Благотворительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 00:44, реферат

Описание

Представленная работа посвящена теме "Что такое благотворительность". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.

Содержание

I. Введение 3
II. Что такое благотворительность? 5
III. Филантропия, как вид благотворительности 8
VI. Значение благотворительности в современной, повседневной жизни 11
V. Вывод 13
VI. Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Благотворительность.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Украины

Запорожский национальный университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индивидуальная  работа

  по этике на  тему:

  «Благотворительность» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

                                          студентка I курса

                                                       ф-т социологии и

                                                       управления  

                              гр. 3117-1

                               Дегтярь А.  

Проверила:

Мегрелишвили  М. О.   
 
 
 
 
 
 
 

Запорожье,

2008

Содержание

 

I. Введение

    Представленная  работа посвящена теме "Что такое  благотворительность". Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях.

    Осуществлять  благотворительность значит "творить  благо". Понятие "творить благо" всегда будет оставаться непостоянным и неоднозначным. Даже в одном  социуме официальная трактовка "благотворительности" в представлениях различных социальных, культурных, духовных, экономических и политических групп различаются. Общепринятое определение благотворительности формулируется через указание общественных проблем. Любые действия, направленные на их решение, признаются благотворительностью. Каждая проблема обычно подразумевает и установление категорий населения, которые испытывают эту проблему. Они являются благополучателями при осуществлении благотворительности. Виды деятельности при этом, как правило, не устанавливаются жестко, т.е. допускаются любые действия, которые способствуют решению проблемы.

    Осуществление благотворительности - частное и  добровольное дело конкретного человека, поскольку это связано с распоряжением  частными ресурсами, материальными, финансовыми  или трудовыми. Каждый творит благо, вкладывая в это собственное представление о благе, о том, в какой форме и для кого его необходимо сотворить. Благотворительность лежит вне сферы официального администрирования. Решения в этой сфере принимаются, а действия предпринимаются без предписаний закона или официальной политики.

    Альтруизм и сострадание - необходимые условия  осуществления благотворительности. Они в той или иной степени  присущи каждому человеку. В какой-то степени занятие благотворительностью - это удовлетворение потребности в альтруизме или выход соответствующих эмоций.

    В общем случае благотворительность  представляет собой помощь другим лицам  за счет собственного благосостояния или свободного времени и при  условии, что оказание этой помощи не наносит вреда другим лицам и осуществляется в рамках закона. Подразумевается также, что в той или иной степени благотворительность должна приносить пользу не только непосредственному благополучателю, но и обществу в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Что такое благотворительность?

 
 

    Существует множество определений благотворительности. В XIX в. под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи бедным и нищим. Сегодня она трактуется как некоммерческая деятельность, направленная на оказание поддержки нуждающимся. С глубокой древности наши соотечественники считали благотворительность необходимым условием личного нравственного здоровья, средством спасения души, возможностью бескорыстно помочь людям, преумножить славу Родины. В истории благотворительности можно условно выделить следующие периоды развития: I этап (IXXVII вв.) период простейших ее видов: дать милостыню, накормить нищего, приютить сироту, дать ночлег страннику, призреть ближнего, оказать помощь пострадавшему; II этап (конец XVII в. до реформы 1861 г.) -зарождение государственного призрения в форме учреждений (богадельни, приюты, странноприимные дома и др.), а также учебно-воспитательных заведений; III этап (вторая половина XIX начало XX вв.) новый подход к разработке и реализации социальной политики государства. Учреждаются благотворительные общества и благотворительные заведения. Все формы призрения становятся общественным делом; IV этап социальная защита населения в советский и постсоветский периоды истории России.

    В современной речи благотворительность означает одновременно и жизненную позицию, и действия, совершаемые не по обязанности. Какими бы внутренними обязательствами ни руководствовался благотворитель, получатель со своей стороны никаких требований предъявлять не может. Однако внутренние обязательства, тем не менее, существуют и даже частично ограничивают саму благотворительность, ибо благотворитель не может ставить под удар другие свои обязательства, проявляя чрезмерную щедрость в своем побуждении к благотворительности. Однако уже в самом этом побуждении содержится положительное требование по отношению к благотворителю — требование, которое он осознает, хотя, возможно, и не может до конца оценить его силу или определить критерий первоочередности удовлетворения многочисленных притязаний на его кошелек.

    В основе обязательства благотворителя лежит человеческий порыв — оказать  помощь тем, кто попал в беду. Этот импульс можно проследить и у  низших по сравнению с человеком  животных. Там он наиболее ярко проявляется  в заботе о потомстве, однако встречается и в отношениях между взрослыми особями того же стада или стаи. Импульсы такого рода тесно переплетены с агрессивными в играх животных. Сила этого импульса среди людей порой вызывает порицание со стороны благотворительных организаций, которые стремятся придать этому порыву более рациональный характер. Доброта, проявляемая в виде благотворительности, является неотъемлемой частью человеческой натуры, одним из главных свойств, которым природа наделила людей. Человек, не ведающий великодушных порывов, — ненормальное и отвратительное явление.

    Обязательство возникает только при наличии  выбора: не только когда импульсы сталкиваются друг с другом, но и когда в  ходе такого столкновения происходит их сравнительная оценка с точки  зрения ожидаемых результатов. Мы действует импульсивно, когда все решает лишь сила самого порыва: мы либо вообще не думаем о возможных результатах действия, либо они не мешают нам осуществить наш порыв. Мы можем порицать такое импульсивное действие, но порицать лишь за то, что при совершении действия недостаточную роль играло представление о ценностях, которое могло бы способствовать разумному выбору.

 

    

III. Филантропия, как вид благотворительности

 

    Близким понятием благотворительности является понятие филантропии.

    Филантропия - благотворительность  как форма исторически ограниченного проявления гуманизма  эксплуататорских классов; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в бедственном положении. Первобытное о-во и классическая древность не знали Филантропия Практиковавшиеся в Древней Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. Имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью  государства и богачей. Филантропия возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшей количественно свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство  вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, «страх  есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь  использовала Филантропия для привлечения на свою сторону бедноты в борьбе за свое господство.  В период средневековья христианство  связало Филантропия с религиозными мотивами (отпущение грехов, место  в раю и т. П.), возвело ее в дополнительный источник воспроизводства нищенства. Нищий, встреча с к-рым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой. Молодая буржуазия  резко выступила против Филантропия, в к-рой она усмотрела элемент  феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. Революция,  напр., специальным декретом 1793 г. Объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Филантропия и стала широко практиковать ее как в государственной, так и в частной формах. Филантропические организации и деятельность  занимают важное место в общественном механизме  буржуазных стран. Включенная в логику классово антагонистических отношений, Филантропия теряет значение  элементарно-гуманистической формы межличностных связей, становится средством прикрытия эксплуатации, выражением  морального лицемерия. Эксплуататоры через Филантропия стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими. Лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!» (Маркс  К., Энгельс Филантропия, т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Филантропия формирует сознание  своей ничтожности (благодеяние,  по словам Канта, унижает бедняка), а у тех, кто осуществляет ее, - чувство  тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). При социализме  гуманная Филантропия становится действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Оказание помощи др. В ситуации непредвиденного бедствия является здесь не чьим-то щедрым даром, а частным случаем привычных форм межличностных отношений, связи между индивидом и обществом. В данной статье предполагается, что филантропия, или благотворительность, в общем, отличается от милостыни: филантропия носит организованный и по преимуществу безличный характер, осуществляется по плану и по определенным программам; милостыня же представляет собой индивидуальное и частное действие, как правило милостыня дается просто нуждающимся, даже без явной просьбы со стороны последних. 

 

VI. Значение благотворительности в современной, повседневной жизни

    Признание и принятие благотворительности как нормального и необходимого элемента здоровой общественной жизни было одним из первых добрых плодов перестроечной либерализации. Хотя это было "вынужденное" достижение: ведь о благотворительности как благотворном явлении общество заговорило на фоне массовых кампаний помощи жертвам Чернобыльской катастрофы и Спитакского землетрясения. Дозволенная помощь в большой беде открыла дорогу милосердной помощи вообще.

    Сейчас  уже трудно представить, что в советском обществе любую помощь, организованную помимо государства, было принято считать аморальной, во всяком случае унижающей достоинство человека. Более того, в силу давнего советского закона, негосударственная организованная помощь, в первую очередь церковная благотворительность, была запрещена. Очевидно, эта уступка позднесоветского государства была обусловлена не идейными или моральными соображениями. Она косвенно свидетельствовала о том, что государству более не под силу (или, что не многим отлично от предыдущего, - государство более не намерено) оказывать даже малое попечение обо всех нуждающихся. Тем не менее тогда, на излете советского времени, это было одним из маленьких шагов к человечности.

    В силу понятных общественных условий благотворительность ассоциируется в массовом сознании не с церковью, не с религиозной деятельностью, а с бизнесом. В нашем бедном обществе и при слабых (структурно и экономически) конфессиональных институтах действительную благотворительную помощь могут оказывать люди бизнеса - от имени компаний и фирм или от себя лично, в порядке спонсорской поддержки, шефства или же меценатства, через благотворительные фонды и организации и напрямую. Благотворительность оказалась как бы оборотной стороной успешного (временами и изворотливого) бизнеса. Но одновременно филантропия по своей природе противоположна бизнесу: бизнес стяжателен, сориентирован на извлечение прибыли, на накопление с целью вложения и извлечения еще большей прибыли. Филантропия же по внутреннему смысле этой деятельности бескорыстна, с ее помощью средства распределяются, прибыль расточается. Однако кажущаяся противоположность предпринимательства и благотворительности снимается тем, что в социальном плане они во многом представляют собой как бы разные стороны одной медали. И не случайно практически во все времена филантропия - в равной мере, как и предпринимательство - вызывала и жадный интерес, и скепсис и подозрение как безусловно нужное, но сплошь и рядом нечистое дело. В благотворительности несомненно усматривалось большое благо и возможность спасения для многих, даже вконец потерявших надежду. Но в благотворительности одновременно видели и источник социального и морального зла, "самообман нечистой совести".

 

V. Вывод

  

     Благотворительность, спонсорство, меценатство существовали всегда. На пожертвования строились дворцы для детей, музеи, театры, больницы, приюты, организовывались праздники. 
          Поэтому крупные меценаты вспоминаются потомкам и не только как удачливые коммерсанты, но прежде всего как известные благотворители. 
          Но в основном общество воспринимает благотворительные действия как некую незаконную деятельность, создающую лишние проблемы, хотя благотворительность существует именно для того, чтобы лучше справляться с общественными проблемами.

 

VI. Список использованной литературы

  1. Апресян Р.Г. «Дилеммы благотворительности» // Общественные науки и современность, 1997, № 6. С. 67-80
  2. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 411-424
  3. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности, 3-е изд. М., 1988. С. 131-154
  4. «Из истории благотворительности и меценатства» - В.Б. Успенский, М.В. Мазаева, П.А. Шиханов //Общественные науки и современность, 1999, № 4.
  5. Трубников Н.Н. «Филантропия» //Философские науки, 1990.№ 2
  6. Филантропия: милостыня или социальная инженерия? Апресян Р.Г. // Общественные науки и современность. 1998. № 5

Информация о работе Благотворительность