Духовность и толерантность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:41, реферат

Описание

Коммуникативный аспект толерантности видится как способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный ее аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Работа состоит из  1 файл

Духовность и толерантность.моя.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

В формировании личности важное место отводится  нравственной сфере. А толерантность  выступает одним из наиболее значимых, определяющих понятий в системе  ценностей личности.

Понятие толерантности  на современном этапе трактуется неоднозначно. Удачное определение  толерантности даѐт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей». Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Формирование  толерантности происходит в процессе коммуникаций. Качество межличностного общения зависит от умения строить отношения, устанавливать оптимальные контакты, основанные на толерантности. В структуру общения входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.

Коммуникативный аспект толерантности видится как  способность к бесконфликтному, гармонизирующему общению, деятельностный ее аспект находит воплощение в умении выслушивать и уважать мнение собеседника, сохранять спокойствие в споре и конфликте, корректно вести межличностный спор и дискуссию. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в политической сфере.

Свойственные молодежи в сфере духовной жизни в большей степени, чем старшему поколению, индивидуалистические ценности  готовят почву для новых, взрывающих  прежние схемы конфликтов, идеологий и коалиций. Эти конфликты вряд ли будут едины в своей основе, скорее для них будет характерно возникновение в определенных ситуациях усилиями отдельных людей. Формирующаяся в результате смены поколений социальная структура становится восприимчивой к пропагандируемым  средствами массовой информации модным темам и, в определенной степени, модам на конфликты.

Интеграция  является объективной потребностью, и особенно важно на какой духовной основе она может произойти. Э. Фромм  отмечал, что «стремление к единению с другими  проявляется как  в низших формах поведения, то есть в актах насилия  и разрушения, так и   в высших формах проявления – солидарности на основе общего  убеждения. Оно является также главной причиной, вызывающей потребность в адаптации; люди боятся быть отверженными».

а развитие толерантности  молодёжи влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу её формирования в нашем обществе, в настоящее время отмечают следующие:

• отсутствие в  обществе устоявшихся традиций многообразия мнений;

• развившееся  у людей в последнее время  чувство национального унижения, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран;

• свойственные многим молодым людям эгоцентрические  установки сознания.

Причины возникновения  нетолерантности:

Социальное  неблагополучие семьи

Анти толерантная пропаганда в СМИ. Языковая вражда

Особенности подростковой психологии и физиологии

Ксенофобия - естественна  для человеческого существа

Разделение  по классам/группам взрослыми

Менталитет (соц. Окружение (влияние))

Глобализация

Миграция (гастарбайтеры)

Государственная политика

Влияние толпы

Несовершенство  законодательной базы

Экономическая нестабильность

Трудности в  трудоустройстве

Социальное  неравенство

Отсутствие  идеологии толерантности

Слабая проработанность  компонента толерантности в образовательных программах

Коммерциализация СМИ  и непрофессионализм

Несовершенство форм организации  досуга

Внутренние факторы, которые  сдерживают развитие толерантности, –  агрессивность, несдержанность, черты  темперамента, негативные формы самоутверждения.

Меры по развитию толерантности:

Взаимодействие молодёжных организаций

Проведение информационных семинаров, тренингов в общеобразовательных  учреждениях

Молодёжный лагерь по толерантности

Поддержка социально незащищенных групп

Уроки толерантности в  школах, средних специализированных учреждениях и в вузах

Фестиваль молодёжи

К факторам, способствующим развитию толерантности молодёжи, можно  отнести те, которые связаны с  процессом образования (рост осмысленности  восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни.

Следует разработать теоретические основы развития толерантного сознания учащейся молодежи, что достигается посредством ориентации всего образовательно воспитательного процесса в каждом звене национального образования на одновременное развитие национальной культуры личности и развитие ее толерантного сознания.

Наиболее значимым фактором развития толерантного сознания учащейся молодежи является создание особой культурно-образовательной среды, которая оказывает большое влияние на формирование и развитие современного регионального образования и функционирования учреждений культуры и образования в полиэтническом пространстве.

Затрагивая тему о духовности как способе интеграции молодежи стоило бы сказать, что особое значение духовное развитие приобретает именно для молодёжи, когда всё большее распространение в современном мире получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток; хорошие возможности для отдыха и развлечений; признание и восхищение окружающими, а духовное развитие, нравственное самосовершенствование все менее привлекают молодёжь. Обусловлено это целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

- молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не может не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры.

- кризис института семьи  и семейного воспитания, подавление  индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности, и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, приводит в итоге к отчуждению.

- коммерциализация  средств массовой информации, различные  формы массовой культуры стали  определяющим образом влиять  на формирование ценностных установок,  стиля и образа молодёжи.

- происходит  отмирание традиционных видов  молодёжного творчества, что главным образом относится к народному ремеслу и промыслам.

- катастрофическое  распространение таких социально  значимых болезней, как наркомания, СПИД, алкоголизм, токсикомания.

Сегодня в сознании молодёжи происходят сложные процессы, идет поиск дороги к новому обществу. Резкая смена оценок, с одной стороны свидетельствует о том, что сознание ещё не освободилось от стереотипного мышления, а с другой об идущей непростой переоценке ценностей.

В современных  условиях спектр духовных интересов  молодёжи не имеет приоритетного характера, духовные и бытовые проявления у молодёжных групп населения нивелированы, культурные потребности и интересы неустойчивы.

Однако нельзя не понимать, что у молодёжи есть перспектива формирования собственной  субкультуры в будущем. Развитие субкультуры связано с фактическим культурным новообразованием более зрелых общественных отношений, глобализацией специализированных отношений в обществе. Процессы стабилизации, устойчивости политико-экономических отношений, социализации культурных типов и приоритеты социокультурной регуляции определят тенденции духовного и морального возрождения общества. Это, в свою очередь, породит культурную идентичность и приведет к созданию культуры особого склада. Динамика культурной жизни, обогащенная национальными достижениями, послужит основой для появления различных субкультур, где особое место займет молодёжная субкультура.

Поэтому уже, сегодня  стоит важная практическая задача —  разработка методологической модели социологического изучения молодёжной субкультуры общества. В её основе должна лежать теория потребностей: от их возникновения до развития и реального состояния. Причём необходимо принимать во внимание то влияние, которое оказывают на потребности и их характер специфические условия общественной жизни.

В данном случае эти условия определяются рядом факторов: изменениями социально-экономической ситуации в стране, культурной инфраструктурой. Далее, существенно влияют на характер потребностей миграционные процессы, изменения в социально-культурном облике молодёжи как наиболее мобильной группы населения. Отдельно следует учитывать потребность в свободном времени.

И ещё одно важное обстоятельство, без которого нельзя в полной мере представить структуру  молодёжных духовных потребностей. Речь идёт о том, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только детерминируется последней, но и может оказывать на неё свое влияние. Именно эта детерминация предопределяет среди потребностей такие, которые, находясь в диалектической соподчиненности с потребностями общества, обладают определенной самостоятельностью. Исходя из этого, к собственно духовным потребностям можно отнести:

- потребность  в знании (теоретико-познавательная), интерес человека к познанию  окружающей действительности и  применение этого знания в практической деятельности с целью воздействия на природу и общество и создания нового продукта материальной и духовной жизни;

- нравственная  потребность, стремление к развитию  таких нравственных сторон поведения  и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки. На реализацию этих потребностей не в последнюю очередь влияют такие факторы, как разница в культурном развитии разных социальных слоев общества, в их интересах, занятиях в свободное время;

- потребность в духовном  общении (коммуникативная), желание  человека устанавливать связи  и взаимоотношения в различных  условиях своей деятельности, в  том числе и в сфере семейных  отношений. Эта потребность человека удовлетворяется путем обмена информацией, усвоения произведений художественной культуры, потребления духовных благ, что способствует формированию благоприятных условий для развития личности;

- художественно-эстетическая  потребность является реализацией природного чувства прекрасного как проявление гармонии и эстетических стимулов в мироощущении человека. Эта потребность реализуется в процессе приобщения к художественной культуре и в значительной степени отражает показатели конкретной субкультуры. Тщательный анализ всей системы духовных потребностей свидетельствует о том, что они не остаются неизменными, а представляют собой продукт исторического развития. В определенных жизненных условиях наблюдается изменение и дифференциация духовных потребностей. Особое влияние на этот процесс оказывают социально-экономические сдвиги, происходящие в обществе. Под воздействием конкретных изменений в социально-экономической и политической жизни неизбежно формируются новые виды духовных потребностей.

Учитывая пластичность духовных потребностей, их динамичность и способность  проявляться в определенных индивидуализированных  продуктах духовного производства, надо иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит  деятельности личности. Поэтому духовные потребности невозможно представить без анализа процесса создания ценностей культуры и их потребления. Иными словами сами по себе эти потребности ещё не определяют духовного облика молодёжи и её субкультуры. Вся суть в том, в какой мере они проявляются, как они отражают интересы и ценности личности.

Таким образом, подводя итоги  всему сказанному, можно сделать  вывод, что в целом в формировании духовных и ценностных ориентаций участвует  весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентаций является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений и соответственно этому ценности носят непостоянный характер, меняются в процессе деятельности.

Информация о работе Духовность и толерантность