Этика и принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:20, контрольная работа

Описание

Этика -- от греч. ethos -- нрав, характер, обычай) -- является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований, норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила и принципы, применяемые этикой поведения в широком смысле. Управленческая этика - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Работа состоит из  1 файл

нунркпк.docx

— 16.27 Кб (Скачать документ)

 

 Этика  -- от греч. ethos -- нрав, характер, обычай) -- является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований, норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила и принципы, применяемые этикой поведения в широком смысле. 

Управленческая   этика  - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Современный уровень развития науки и техники предъявляет  высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося  в той или иной области. Кроме  этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать  человеческий фактор в решении управленческих задач:

- предвидеть, прогнозировать  дальнейшее развитие, определять  цели и разрабатывать стратегию  и тактику их достижения;

- организовывать деятельность  предприятия (отдела, подразделения)  в соответствии с его целями  и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;

- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия;

- контролировать выполнение  управленческих  решений  и распоряжений.

Этические стандарты бизнеса  становятся предметом возрастающего  интереса со стороны менеджеров и  потребителей. Компании уделяют большое  внимание этике поведения по всем аспектам деятельности во избежание  негативного общественного мнения, утраты престижа фирмы как в государственных  органах, так и в деловых кругах.  Этика менеджмента представляет собой совокупность моральных принципов, требований и ценностей, которые управляют поведением людей в организации с точки зрения приемлемого или неприемлемого поведения. Чтобы быть этичной, организации необходимо свои представления о должном поведении основывать на общечеловеческих нормах поведения. Она не должна давать свои собственные определения добра и зла.

Фундаментальной этической  концепцией является обеспечение личного  достоинства и благосостояния людей. В основном мы думаем и действуем  по отношению к другим так, как  мы хотим, чтобы они думали и действовали  по отношению к нам. Представления  о том, что приемлемо, а что  нет, складываются из нескольких источников. Для многих главным источником этичного руководства являются религиозные  убеждения. На представление о том, что правильно и что неправильно  в повседневной жизни, оказывают  влияние семья, школа и т. д.

Для принятия  решений , соответствующих этическим нормам, организации создают кодексы этических норм, которые устанавливают ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений:

Утилитарный подход. Суть его  в том, что этичное поведение  приносит наибольшую пользу, создает  максимальный социальный результат  для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с  привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет  наибольшее число людей.

Концепция утилитаризма часто  рассматривается как анализ прибыли  и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается  в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли  и издержек. Многие факторы могут  быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и т. д.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут быть измерены таким способом. Людские и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких измерений анализ издержек и прибыли остается неполным, а точный ответ на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции утилитаризма состоит в том, что большинство часто может попирать права меньшинства.

Несмотря на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении  этичности деятельности широко используется в организациях.

Индивидуальный подход исходит  из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей  человека. Индивиды рассчитывают наилучшие  долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества.

Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что человек или  группа людей имеют право на что-либо или имеют право на должное  обращение. Решение считается неэтичным, когда оно нарушает права человека. Этот принцип ставит во главу угла взаимное уважение, даже если мы с кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая  этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие  моральные права:

1) право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия;

2) право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни;

3) право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам;

4) право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике;

5) право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение;

6) Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Главный недостаток этого  подхода--дилемма, возникающая при  согласовании противоположных интересов. Классическим примером такой противоположности  является конфликт между правом наемного работника на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей  фирмы путем проверки работника  на честность.

Справедливый подход состоит  в том, что этически верное решение  должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими  словами, выгоды и издержки должны справедливо  распределяться среди разных групп  людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная  справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и  на половых, возрастных, национальных и др. различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого  права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно  претворяться в жизнь. Компенсационная  справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности  за события, которые находятся вне  сферы их контроля.


Информация о работе Этика и принятие решений