Эмоциональная сфера человека и ее проявление в поведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:53, реферат

Описание

Наша жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин: «Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей». С помощью чего мы выражаем свои желания, чувства – с помощью Эмоционально-выразительных движений (мимики, жестов, пантомимики).

Содержание

Оглавление
Введение 4
1. Эмоциональная сфера человека. 4
2. Проявление эмоциональной сферы в поведении. 10
2.1. Регуляция эмоций в поведении. 10
2.2. Проявление эмоций в мимике человека. 12
2.3. Половые различия в эмоциональной сфере. 14
2.3.1. Различия в эмоциональных свойствах и типах личности. 15
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Эмоциональная сфера реферат.docx

— 43.96 Кб (Скачать документ)

               Министерство Образования Российской  Федерации

            Московский Государственный Университет  Экономики, 

                            Статистики и Информатики (МЭСИ)

 

 

 

 

 

                 Реферат по дисциплине “Этика и ПДО” на тему:

            “ Эмоциональная сфера человека и ее проявление в поведении”         

 

 

 

 

 

Выполнила:  студентка группы ДЭБ-201

 Пахомова Е.В.

 

Преподаватель: Бажданова Ю.В.

 

 

 

 

 

                                              

 

г. Москва, 2009 г.

Оглавление

Введение 4

1. Эмоциональная сфера человека. 4

2. Проявление эмоциональной сферы в поведении. 10

2.1. Регуляция эмоций в поведении. 10

2.2. Проявление эмоций в мимике человека. 12

2.3. Половые различия в эмоциональной сфере. 14

2.3.1. Различия в эмоциональных свойствах и типах личности. 15

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

Введение

Наша жизнь без эмоций так же невозможна, как и без  ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин: «Эмоции  возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей». С помощью чего мы выражаем свои желания, чувства – с помощью  Эмоционально-выразительных движений (мимики, жестов, пантомимики). Они выполняют  функцию общения, т.е. сообщения нам  информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что  в данный момент происходит, а также  функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто  является субъектом восприятия эмоционально-выразительных  движений. То есть познание самих себя, своих близких, окружающих происходит у человека в основном через эмоциональную  сферу жизни, через ее проявление.

Эмоции у нас выступают  как внутренний язык, как система  сигналов, посредством которой мы узнаем о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций заключается в том, что они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. Таким образом, чтобы знать, как реагировать на те или иные ситуации, как преодолевать различные проявления наших чувств, как управлять ими - необходимо уметь различать элементы эмоциональной сферы. Этому вопросу и посвящен данный реферат. В нем я рассмотрела основные составляющие эмоциональной сферы человека, а также рассмотрела способы проявления ее в мимике и жестах, установила гендерные различия в поведении людей.

  1. Эмоциональная сфера человека.

Эмоциональная сфера —  особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше перенастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

 

Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний, чувств, эмоций, эмоциональных состояний. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита.

Эмоциональная сфера состоит  из эмоциональных переживаний и чувств.

Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида.

Чувство - это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида.

Эмоциональные переживания  человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции - кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации, это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе.

 

По характеру изменения  в течение физиологических процессов  эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых - снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

Эмоциональные состояния - более длительные переживания, характеризующиеся определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации.

К эмоциональному состоянию, например, относят настроение - наиболее длительное, но наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, которая служит своеобразным фоном и окрашивает дальнейшее поведение человека. Данное эмоциональное состояние оказывает заметное влияние на общий тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению того или иного настроения способствует определенная причина.

Особым видом эмоциональных  состояний является фрустрация. Это подавленное, напряженное и тревожное состояние, возникающее при появлении препятствий на пути к поставленной цели. Ее возникновение может способствовать как отказу от цели, так и достаточно агрессивным действиям по устранению возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения.

Выделяют девять основных эмоциональных состояний, каждое из которых может иметь  разную силу и длительность:

  • удовольствие - радость (первое - умеренное состояние, второе - высокая степень эмоционального возбуждения);
  • интерес - ажиотаж;
  • дистресс - горе;
  • отвращение - омерзение;
  • гнев - ярость;
  • пренебрежение - презрение;
  • удивление - испуг;
  • стыд, робость - унижение;
  • страх - ужас.

 

Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые  определяются воспитанием, морально-нравственными  качествами личности и потребностями  общества.

Например, чувства в отличие от эмоций и эмоциональных состояний, являются относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы человека. Они способны сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Решающим условием сохранения чувств является наличие у объекта возможности удовлетворения потребности. По мере снижения потенциала удовлетворения чувства могут угасать и совершенно исчезать.

Основные эмоциональные  состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства  и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства —  личностные образования. Они характеризуют  человека социально-психологически.

Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам... Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному  выражаться в разные исторические эпохи  у людей, принадлежащих к одним  и тем же нациям и культурам. В  индивидуальном развитии человека чувства  играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности  ее мотивационной сферы. На базе положительных  эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности  и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического  развития человека. Они связаны с  определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни  и деятельности человека, в его  общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего  его мира человек стремится действовать  так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

В критических условиях при  неспособности субъекта найти быстрый  и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных  процессов — аффект.

 

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что  он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.».

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

 

 

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились  как своеобразный способ поддержания  жизненного процесса в его оптимальных  границах и предупреждают о разрушающем  характере недостатка или избытка  каких- либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем  более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных  состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Информация о работе Эмоциональная сфера человека и ее проявление в поведении