Этические аспекты адвокатской деятельности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:31, контрольная работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть нравственные качества личности и особенности профессиональной этики адвокатов.
Задачи:
- рассмотреть сущность профессиональной этики в целом, в том числе юридической этики;
- рассмотреть принципы адвокатской этики.

Содержание

Введение 3
1 Сущность профессиональной этики 4
2 Принципы адвокатской этики 8
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Этические аспекты адвокатской деятельности.docx

— 39.69 Кб (Скачать документ)

Министерство по образованию  и науке РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  экономический   университет»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Профессиональная этика»

 

На тему: «Этические аспекты адвокатской деятельности»

 

 

 

 

 

 

                                                             

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

            2013 г.

Содержание

 

Введение 3

1 Сущность профессиональной этики 4

2 Принципы адвокатской этики 8

Заключение 17

Список литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество  оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить  даже простые нормы нравственности, не говоря уже о высших нравственных ценностях. Но существуют еще такие  виды деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью, сложностью. Обычно в этих видах деятельности непосредственным объектом воздействия  является сам человек. Поэтому можно  сказать, что профессиональная нравственность (мораль) есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно  к условиям деятельности данной профессии. Можно говорить о специфической  нравственности врача, священнослужителя, юриста, учителя, руководителя и т.д. Конкретные проявления профессиональной нравственности изучает, анализирует  профессиональная этика.

Профессиональная этика  – это совокупность правил поведения  определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных  с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая  специфику проявлений морали в различных  видах деятельности.

Цель данной работы - рассмотреть нравственные качества личности и особенности профессиональной этики адвокатов.

Задачи:

- рассмотреть сущность профессиональной этики в целом, в том числе юридической этики;

- рассмотреть принципы адвокатской этики.

 

 

 

1 Сущность профессиональной  этики

 

Специфику профессиональной нравственности нетрудно обнаружить уже в самых первых ее вариантах. Вот, например, требования, которые предъявлялись к врачу уже в Древней Индии: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и поощряющая. Он должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро». Эти требования медицинской нравственности, этики врача не устарели и в настоящее время. И ныне мы требуем от медиков в особой опрятности, деликатности, умения поддержать человека в трудную минуту, предельной самоотверженности в борьбе за здоровье, жизнь пациента. Древний принцип «не навреди» действует и в настоящее время. В общении с больными и их родственниками врач должен руководствоваться именно этим принципом. Ради поддержания уверенности в своих силах медики имеют моральное право приукрасить реальное положение вещей, ибо главное — не формальное выполнение той или иной конкретной простой нормы нравственности, а сохранение высшей ценности — жизни. Здесь невольно вспоминается, что именно во время лечения людей Иисус Христос произнес:  «Суббота была сотворена для человека, а не человек для субботы» (Тк. 2, 27). В настоящее время, в связи с достижениями научно-технической революции, перед медиками встают весьма сложные задачи воплощения вечных нравственных ценностей в новых, необычных, неизвестных ранее ситуациях лечения больных (например, в связи с пересадкой органов и др.).

Столь же древние корни  имеет профессиональная нравственность учителя. Уже в Древней Греции имелось довольно ясное представление  о поведении учителя, его нравственных качествах. От него требовалось прежде всего знание своего предмета, любви к детям, умение ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Как это ни покажется странным, уже тогда была проблема пьянства и от учителя требовалась трезвость. Нетрудно представить, сколь усложнилась деятельность учителя в настоящее время и сколь трудно ныне реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных ситуациях, в отношениях с современными вундеркиндами и их родителями. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе. Специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия»: с ребенком, подростком. Отсюда повышенная деликатность, повышенная тактичность, повышенная ответственность. Педагогическая деятельность, как и многие другие виды деятельности человеческой, включает в себя большой заряд творчества. Но в педагогическом творчестве неизбежный риск должен быть минимальным, ибо мы имеем дело с личностью, с ребенком, а не с подопытными кроликами. Просчет может иметь весьма трагические для воспитуемого последствия. Здесь также можно вспомнить о принципе «не навреди», известного для медицинской этики [5].

Имеются свои тонкости и  «хитрости» в реализации высших нравственных ценностей и в деятельности работников правоохранительных органов (обостренное  внимание к проблеме справедливости, к выполнению законов и др.), руководителей  в различных сферах деятельности, военнослужащих и т.д. Причем, число  профессий, в деятельности представителей которых возникает потребность  в особой форме воплощения общечеловеческих нравственных ценностей, по мере общественного, научного прогресса постепенно расширяется. Так, вряд ли кто может претендовать на особую этику шофера (перевозящего, например, цемент или доски). Но уже  целесообразно говорить о зачатках профессиональной морали таксиста или  водителя автомобиля.

Попробуем выделить объективные  предпосылки специфики профессиональной этики [6]:

а) наличие своеобразных условий для реализации общих  предписаний морали. Эти условия  определены характером трудовых отношений, в частности характером объекта  трудового воздействия. Действие этих условий таково, что существенно  меняются последствия соблюдения или  несоблюдения той или иной общей  моральной нормы, определяя меру ответственности члена профессионального  коллектива перед коллективом и  обществом;

б) наличие неповторимых, свойственных только данной профессии  ситуаций, приводящих к возникновению  специфических норм нравственности. (Таковы, например, взаимоотношения  защитника и обвиняемого, рождающие  нравственную коллизию между общественным долгом в обычном понимании и  профессиональным долгом, обязывающим  к соблюдению так называемой адвокатской  тайны, интересов доверителя и т.п.) Эти нормы не могут перерасти  в общеморальные принципы в силу их частного, нетипичного для общества в целом характера. Но они и не противоречат общим принципам морали, поскольку ими опосредуются объективно необходимые отношения, отвечающие общественным интересам;

в) особенности содержания профессионального долга как  этической категории.

Здесь необходимо видеть специфику  целей деятельности представителя  той или иной профессии, морально допустимые средства достижения целей, специфику нравственного идеала и нравственных стимулов.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что профессиональная нравственность и профессиональная этика помогают конкретизировать, реализовать  моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных, деятельности определенного рода профессий. Профессиональная этика не формирует новые принципы или новые понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает»  уже известные принципы, понятия  к специфическим сферам жизнедеятельности  человека. Нельзя не отметить, что профессиональная нравственность и профессиональная этика (ее изучающая) являются важным компонентом нравственной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Принципы адвокатской  этики

 

Принципами профессиональной этики адвоката являются ее наиболее общие, руководящие положения, развивающие  и дополняющие обязательные для  всех нормы общественной морали применительно  к специфическим условиям адвокатской  деятельности. Являясь разновидностью социальных норм, они имеют важное регулятивное значение в отношениях, недоступных, как правило, правовому  контролю.

К принципам профессиональной этики адвоката относятся выработанные практикой и одобренные адвокатским  сообществом этические требования, касающиеся личности адвоката, его  отношения к Закону, Суду, правоохранительным и иным органам власти, в системе  которых функционирует адвокатура; взаимоотношений адвоката с клиентами (доверителями, подзащитными) и коллегами  по профессии.

Соблюдение принципов  профессиональной этики — обязанность  каждого специалиста, наделенного  статусом адвоката и приведенного к  присяге в соответствии с Федеральным  законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Их нарушение адвокатом недопустимо  и контролируется органами корпоративного самоуправления адвокатуры.

Изложенные ниже принципы составляют основу Кодекса профессиональной этики адвоката [2].

1. Нравственные требования  к личности адвоката.  
Лицо, посвятившее себя адвокатской профессии, помимо надлежащего уровня специальных правовых знаний должно обладать высокими нравственными качествами, в число которых входят сознание профессионального долга, честь, совесть, добропорядочность, нетерпимость к несправедливости, обязательность.

В сфере профессиональной деятельности и в бытовых отношениях поведение адвоката должно соответствовать  его статусу общественного деятеля, представителя гражданского общества, способствовать как укреплению его собственного авторитета, так и престижа профессии и представляемой им адвокатской корпорации.

Адвокат обязан честно, разумно  и добросовестно отстаивать права  и законные интересы доверителя (подзащитного), не только казаться, но и быть поборником правды и справедливости.

2. Уважение к закону.

Закон является важнейшим  средством, находящимся на вооружении адвоката. Формирование у населения  уважения к закону — необходимое  условие продвижения страны к  правовому государству. В этот процесс  адвокатура вносит значительный вклад. Обязанность и нравственный долг адвоката — преумножать этот вклад, пользуясь общением с клиентами, судебной трибуной, средствами массовой информации.

Только всеобщее убеждение  в социальной ценности права и  правопорядка способно обеспечить верховенство закона и торжество отстаиваемых адвокатом правовых позиций.

Недопустимы вольные толкования и извращения смысла закона во имя  сомнительных интересов клиента.

3. Уважение к суду.

Уважение к Суду как  органу государственной власти, призванному  осуществлять правосудие, должно быть неукоснительным и безусловным.

Адвокат, не согласный с  судебным решением или поведением судьи, не должен позволять себе подрывать  авторитет суда его публичной  критикой, на встречах с журналистами или выступая в СМИ, ибо его  позиция может быть так же ущербна, как и критикуемая. «Мегафонное  право» не есть средство правовой защиты.

Демонстрация неуважения к суду — путь тупиковый, противоречащий задаче построения правового государства, закону и профессиональной морали.

Обращение к контролирующим судебным инстанциям, прокурорскому  надзору, органам судейского сообщества — вот единственно приемлемый для адвоката способ преодоления  беззаконий в правосудии. Использование  СМИ как крайнего средства, не должно выходить за рамки конкретных обстоятельств конкретного дела и содержать общие негативные оценки суда и правоохранительной системы.

4. Выбор дел и принятие  поручений. 

Оценка законности подлежащего  защите интереса клиента в сфере  гражданских правоотношений не является единственным и бесспорным критерием  для принятия поручения или отказа в правовой помощи, ибо до исследования доказательств в судебном разбирательстве  отстаиваемый интерес не всегда поддается  обоснованной правовой оценке.

Однако явно незаконные притязания клиента защите не подлежат, и адвокат  обязан отказаться от принятия такого поручения либо выйти из дела, если поручение уже принято.

Адвокат обязан соблюдать  требования, препятствующие его участию  в деле. Перечень таких требований содержится в ч.4 п.2 ст.6 Закона об адвокатской деятельности.

Поручения по участию адвоката в уголовном процессе в качестве защитника, исходящие от органов  уголовного преследования, суда или  органов адвокатского самоуправления для адвоката обязательны, если они  не противоречат положениям, указанным  в ч.4 п.2 ст.6 Закона.

Запрет отказа адвоката от принятой защиты и требование о недопустимости занятия им позиции вопреки воле доверителя (ч.7 ст.51 УПК РФ, п.3, 6 ст.4 Закона об адвокатской деятельности) могут корректироваться с учетом профессиональной этики, однако при  соблюдении условия ненанесения ущерба интересам клиента (подзащитного) и под возможным контролем как суда, так и органов корпоративного самоуправления адвокатуры [3].

Информация о работе Этические аспекты адвокатской деятельности»