Условия возможного присоединение России к ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 13:52, контрольная работа

Описание

Цель работы предопределила решение следующих задач.

- осветить роль ГАТТ / ВТО в международной торговле;

- указать место и роль России в мировой торговле;

- изучить плюсы и минусы вступления России в ГАТТ;

- проанализировать задачи соблюдения национальных интересов России.

Содержание

Введение 3

1. Условия возможного присоединение России к ВТО 4

1.1 Проблемы и задачи выступления России в ВТО 4

1.2 Задачи соблюдения национальных интересов России 8

Заключение 20

Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Актуальн пробл междунар Торг (1).doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Условия возможного присоединение России к ВТО 4

1.1 Проблемы и задачи выступления России в ВТО 4

1.2 Задачи соблюдения национальных интересов России 8

Заключение 20

Список литературы 21

 

     Введение

     Актуальность  курсовой работы. Межгосударственные экономические организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

     На  современном этапе экономического развития России исключительно важное значение имеют международные торговые отношения, которые регламентируются международными правилами, закрепленными в многосторонних межгосударственных соглашениях и конвенциях. Крупнейший комплекс таких соглашений составляет правовую основу Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому вопрос присоединения России к ВТО приобрел в последние годы особую актуальность. Основным принципом, положенным в основу всей сложившейся системы ВТО является принцип наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе.

     Актуальность  проблематики обусловила цель курсовой работы: выявить сущность и пути совершенствования деятельности международных  экономических организаций и  рассмотреть участие России в  системе международных экономических  организаций.

     Цель работы предопределила решение следующих задач.

   - осветить роль ГАТТ / ВТО в международной  торговле;

   - указать место и роль России  в мировой торговле;

   - изучить плюсы и минусы вступления  России в ГАТТ;

   - проанализировать задачи соблюдения  национальных интересов России.

     Теоретической и информационной базой работы послужили  труды зарубежных и отечественных  ученых по проблемам международной  экономики и международного права, в том числе по вопросам участия  России в системе международных  экономических организаций, материалы периодической печати, научные доклады и материалы научно-практических конференций.

1. Условия возможного присоединение России к ВТО 

1.1 Проблемы и задачи  выступления России  в ВТО 

     Важную  роль в регулировании международной  торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода ГАТТ - Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

     ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности, которой охватывала 94% объема мировой торговли.

     Правовой  механизм Генерального соглашения о  тарифах и торговле основывается на ряде принципов и норм:

     • не дискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны - национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

     • РНБ - режим наибольшего благоприятствования  означает предоставление договаривающимися  сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

     • использование преимущественно  тарифных средств защиты национального  рынка, устранение импортных квот и  других нетарифных ограничений;

     • прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

     • предоставление преференциального  режима в торговле с развивающимися странами;

     • разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

     • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

     Деятельность  ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов - около 4%.

     К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран.

     Несмотря  на формальную преемственность, Всемирная  торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ:

     1. ГАТТ представляло собой просто  свод правил (посторонние соглашения  выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТ является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех членов.

     2. ГАТТ использовалось как временный  базис. Обязательства ВТО являются  полноценными и постоянными.

     3. Правила ГАТТ распространялись  на торговлю товарами. В сферу  деятельности ВТО входит Соглашение  о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение  по торговым аспектам интеллектуальной  собственности (ТРИПС). Всемирная  торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.

     Перед Всемирной торговой организацией стоят  несколько первоочередных сложных задач. Во-первых, продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную Продукцию; во-вторых, оказание содействия сфере торговли услугами. Новый раунд переговоров по торговле услугами начался в 2005 г. Цель - расширить соглашения по телекоммуникациям, финансовым услугам и Интернету, а также завершить работу по соглашениям по бухгалтерским услугам; в-третьих, ВТО нужно решить, насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.

     После образования Всемирной торговой организации появляются настойчивые  призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов  с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

     В ходе прошедшей в Сингапуре в  декабре 1996 г. первой министерской конференции  стран - членов Всемирной торговой организации  были сформулированы и другие проблемы, которые предстоит решать ВТО. К ним относятся: отмена ограничений со стороны США и ЕС на ввоз текстильных товаров из азиатских стран, «регионализм», т.е. широкое распространение соглашений о преференциальной торговле между группами стран; либерализация рынка фармацевтики; «прозрачность» системы государственных закупок; проблемы перемещения рабочей силы, морского транспорта и др.

     Кроме того, Всемирной торговой организации  предстоит решать вопросы, поднятые еще на Уругвайском раунде ГАТТ, об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.

     Существенные  сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так называемый регионализм, т.е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

     Среди наиболее известных зон: Европейская  ассоциация свободной торговли, Европейский  союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др.

     Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое  хозяйство. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию. Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами - членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.

     Группировка стран в экономические блоки  не означает безусловного прогресса  в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами - членами ЕС).

     Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода и др.

     На  пути к единой, глобальной системе  мирового рынка лежит еще много  препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в  ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом.

     Страны - участницы торгово-экономических  блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом  рынке, стремятся искать пути для  позитивного решения имеющихся  проблем и противоречий.

     Региональные  торговые группировки, по мнению Всемирной  торговой организации, ослабляют согласованные  в ее рамках механизмы регулирования  международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает  за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран. 

     1.2 Задачи соблюдения  национальных интересов России

     В середине 90-х годов доля России в  мировой торговле составляла около 1,5%. Как выразился один западный экономист, «если Россия исчезнет с  мирового рынка, никто не заметит». Конечно, это явное преувеличение, выдача желаемого за действительное. Вместе с тем это определенное отражение положения России в мировой торговле. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля становится сферой, имеющей положительную динамику развития.

     Процесс заметного роста экспорта сопровождается тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших видов продукции стал заметно менее прибыльным, либо вообще убыточным. Это обусловлено рядом факторов, в частности, выравниванием внутренних российских и мировых цен. В 1996 г. подавляющая часть товаров традиционного российского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внешних рынках; экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому рублевые затраты на экспортную продукцию увеличивались быстрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

     Ситуация  в стране складывалась таким образом, что даже низкоэффективный экспорт  несет меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих экспортных производств. К тому же наращивание экспорта в условиях обострившейся проблемы неплатежей в российской экономике минимизирует риск поставленной продукции и дает больше возможности получения за нее реальных финансовых средств.

Информация о работе Условия возможного присоединение России к ВТО