Эстетика поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание

Эстетика поведения — один из самых слабых участков эстетического воспитания, в том числе и семейного. Подчас вопросы организации быта заслоняют проблемы поведения, а иногда родители и воспитатели просто недооценивают их значение, считают или мелочью, или частным делом, или предрассудком. А между тем поведение человека не мелочь, и в поведении нет мелочей. А. П. Чехов в свое время писал: «.какую страшную воспитательную роль играют в жизни человека обстановка и мелочи» Грубым деспотизмом называл он «.постоянные ругательства самого низменного сорта, возвышение голоса, попреки, капризы за завтраком и обедом, вечные жалобы на жизнь.» .

Работа состоит из  1 файл

контрольная эстетика.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

 Существуют ли некие общечеловеческие  правила, которые признаются (или  могли бы использоваться) людьми  различных социальных групп, разных  возрастов, разных стран и народов? Таких единых, общечеловеческих правил нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – так называемое “золотое правило нравственности”, которое в той или иной форме является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. И существует это правило на протяжении всей истории человечества. Во всяком случае, в известных дошедших до нас памятниках культуры почти за две с половиной тысячи лет. Менялись народы и цивилизации, но “золотое правило” оставалось.

 

 В древнеиндийском эпосе “Махабхарата” (5 век до н. э.) есть такие строки: “Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям”.

 

 Известны библейские изречения:  “Что ненавистно тебе самому, того не делай никому”, “И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки”, “И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними”.

 

 Те же по форме и смыслу  слова находим мы и в древней  этике: “Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других” (Катон), “Не делай сам того, что ты порицаешь в других” (Публий Сир).

 

 Как пишет Диоген Лаэртский,  на вопрос: “Какая жизнь самая  лучшая?”, древнегреческий философ  Фалес ответил: “Когда мы не  делаем того, что осуждаем в других”.

 

 Известный русский писатель  и мыслитель 18 века Д. И. Фонвизин  как бы разбивает это правило  на две части, употребляя понятия  “беспорочность” и “добродетель”.  Беспорочность он поставляет  себе правилом не делать того  другому, чего бы не пожелал себе, а добродетель – “распространяет сие правило гораздо далее и велит делать то другим, чего пожелал бы себе”.

 

 В том или ином виде  сохраняет и передает эту мысль  народная мудрость: “Что людям  желаешь, то и сам получаешь”, “Не делай другому того, чего сам себе не желаешь”. Однако реальные нормы того, “что желаешь” и “не желаешь”, и существующие в обществе оценочные представления того, “что должно”, существенно менялись с изменениями общества и общественного сознания. Кроме того, фактическое поведение людей и их реальные нравы не всегда совпадают с должными нормативами. Так было всегда в истории человечества, так есть и сейчас. В разные времена, в разные эпохи эти две характеристики поведения могут сближаться, и тогда поведение людей соответствует требованиям общественной морали, но есть времена господства лжи и фарисейства, и тогда, увы, они расходятся в разные стороны.

 

 Каждое общество, каждая общественная  группа вырабатывает свою собственную  систему ценностей, а значит, и  свои критерии “должного” поведения. А фактически во все времена каждый человек сам выбирал ту “золотую середину”, которая определялась требованиями общества и собственными критериями возможного.

 

 Этикетные npавила – составляющая  сложной системы нравственной  сферы жизнедеятельности человека. Основными структурными частями этой сферы являются:

 

 – нравственные отношения;

 

 – нравственная деятельность;

 

 – нравственное поведение.

 

 Нравственные отношения –  это совокупность поступков, совершенных  не по соображениям выгоды, а  по велению совести, по критерию справедливости и добра. Первоосновой, исторически первой формой нравственных отношений является дружба. Из нее позднее произросли товарищество, сотрудничество, взаимопомощь, любовь.

 

 История нравственности знает  множество различных форм общностей людей, основанных на чувстве дружбы и привязанности: мужские и женские союзы, побратимство и посестримство, монашеские ордена, религиозно-нравственные союзы и братства. Особое место среди нравственных отношений занимают отношения семейно-брачные. Формы семьи отличаются многообразием и изменчивостью.

 

 Прочные связи между людьми, формирующиеся на основе нравственного  выбора, возникают уже в первобытном  обществе (побратимство и посестримство). В дальнейшем создаются общности, основанные уже не на кровнородственных связях, а на совпадении нравственных ценностей, например институт монашества. Решение нравственных задач в монашеских орденах осуществляется, тем не менее, безнравственными средствами: трусливым бегством от жизни, попыткой спрятаться от нее за монастырскими стенами. Монашеские объединения стали возникать у некоторых народов почти одновременно с распадом первобытно-общинного строя. Например, в Индии они первоначально были братствами нищенствующих. Разорение общинников и обнищание их являлось как бы “обратной стороной медали” – накопления богатства родовой знатью, военной верхушкой и жречеством, которые прибрали к своим рукам общинные земли и другие богатства, принадлежавшие ранее родам.

 

 Нравственность обязательно  присутствует во всех отношениях между людьми – не только в дружеских, но и в экономических, политических, правовых.

 

 Нравственная деятельность  – существует в двух планах.

 

1. Как нравственно-воспитательная  деятельность. Это, в первую очередь,  воспитание подрастающего поколения: передача ему духовных ценностей, накопленных предшествующими поколениями, и обучение. Начиная с обучения родному языку, которое осуществляется уже с младенческого возраста, человек постигает и усваивает нравственные ценности, ибо живая речь – “реальное осознание” – содержит в себе нравственное знание и в том числе нравственные оценки и нравственные установки.

 

 Языки первобытных народов  дают множество достоверных свидетельств  относительно происхождения некоторых  нравственных понятий и обычаев.  Например, язык тасманийцев, дольше других народов сохранивших отношения каменного века, является драгоценным источником по истории нравственности. Словарный состав тасманийского языка крайне беден (всего несколько сотен слов). Тасманийцы не создали даже слов для выражения таких понятий, как “холод”, “тепло”, “длина”, “ширина”, “высота”. Для обозначения твердости они говорили “как камень”, о горячем они говорили “как огонь” и т. д. Тасманийцы умели считать только до 10, пользуясь для счета пальцами рук. Они не ведали понятий религиозно-мистического характера: “дух”, “душа”, “черт”, “дьявол”, “бог”, “привидение”, “призрак”, “загробный мир” и др. Однако для обозначения существенных нравственных качеств человека у тасманийцев существовал достаточно богатый набор терминов: добрый, веселый, тихоня, угрюмый, злюка, сварливец, бесстыдник. Эта особенность тасманийского языка подтверждает предположение о том, что нравственные оценки людей составляют, по-видимому, древнейший пласт понятийного мышления.

 

2. Нравственная деятельность есть момент или сторона других видов человеческой деятельности: производственной, политической, научной, художнической. Она составляет нравственный мотив деятельности – желание совершить добро, исполнить долг, отстоять личную честь и достоинство и т.д.

 

 Правила поведения личности  возникли в глубокой древности,  при первобытно-общинном строе.  Правила эти отличаются широчайшим  многообразием у разных народов  и в разные времена; они считаются  нормами благопристойности и  приличия и в каждой социальной общности обладают значительной устойчивостью, будучи закрепленными в обычаях. Обычаи надолго переживают те условия и конкретно-исторические обстоятельства, которыми они когда-то были непосредственно детерминированы, и поэтому в новых условиях кажутся бессмысленными и непонятными.

 

 Например, кувада – обычай, сохранившийся  у некоторых народов и состоящий  в том, что во время родов  жены муж обязан в унисон  с роженицей кричать и стонать,  симулируя родовые муки и тем  как бы соучаствуя в родовом  акте. Этот обычай является пережитком матриархата и имел целью удостоверите факт отцовства.

 

 Правила поведения можно  типологизировать по нескольким  признакам.

 

 Во-первых, по социальным общностям:  сословиям, класcaм, корпорациям.  Например, в феодальном обществе  правила поведения барина и крепостного крестьянина различались кардинальным образом. Спесивость, высокомерие, щегольство, чванливость, церемонность считались правилами поведения или обязательными признаками хорошего тона для барина. Для крепостного крестьянина считались обязательными такие нормы поведения, которые выражали и закрепляли его смирение, кротость и послушание. Через всю историю человеческого общества (после распада первобытно-общинного строя) проходят писаные и неписаные правила поведения для военачальников и рядовых солдат, вельмож и челяди, рабовладельцев и рабов, мастеров и подмастерьев.

 

 Во-вторых, правила поведения  следует типологизировать по  полу и возрасту. Для людей  преклонного возраста нормами  считаются: неторопливость в суждениях,  степенность, спокойствие, снисходительное отношение к младшим. В свою очередь, младшим по отношению к старшим нравственная норма предписывает почтительность и послушание: народный обычай запрещает молодежи сидеть в присутствии старших, перебивать их в разговоре и т. п. Существенным образом различаются правила поведения мужчин и женщин, юношей и девушек. У некоторых народов нравственная норма запрещает женщине появляться вне дома с открытым лицом, поэтому женщины там носят на голове особое покрывало: чадру или паранджу

 

 В-третьих, поведение с точки  зрения этики следует расчленить  на два больших класса: поведение  нравственное и поведение безнравственное.  Нравственным поведением считается  такое поведение, которое более  или менее строго соответствует  действующим нравственным нормам, закрепленным в обычаях. Нормы нравственности в силу тех или иных исторических обстоятельств изменяются, поэтому меняется представление о нравственном и безнравственном поведении.

 

 В конкретно-исторических человеческих  общностях нравственное поведение, отношения и деятельность обладают устойчивостью и определенностью. Они фиксируются обычаями, которые соблюдаются неосознанно, ибо являются стереотипами поведения и отношений, считаются само собой разумеющимися нормами быта. Обычаи не зависят один от другого и поддерживаются силой традиций. Например, левират – обычай, но которому вдова имеет право (или обязана) выйти замуж за брата своего покойного мужа. Левират – пережиток групповых брачных отношений, существовавших при раннем родовом строе. Групповой брак давно исчез, а обычай левирата продолжает существовать в быту некоторых народов Азии и Африки, Северного Кавказа и Средней Азии. Через обычай осуществляется передача и сохранение нравственных ценностей последующим поколениям.

 

 Нормы нравственного поведения неразрывно связаны со сферой нравственного сознания. Любой поступок фиксируется и оценивается – независимо от того, отдает себе человек в этом отчет или нет. Выделим в нравственном сознании два важнейших момента: нравственные переживания и обыденный житейский уровень нравственного сознания.

 

 Нравственные переживания –  это чувства симпатии и антипатии,  негодования и одобрения, привязанности  и отвращения, доверия и недоверия.  Они составляют, по-видимому, самый  древний пласт нравственной структуры  человека. В нем угадываются социальные инстинкты, полученные человеком в наследство от своих биологических предшественников. Например, чувство стыдливости у девочек появляется с первыми признаками формирования пола, в том возрасте, когда о нравственности еще не может быть и речи. Это чувство есть исключительно человеческое свойство, несомненный признак человечности. Животным чуждо чувство стыда, у них отсутствуют даже отдаленные аналогии такого чувства.

 

 Обыденный уровень нравственного  сознания носит характер стандарта и запечатлен в языке, в народной мудрости (в форме пословиц, поговорок, речевых оборотов, басен, сказок и других произведений устного народного творчества). Обыденное сознание стихийно и направляется двумя противоборствующими факторами: традицией (с одной стороны) и изменяющимися условиями жизни (с другой). Народная нравственная мудрость – это нормативная этика на уровне здравого смысла.

 

 СТРОГАЯ регламентация поведения  и общения людей пронизывает  всю человеческую историю. И  эта регламентация имеет глубокий смысл. Правила поведения возникли в глубокой древности, еще при первобытно-общинном строе. Они отличаются широчайшим многообразием у разных народов и в разные времена. Все правила можно типологизировать по нескольким признакам.

 

 Во-первых, по социальным общностям: сословиям, класcaм, корпорациям. Например, в феодальном обществе правила поведения барина и крепостного крестьянина различались кардинальным образом. Спесивость, высокомерие, щегольство, чванливость, церемонность считались естественными для барина. Для крепостного крестьянина считались обязательными такие нормы поведения, которые выражали и закрепляли его смирение, кротость и послушание.

 

 Через всю историю человеческого  общества проходят писаные и  неписаные правила поведения  для военачальников и рядовых солдат, вельмож и челяди, рабовладельцев и рабов, мастеров и подмастерьев.

 

 Во-вторых, правила поведения  следует типологизировать по  полу и возрасту. Для людей  преклонного возраста нормально  то, что дурно для человека  молодого. Народный обычай запрещает молодежи сидеть в присутствии старших, перебивать их в разговоре… Существенным образом различаются правила поведения мужчин и женщин, юношей и девушек.

 

 В-третьих, поведение с точки  зрения этики есть поведение  нравственное и поведение безнравственное. Нормы нравственности в силу тех или иных исторических обстоятельств изменяются, поэтому меняется представление о нравственном и безнравственном поведении. Нормы нравственного поведения обладают устойчивостью и определенностью. Они фиксируются обычаями, которые соблюдаются неосознанно, ибо являются стереотипами поведения и отношений, нормами быта и поддерживаются силой традиций. Например, левират – обычай, но которому вдова имеет право (или обязана) выйти замуж за брата покойного мужа. Это пережиток групповых брачных отношений, которые давно исчезли, а обычай продолжает существовать в быту некоторых народов.

 

 Бывает, что обычаи надолго  переживают конкретно-исторические  обстоятельства их возникновения  и поэтому в новых условиях  кажутся бессмысленными и непонятными. Например, кувада – обычай, по которому во время родов жены муж обязан в унисон с роженицей кричать и стонать, является пережитком матриархата, но он кое-где сохранился.

Информация о работе Эстетика поведения