, не болит так сердце, как у  отца. «Отец любит сына» (Ин., 5:20) — именно это качество делает  отца отцом. Забота о детях  — добродетель отца и прежде  всего, конечно, отца небесного,  как понимает его Иисус Христос.  Обращаясь к ученикам, Иисус предлагает  задуматься над тем, как они  ведут себя в качестве отцов.  Если сын у вас попросит  хлеба, вы разве дадите ему  камень, а если попросит рыбы, протяните ли ему змею? — задает  Иисус риторические вопросы. И  заключает:

       «Итак, если вы, будучи злы,  умеете даяния благие давать  детям вашим, тем более Отец  Небесный даст Духа Святого  просящим у Него» (Лк., 11:13).

     То, что присуще любому отцу, представлено в небесном отце с полнотой, позволяющей  сказать: Бог есть любовь. Бог Христа есть Бог любящий, милосердный. Отсюда — идея триединства, которая в  той мере, в какой она* поддается рациональной интерпретации, может быть истолкована в качестве превращенной формы утверждения любви как первопринципа бытия.

     Человек-сын  уподобляется Богу-отцу через любовь. Как отрешение от мира является негативным выражением идеала Иисуса Христа, так  любовь — его позитивное содержание. Этика Христа есть этика любви. Последнее  наставление ближайшим ученикам, которое дает Иисус перед своей  смертью, есть наставление любить друг друга. Единственно это является признаком новой жизни и должно отличать их от всех других:

     «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин., 13:35).

     Люди  соединяются друг с другом во Христе через любовь, а не через особые одежды, ритуалы, иные знаки благочестия. Любовь есть и божественное совершенство, и путь к нему.

     «Как  я возлюбил вас...»

     Человеку  свойственно обманывать и обманываться. И это относится также к  любви: любовь также не застрахована от искажений. Как уберечься от этого? Вся проповедническая деятельность Иисуса была ответом на этот вопрос. Своей жизнью и смертью он показывал, что значит любить. Хорошо зная людей, их слабость, лукавство, лицемерие, понимая, что в истолковании закона любви  могут возникнуть разного рода затруднения, предвидя, что появятся лжепророки, прикрывающиеся его именем, словно волки овечьей шкурой, Иисус дополняет  древний закон любви новой  заповедью:

     «Как  Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин., 13:34).

     Живой образ любви, созданный жертвенным подвигом Иисуса Христа, невозможно, конечно, систематизировать. В каждом любящем  сердце он прорастает по-своему, творчески  дополняясь и обогащаясь. Тем не менее есть некоторые несомненные  признаки любви, запечатленные словами  и делами Иисуса. Какие?

     Любовь  смиренна. Она есть служение другим людям.

     Перед последним праздником пасхи, зная, что  пришел час его смерти, Иисус «явил  делом, что, возлюбив Своих сущих  в мире, до конца возлюбил их» (Ин., 13:1). Как рассказывает евангелист, он снял с себя верхнюю одежду, перепоясался полотенцем, влил воды в умывальник и начал мыть ноги ученикам и отирать  их полотенцем. Ученики его были сильно смущены. Петр просто потрясен: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Ин., 13:6). Иисус со свойственной ему  твердостью продолжает задуманное, среди  всех моет ноги также Иуде Искариоту, хотя уже знает, что тот задумал  предать его. Завершив все, он оделся, возлег на свое место и объяснил недоумевающим ученикам смысл того, что сделал: «Если я, Господь и  Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я  дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин., 13:14—15).

     Грань, отделяющая любовь от насильственного  осчастливливания, является тонкой. Тем  важнее уметь удержаться на ней. Предлагаемый Иисусом критерий — готовность мыть ноги другому - позволяет это сделать. Ученикам, рассуждавшим между собою, кто из них больше, Иисус сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк., 9:35).

     Смиренное отношение человека к людям реализуется  в установке «не судите других», которой Иисус придерживается безусловно. Фарисеи и книжники, изощренно  пытавшиеся подловить Иисуса на отступлении  от Моисеева закона, чтобы выдвинуть  против него обвинение, привели к  нему женщину, уличенную в прелюбодеянии. Тора в таких случаях предлагала смертную казнь через побитие  камнями. А что скажет Иисус?

     Иисус, писавший в это время перстом  на земле, сказал: «Кто из вас без  греха, первый брось в нее камень» (Ин., 8:7). И низко наклонившись, продолжал  писать на земле. Окружавшие, «обличаемые  совестью», один за другим покинули то место. Иисус остался наедине  с грешницей и обратился к  ней: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и  Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин., 8:10—11). Брату не дано судить брата. Для этого существует отец.

     Любовь  деятельна. У одного человека было два  сына. Отец приказал им обоим поработать в саду. Первый ответил: «Не хочу», но, раскаявшись, пошел. Второй сказал: «Иду» и не пошел. Рассказав эту  притчу, Иисус риторически вопрошает, кто из двух выполнил волю отца. И  получает ответ, который очевиден: первый (Мф., 21:28—31). В ситуации, когда слова  и дела человека расходятся, оценивать  его надо по делам:

       «По плодам их узнаете их»  (Мф., 7:16).

     Это — не просто формула оценки поведения. Это — установка на деятельное отношение к жизни. Отбивать поклоны  и говорить

     «Господи! Господи!» недостаточно для праведности. Надо еще доказать свою любовь к  Богу на деле.

     Один  человек, отправляясь в дальнее  путешествие, поручил свое имение рабам  и дал им серебра: одному — пять талантов, другому — два таланта, третьему -один талант. Первый пустил свои пять талантов в дело и удвоил их. Второй сделал то же самое со своими двумя талантами. Третий не стал рисковать  и, чтобы не потерять единственный талант, закопал его в землю. Через  долгое время вернулся хозяин и потребовал у рабов отчета. Первый представил десять талантов вместо пяти, второй —  четыре таланта вместо двух. Оба  получили одобрение и доставили  радость господину. Третий сказал, что  он сохранил полученный талант, зарыв  его в землю, и теперь возвращает его. Хозяин отнял единственный талант у этого раба, лукавого и ленивого, и отдал его тому, у кого уже  было десять. «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф., 25:29). В решающий час последнего суда, считает Иисус, Бог будет оценивать  людей как этот хозяин своих рабов. И только те, которые постоянно  бодрствовали, были деятельны, брали  на себя риск совершения добра, только они имеют шанс вечной жизни.

     Любовь  бескорыстна. Она, как и вообще добро, содержит свою награду в себе. Обмененная на выгоду, славу, наслаждения, вообще на что бы то ни было, любовь теряет свое качество. У бескорыстной любви  есть безошибочный и самый бесхитростный  признак. Любовь тогда бескорыстна, когда она направлена на тех, от кого не может быть никакой корысти, - - на обездоленных, изгнанных. Именно такого рода люди, гонимые властями, презираемые  общественным мнением, отвергнутые  религией, смутьяны, грешники, чужестранцы  составляли постоянный круг общения  Иисуса. Иисус любил их. И миссия его была — «спасти погибшее» (Мф., 18:11).

     На  упреки фарисеев и книжников, что  он ест и пьет с грешниками, Иисус  ответил удивительно просто и  убедительно. Если хозяин, имеющий сто  овец, потеряет одну из них, то разве  он не пойдет искать эту единственную, оставив девяносто девять в поле, и, найдя ее, разве не возрадуется  этому вместе с друзьями и соседями? Не так ли радуется и женщина, имеющая  десять драхм и потерявшая одну из них, когда после долгих поисков  находит потерянное? И далее он рассказал ставшую знаменитой притчу о блудном сыне. У отца было два  сына. Отец разделил между ними имение. Младший, забрав свою часть, ушел далеко от дома и там в распутстве промотал состояние. Впав в нужду, он нанялся  пасти свиней, но у него не было даже той еды, что давали свиньям. Тогда, вспомнив, что наемники его отца имеют хлеб с избытком, он решил  вернуться к отцу с покаянием  и попроситься к нему наемником. Он пришел к отцу и сказал, что  согрешил перед ним и недостоин  называться сыном. Отец несказанно обрадовался  возвращению сына, одел его в лучшие одежды, дал ему перстень на руку, обувь на ноги, велел заколоть откормленного  теленка и устроил пир. Старший  сын, вернувшись вечером с поля, удивился веселому возбуждению в доме. А  узнав его причину, рассердился  и не хотел даже входить в дом. Отцу, который вышел позвать его, он бросил упрек, почему он ему, столько  лет работающему в доме отца и  никогда не перечившему отцу, не дал даже козленка, а в честь  брата, промотавшего имение свое с блудницами, заколол откормленного теленка. Не тому, ответил отец, я радуюсь и веселюсь, что тот ушел когда-то из дома и разорился, а тому, что «брат сей твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк., 15:32). Всякий достоин любви и нуждается в ней, но оступившиеся, падшие больше других.

     Подлинное испытание любви человека — его  отношение к врагам. В этом вопросе  Иисус Христос совершил подлинную  революцию. Нельзя понять и принять  этику Христа без понимания и  принятия его заповеди:

Информация о работе Этика любви иисуса Христа