Этика Гиппократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Описание

Доступная нам в памятниках письменности история врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. Для европейской медицины по сей день сохраняет свою актуальность этика древнегреческого врача Гиппократа (460 - 370 до н. э.), в особенности его знаменитая врачебная «Клятва». После того, как в XVI в. в Европе вышли первые печатные труды Гиппократа («Корпус Гиппократа»), рост его авторитета среди европейских врачей можно образно назвать «вторым пришествием» Гиппократа. Уже в это время врачи, получавшие степень доктора медицины на парижском медицинском факультете, обязаны были давать «Факультетское обещание» перед бюстом Гиппократа.

Содержание

Введение 3
1.Клятва Гиппократа об основных ценностях и моральных нормах взаимоотношения врача и пациента 4
2.Развитие идей Гиппократа в европейской медицине 16-18 вв. 7
2.1.Модель врачебной этики Парацельса 7
2.2.Особенности врачебной этики Персиваля 8
3.Роль этических идей Гиппократа в современной медицине 10
Заключение 13
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Этика Гиппократа реф.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

Обязанность «лжесвидетельства» во имя обеспечения права смертельно больного человека на «неведение» всегда составляла особенность профессиональной врачебной этики. Однако реакция пациента на болезнь зависит от его психологического склада и мировоззрения. Например, немецкие психологи, исследуя состояние пациентов, узнавших о своем смертельном недуге, пришли к выводу, что умирающий обычно проходит через пять стадий. Первая - стадия отрицания («нет, не я», «это не рак»); вторая - протеста («почему я?»); третья - просьба об отсрочке («еще не сейчас», «еще немного»), четвертая - стадия депрессии («да, это я умираю») и последняя стадия - принятие («пусть будет»). Психологическое состояние больного на этой стадии принципиально меняется. Больные иногда говорят: «За последние три месяца я жил больше и лучше, чем за всю жизнь».

Как поступают врачи?

Информируете ли вы пациентов  о диагнозе и прогнозе? 11 % - - обычно нет; 19 % - - иногда; 30 % - - часто; 40 % - - почти всегда.

Считаете ли вы, что  пациент имеет право знать  о безнадежном прогнозе? 46 % - - нет; 25 % - - да; 29 % - - это должны решать члены его семьи.

Сообщаете ли вы своим  пациентам об угрожающем жизни диагнозе? 4 % - - почти всегда; 13 % - - регулярно; 17 % - - иногда; 66 % - - обычно нет11.

Особая роль в современной  медицине понятий «информированное согласие» и «отказ от лечения» определяется не только распространением правозащитных движений на область здравоохранения, но и многократно возросшей в последнее время актуальностью проблемы ятрогений (буквально: болезней вызванных врачом). Достаточно указать на такой фактор, как неоправданное нерациональное применение многих лекарств (существует даже форма заболеваний - «лекарственная болезнь»), чтобы отчетливо увидеть, что в медицине второй половины XX в. заповедь «Прежде всего - не навреди» более актуальна, чем во времена самого Гиппократа.

 

Заключение

 

И в заключение отмечу, что в трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены: представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. Произнесение врачебной клятвы - часть торжественной церемонии при поступлении в высшие медицинские учреждения и при получении диплома во многих странах мира.

Однако из многих современных формулировок «Клятвы» были удалены идеи, не соответствующие нынешним медицинским стандартам, и, наоборот, к ним были добавлены те аспекты, без которых не обойтись в современном обществе. К примеру, уважение автономии пациента является сегодня основополагающим принципом в медицинской этике, однако этот принцип не находит отражения в античной медицине и, соответственно, не упоминается в клятве Гиппократа. В наше время идея о правах пациента занимает важное место во многих современных декларациях. Изменились также и взаимоотношения между врачом и пациентом - сегодня все больше внимания уделяется таким понятиям, как информированное согласие пациента.

Необходимо также отметить, что в большинстве же современных формулировок врачебной клятвы вопрос о наказании врача за врачебную ошибку не оговаривается. Еще реже в тексте встречается обращение к божеству, а также отказ производить эфтаназию и аборт, а обещание не вступать в половые отношения с пациентами - практически забыто.

Несмотря на то, что этика Гиппократа претерпела множество изменений, неизменными остаются обязательства, которые берет на себя будущий врач относительно своих пациентов, а также обещание всегда действовать на благо больных. Принятие подобных обязательств подчеркивает важность морально-этических норм, которые лежат в основе профессии врача.

 

Список литературы

 

 

1.Биомедицинская этика /Под ред. В. И. Покровского. М., 1997.

2.Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы: Материалы «Круглого стола»//Вопросы философии. 1992. № 6.

3.Василенко В. Что запрещает клятва Гиппократа? // www.doctor.ru

4.Введение в биоэтику/Под ред. Б. Г. Юдина и П. Д. Тищенко. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

4.Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

5.Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. - М., 1984.

6.Уиклер Д., Брок Д., Каплан А. и др. На грани жизни и смерти: Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989.

7.Харди И. Врач, сестра, больной/ Под ред. М. В. Коркиной. - М., 1981.

8.Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент// Медицинская помощь. 1996. № 3.

1 Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

2 Биомедицинская этика /Под ред. В. И. Покровского. М., 1997.

3 Василенко В. Что запрещает клятва Гиппократа? // www.doctor.ru

4 Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. - М., 1984.

5 Там же.

6 Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент// Медицинская помощь. 1996. № 3.

7 Харди И. Врач, сестра, больной/ Под ред. М. В. Коркиной. - М., 1981.

8 Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы: Материалы «Круглого стола»//Вопросы философии. 1992. № 6.

9 Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы: Материалы «Круглого стола»//Вопросы философии. 1992. № 6.

10 Уиклер Д., Брок Д., Каплан А. и др. На грани жизни и смерти: Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989.

11 По данным опроса московских врачей, проведенного комитетом по биоэтике РАН


Информация о работе Этика Гиппократа