Внешнеэкономическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:30, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономическая политика Китая, ее правовые основы, современное состояние.

Содержание

Введение 3

1.
Теоретические основы внешнеэкономической политики Китая


1.1.
Общая характеристика экономики Китая
5

1.2.
Правовые основы внешнеэкономической деятельности Китая
5

1.2.1.
Внешняя торговля в Китае
7

1.2.2
Свободные экономические зоны Китая
9

2.
Вступление Китая в ВТО и его последствия
15

2.1.
Вступление Китая в ВТО
15

2.2
Социально-экономические последствия вступления Китая в ВТО
17

3.
Тенденции и перспективы развития Китая
24

Заключение
27

Список использованной литературы
29

Приложение
31

Работа состоит из  1 файл

2Внещнеэкономическая политика китая - копия.docx

— 93.96 Кб (Скачать документ)

            СЭЗ  Чжухай  насчитывает   около  4980   предприятий   с   иностранными инвестициями. Вложения направлены в  сферу   услуг,  тяжелую  промышленность, электронику, портовое и  дорожное  строительство  и  т.д.  80%  капиталла  – инвестиции из  Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

            СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий  с иностранным  капиталом   на  сумму  $15 млрд., из которых  80%  -  из  Тайваня.  Основные  отрасли  инвестирования  –  электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

            СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов  с участием иностранного  капитала  в области нефтехимии, портовой  и  др.  инфраструктуры,  производства  одежды, обуви и электроники. Обем  иностранных инвестиций - $3,5  млрд.,  из  которых 95%  поступают   от  китайских   соотечественников   в   Гонконге,   Тайване, Сингапуре.

            СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий,  совокупный объем заявленных  инвестиций - $22,3 млрд.

            СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная  часть Шанхая)– 5405  проектов  в автомобилестроении,   электронике,    приборостроении,    телекоммуникациях,  высоких технологиях, энергетике  на сумму инвестиций $27,3 млрд. [5, с.56]

           СЭЗ  в  Китае получили широкое распространение, развили те города и  территории,  где  они организовывались.

     Инвестиции  из развитых стран в целом все  в большей мере ориентируются  на сферу услуг. В то же время КНР  остается приверженной привлечению  ПИИ в обрабатывающую промышленность и строительство (свыше 80% вложений в 2005 году). Такое разделение труда  еще более укрепляет индустриальный статус Китая.[18]

     Китай предоставляет преференции для  инвестиций в секторах, стремится  к развитию, в том числе транспорт, связь, энергетика, металлургия, строительные материалы, машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, медицинское  оборудование, защита окружающей среды, энергосбережения, а также электроники.

     В целом, на общенациональном уровне отраслевая и региональная структура инвестиций выглядит достаточно сбалансировано, что является результатом активной и достаточно продуманной инвестиционной стратегии государства. В интересах поддержания устойчивых темпов и высокого качества экономического роста, а также для достижения более сбалансированного развития страны и сохранения единого национального экономического (а в конечном итоге - и политического) пространства в обозримой перспективе Китаю придется поддерживать достаточно высокий уровень государственного участия в стимулировании инвестиционного процесса. Первостепенное значение сохранят внутренние источники формирования инвестиций. При этом предполагается безусловное последовательное расширение сферы действия рыночных механизмов в китайской экономике, равно как и использование дополнительных стимулирующих импульсов иностранного предпринимательства.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     В ходе проведения реформ Китай достиг больших успехов в привлечении  зарубежного капитала в экономику  страны. Однако размещение прямых иностранных  инвестиций по регионам неравномерно. Среди трех больших экономических  регионов Китая (Восточный, Западный, Центральный), Восточный регион имеет абсолютное преимущество в использовании иностранных  инвестиций.

     Неравномерность размещения иностранных инвестиций по регионам Китая объективно вытекает из уровня их развития. Восточный регион, где сложились мощные отраслевые комплексы, развитая инфраструктура и  сформировалась адекватная конкурентная среда, характеризуется значительными  объемами прямых иностранных инвестиций.

     По  отраслевому размещению для инвесторов наибольший интерес представляют обрабатывающая промышленность (где китайские преимущества в себестоимости и объеме внутреннего рынка будут сочетаться с зарубежными преимуществами в технологии и управлении) и сфера услуг (оптовая и розничная торговля, финансы). 

     2.3 Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны

     11 декабря 2001 года. Китая официально вступил в ВТО.[20]

     Вступив в ВТО Китай получил возможность защищать свои торговые интересы, используя для этого имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий. Китайские экспортеры теперь чувствуют себя более уверенно на мировом рынке, т.к. их торговые партнеры обязаны выполнять установленные ВТО правила. Это означает, например, что члены ВТО не смогут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров.

     Членство  в ВТО, по мнению китайских экономистов, сделает Китай еще более привлекательным  объектом для иностранных инвесторов. А дополнительный приток финансовых средств в Китай повлечет за собой  создание дополнительного числа  высокооплачиваемых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в государственную  казну и получение Китаем доступа  к современным технологиям.

       Однако, ВТО не только предоставляет своим членам определенные права, но и налагает на них конкретные обязательства. Обязательства Китая перед ВТО сводятся к следующему:

     - снижение тарифов на промышленную  продукцию, имеющую важнейшее  значение для американских компаний, с 25% до 7%;

     - снижение тарифов на сельскохозяйственную  продукцию, имеющую важнейшее  значение для американских фермеров,  с 31% до 14%;

     - открытие для иностранного капитала  целого ряда секторов в сфере  услуг, в том числе таких,  как банковские услуги, страхование,  телекоммуникации;

     - право прямого импорта и экспорта  в Китай и из него в течение  трех лет;

     - право заниматься распределением  всех товаров в Китае не  позднее трех лет с момента  вступления (за исключением того, что химические удобрения, сырая  нефть и нефтепродукты могут  распределяться на уровне оптовой  торговли по прошествии не  более чем пяти лет после  вступления, а химические удобрения  могут продаваться на уровне  розничной торговли по прошествии  не более чем пяти лет после  вступления);

     - право на экспорт в Китай  без создания инвестиционного  присутствия в этой стране;

     - постепенная отмена нетарифных  мер (НТМ), таких как квоты и  лицензии на сотни видов продукции,  имея в виду, что несоответствующие  правилам ВТО НТМ должны быть  отменены до 1 января 2005 года;

     - отмена монополии государства  на импорт сельскохозяйственных и промышленных товаров. [23]

     Вступление  Китая в ВТО имеет и положительную  и отрицательную стороны. Очевидно, что обязательства Китая перед  ВТО повлекут за собой ряд последствий для экономики страны.

      Традиционно сельское хозяйство было и остается базой и основным ресурсным источником феноменальных успехов экономических  реформ Китая. Поэтому последствия  вступления в ВТО для сельского  хозяйства имеют критическое  значение.

      Китай при вступлении в ВТО согласился ограничить свои будущие расходы  на сельскохозяйственные субсидии 8,5% общей стоимости отечественной  сельскохозяйственной продукции, пошлины  на сельскохозяйственную продукцию  обязался снизить к январю 2004 г. до 17%, а на приоритетные американские товары продуктовой ориентации в среднем до 14%. Китай снизит импортные тарифы на такие виды продукции, как рапсовое, сливочное масло, мандарины и вино, до 9—18% по сравнению с нынешним уровнем, составляющим от 25% до 85% [23].

      В качестве защитных мер для сельского  хозяйства Пекин оставил за собой  право пользоваться системой импортных  квот на ввоз сельхозпродукции, аналогичных  квотам, используемым в США и Западной Европе. Была обнародована квота на импорт пшеницы. В 2003 г. она составила 9,052 млн тонн, в 2006 г. – 9,3 млн тонн, а в 2010 г – 9, 64 млн.тонн (Приложение, диаграмма 3). [26].

      По  прогнозам экспертов, импорт сельхозпродукции в КНР в ближайшее десятилетие  будет возрастать ежегодно на $1,5 млрд в год. Выигрыш от этого роста  получат в первую очередь США  — один из главных мировых производителей кукурузы и пшеницы.

      После вступления Китая в ВТО иностранным  предпринимателям  разрешено иметь 25%-ю долю в фирмах мобильной связи, через год — 35%-ю и через  три года — 49%-ю. В Интернете, страничной организации и других услугах  с добавленной стоимостью иностранные  фирмы могут сразу же получать 30%-ю долю в китайских компаниях  в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Импортные  тарифы на многие высокотехнологичные  виды продукции, например телекоммуникационное оборудование, будут постепенно отменяться.

Результатом таких изменений может стать  то, что государственные фирмы-гиганты  в области телекоммуникаций пострадают по мере активизации конкуренции  между внутренними операторами, когда за счет иностранных инвестиций будут формироваться дополнительные элементы их инфраструктуры и услуг.

      Увеличение  числа зарубежных сетевых операторов с их современной технологической  базой несомненно расширит возможности  заимствования технологий для китайских  производителей оборудования. Однако снижение тарифов на ввоз оборудования может оказать сильное влияние, так как отечественные производители  начнут проигрывать в конкурентной борьбе рынка телекоммуникационной техники, не имея государственной защиты производителей в виде высоких тарифов.

      В области нефтересурсов Китай  достиг договоренности о постепенном  открытии секторов сырой и переработанной нефти для частных торговцев  и отмене государственной монополии  на торговлю нефтью, в результате чего 4 млн тонн нефтепродуктов и 10% импорта  сырой нефти перейдет частному сектору.

      Через три года после вступления в ВТО  Пекин открыл сектор розничной торговли нефтью и разрешил иностранным фирмам иметь по меньшей мере по 30 полностью  принадлежащих им бензозаправочных станций. Дополнительное количество таких  станций может быть построено  совместными предприятиями с  участием ведущих китайских нефтяных компаний.

      В результате указанных мероприятий, под давлением ВТО, Китай теряет свою монополию в нефтяном секторе [23].

      Определенные  изменения претерпевает и сектор услуг Китая, в частности банковское дело. Договоренности с ВТО в банковской сфере предоставляют для Китая  широкое поле для маневров. Лишь через два года после вступления Китая в ВТО иностранным банкам было разрешено совершать в юанях  сделки с китайскими фирмами, а географические ограничения были отменены только через  пять лет. Китай добился от ВТО  режима ограничения получения кредитов за границей компаниями и физическими  лицами.

      Банковский  сектор Китая сильно коррумпирован  и обременен старыми долгами. Банки стараются улучшить свое не слишком благополучное положение  путем расширения набора услуг, подписания соглашений о сотрудничестве с иностранными банками и осуществления региональных слияний. Ряд ограничений, поставленных на пути иностранных банков, действительно  замедлит приход иностранцев в банковскую сферу КНР. Иностранные же банки  будут искать талантливых китайских  специалистов и за счет предложения  им выгодных условий отвлекать из китайских банков значительное количество сотрудников.

      В рамках вступления в ВТО Китай  разрешил совместным предприятиям (СП) и иностранным фирмам с небольшой  долей участия иностранного капитала работать на рынке управления фондами  на тех же условиях, что и китайские  фирмы. Через три года после вступления Китая в ВТО иностранным компаниям  было разрешено иметь 49%-ю долю в  СП.

      Интеграция  КНР в ВТО и достижение соответствия требованиям этой организации предполагает внесение изменений примерно в 1300 национальных законов, в основном касающихся пошлин, налогообложения и разного рода административных барьеров на пути бизнеса. У этого процесса есть две стороны.

      Как видно из приведенных выше фактов, основным тревожным последствием является возрастающая конкуренция со стороны  западных фирм, для которых китайский  рынок ранее был недоступен по причине практически запретительных ввозных пошлин и других ограничительных мер. В первую очередь это касается базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства и банковского сектора. 
 

  1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КНР
 

     Первая  половина XXI в. станет в экономическом развитии Китая решающей. За этот исторический отрезок времени Китай должен завершить индустриализацию и информатизацию народного хозяйства.

     Экономическое развитие приведет к возникновению  ряда важных процессов:

     1. Продолжающийся стабильный и  высокий экономический рост приведет  к кардинальному повышению рейтинга  КНР в мире. В первую половину  XXI в. Китай войдет в тройку мировых лидеров (вместе с США и ЕС). Если в 1978-1995 гг. технологический прогресс обеспечивал 39,85% всех произведенных в Китае благ, то в 2030 г. этот показатель составит 50, а в 2050 г. — более 60%. За ближайшие полвека по мере роста среднего дохода населения потенциал китайской экономики многократно возрастет. Разрыв между Китаем и развитыми странами многократно сократится.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Китая