Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:41, реферат

Описание

Деловое общение – это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида деятельности: учебной, научной, производственной, управленческой и так далее, это речевое взаимодействие двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающее достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Деловое общение может быть необходимым (если осуществление совместной деятельности невозможно без контактов между людьми), желательным (межличностные контакты способствуют решению поставленных задач), нейтральным (деловое общение не оказывает существенного влияния на решение поставленных задач), нежелательным (достижение поставленной цели в результате общения затруднено).

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

     Дж.Н. Лич описал один из ведущих принципов коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность максим.

     Максима такта – максима границ личной сферы. Так как общение предполагает определенную дистанцию между участниками, то не следует затрагивать те темы, которые не были обозначены участником диалога (частная жизнь, предпочтения и другие).

     Максима великодушия – максима необременения  собеседника. Доминирование одного из участников в ходе коммуникативного акта делает общение дискомфортным. Практически максима необременения собеседника означает следующее: предложение одного участника диалога должно быть высказано так, чтобы его можно было отклонить.

     Максима одобрения – максима позитивности в оценке других.

     Максима скромности – максима непринятия похвал в свой адрес. Реалистическая, объективная самооценка является одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта. При этом и сильно завышенные, и сильно заниженные самооценки влияют на коммуникативный акт отрицательно.

     Максима согласия – максима неоппозиционности – предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя сохранения предмета взаимодействия.

     Максима симпатии – максима благожелательности, создающая благоприятный фон для перспективного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт невозможным. Безучастный контакт, при котором собеседники не демонстрируют благожелательности, также не способствует решению поставленных задач. Общим требованием этики делового общения считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам независимо от личных симпатий и антипатий. [2, с.102]

     Основными факторами, способствующими установлению благоприятного климата делового общения, являются:

     – признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, что является необходимой  предпосылкой демократического решения вопросов;

     – предоставление каждому возможности  высказать свою точку зрения;

     – равные возможности в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

     – осознание того, что необходимость  конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией;

     – определение общей платформы  для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, поиск общих точек соприкосновения. [4, с.89]

     Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Еще философ Зенон утверждал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». А историк Плутарх советовал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, то есть культура. [3, с.19]

     Стиль слушания зависит от характера, интересов  личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», они не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине же больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже.

     Межличностная коммуникация происходит не только на уровне передачи словесной информации. Сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения могут предоставить мимика, жесты, позы собеседников. Невербальные (несловесные) сигналы в процессе коммуникации обладают большой силой, особенно когда дополняют речь или противоречат ей. Зачастую мы полагаемся на невербальные сигналы в большей степени, чем на собственно сообщение. [1, с.45]

     Невербальные  сигналы могут иметь самостоятельное  значение, сопровождать и дополнять словесное высказывание, а также регулировать процесс общения, обеспечивая участников общения информацией о времени смены реплик, завершении разговора, возникновении неуверенности или неловкости и так далее. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство ее проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием: так на нашем лице отражается переживание эмоции. Подкрепляя свои слова соответствующими жестами, позами, говорящий обретает большую убедительность: жест «открытые руки», например, демонстрирует доверие, искренность к собеседнику.

     Следует учитывать и такой важный фактор в общении, как межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Исследователи определяют предел допустимого расстояния между собеседниками следующим образом: межличностное расстояние (для разговора друзей) составляет 0,5-1,2 м, социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2-3,7 м, публичное расстояние – 3,7 м и более. [3, с.23]

     Внешность также играет значительную роль в  деловой межличностной коммуникации. В среднем 80 % визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20 % сведений дает нам его одежда. Красивых мужчин и женщин оценивают как уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых и богатых духовно. Одежда подчеркивает социальный статус человека, отражает его личностные характеристики, самооценку. Плохое впечатление от одежды собеседника может напрочь уронить его имидж, приятное – создает и благоприятный образ собеседника в целом.

Информация о работе Этика делового общения