Субъекты мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 00:30, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ субъектов мирового хозяйства, их роль в международной экономике.
Задачи:
- исследовать государство, ТНК, региональные интеграционные объединения, международные экономические организации в системе взаимодействия национальных экономик различных стран;
- рассмотреть деятельность Всемирной торговой организации, цель создания;
- проанализировать положительные и негативные последствия вступления России в ВТО.
Объектом исследования является субъекты мирового хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. 5
1.1. Государства. 5
1.2. Транснациональные компании. 8
1.3. Международные экономические организации. 11
1.4. Региональные экономические интеграционные объединения. 13
2. ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ 14
2.1. ВТО: цель создания и деятельность. 14
2.2. Вступление России в ВТО. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

Работа состоит из  1 файл

Реферат МЭ.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное мировое  хозяйство представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик  различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.

Субъектами  этой системы являются национальные государства, а также транснациональные компании, региональные экономические интеграционные объединения, международные экономические организации. Государство является основным субъектом, так как оно выражает интересы общества, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. 

Однако и ТНК, и различные интеграционные группировки, и международные экономические организации занимают отнюдь не менее важное место. Поскольку в последние десятилетия ТНК занимают особое место в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих субъектов и подсистем. Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения, которые существуют в разных частях света. Некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран. Также резко возросло количество международных экономических организаций. Они все активнее принимают участие в регулировании международных экономических отношений, превратившись в заметную самостоятельную часть механизма всемирного хозяйства.

Целью данной работы является анализ субъектов мирового хозяйства, их роль в международной экономике.

Задачи:

- исследовать государство, ТНК, региональные интеграционные объединения, международные экономические организации в системе взаимодействия национальных экономик различных стран;

- рассмотреть деятельность Всемирной торговой организации, цель создания;

-    проанализировать положительные и негативные последствия вступления России в ВТО.

Объектом исследования является субъекты  мирового хозяйства. 

1. СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.

В мировом хозяйстве  экономическая, хозяйственная деятельность осуществляется субъектами мирового хозяйства, которые в принципе не отличаются от действующих на национальном экономическом пространстве. Субъекты мирового хозяйства – это экономически обособленные операторы, обладающие финансовыми, производственными, организационно-правовыми и информационными возможностями  для осуществления хозяйственной деятельности на мировом экономическом пространстве. [№6, с.30]

В число субъектов  мирового хозяйства входят национальные государства, международные экономические  интеграционные группировки, транснациональные компании, международные экономические и финансовые организации, которые способны самостоятельно определять, развивать и использовать факторы производства.  

1.1. Государства.

Государство — основной субъект мирового хозяйства.  Государство представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения. [№3, с.8] Господствующий класс, группы превращают собственные интересы в цели государства. На этой основе происходит взаимодействие государственной и хозяйственной деятельности. Это предполагает приведение экономических субъектов к определенному политическому единству. Являясь аппаратом власти, государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность.

Развитие государства  тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика  обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому  государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.

Роль государства в  экономике проявляется, прежде всего, в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно  создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.

В общегосударственное  потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.

Государственное потребление  создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок  сбыта. Он оказывает на положение  национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг.

Государство прямо и  косвенно влияет на размеры и структуру  капиталовложений.

Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. [№3, с.10] Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.

Государство выступает  крупным работодателем, обеспечивая  до 20% занятых.

Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20 % ВВП. [№3, с.10] В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.

В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает  правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.

Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов  исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

1.2. Транснациональные компании. 

ТНК занимают особое место  в мировом хозяйстве, оказывая разностороннее влияние на его функционирование, на положение других хозяйствующих  субъектов и подсистем.

К многонациональным, транснациональным  компаниям относят хозяйственные  предприятия, действующие в двух или более странах и в операциях  которых содержится определенный зарубежный компонент (экспорт и зарубежное производство составляют 25% оборота). [№3, с.11] Они имеют такую систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров, оказывать соответствующее воздействие на других участников общей хозяйственной структуры.  Обычно эти компании представляют собой разросшиеся в международном масштабе производственные комплексы, внутренние связи между составными частями которых носят не рыночный, а производственный характер.

Формирование ТНК в  основном относится к 60-м годам XX в., когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создали возможности пространственного разделения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Ранее единый процесс производства в рамках отдельных производственных единиц стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Получила развитие пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.

Влияние и масштабы деятельности ТНК растут. В целом ТНК обеспечивают 25% мирового производства, но при этом следует иметь в виду, что основная их хозяйственная деятельность сосредоточена в странах базирования. На страны базирования приходится 2/3 объема их производства. [№3, с.11]

Экономическая мощь ТНК  высоко концентрирована. На 100 крупнейших ТНК (0,16% их общего числа) приходится 15% зарубежных активов всех международных компаний и 22% их международных продаж.

[№3, с.11] Странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Япония и ЕС. Крупнейшие транснациональные компании по объему оборота нередко превосходят ВВП целого ряда развивающихся и малых развитых стран. Организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации. На базе широкомасштабной специализации и кооперирования она осуществляет технико-экономическую политику и контроль за деятельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями

Все транснациональные  компании проводят широкую внешнеэкономическую экспансию. Внешнеэкономические операции ТНК развиваются на основе широкой сети их заграничных предприятий. Продажи филиалов и дочерних компаний превышают объем мирового экспорта. В результате их международных торговых операций более трети мировой торговли осуществляется в рамках транснациональных комплексов.

ТНК проникают на рынки  других стран за счет имеющихся у  них монопольных преимуществ, дающих возможность использовать факторы  производства других стран. Основными  источниками капиталовложений выступают сами принимающие и третьи страны.

ТНК обладают большими возможностями  воздействия на экономику стран  пребывания. Приток их прямых инвестиций достигает 5% мировых валовых вложений в основной капитал. Операции между  подразделениями ТНК, расположенными в разных странах, представляют собой существенную часть внешнеторговых оборотов и расчетов даже крупных западных стран.

Существующий порядок  свободного перемещения капитала позволяет  ТНК переводить из страны в страну в своих интересах огромные объемы капитала.

Стратегия ТНК и стратегия  государства, ориентированная на процветание  страны, стали расходиться. Сферы  их деятельности больше не перекрывают  одна другую. ТНК в своей деятельности выходят далеко за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше, возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил — с другой.

Мировая направленность деятельности ТНК, их стремление к максимальному  увеличению прибыли нередко приходят в противоречие с интересами принимающих  стран. В связи с тем, что государство должно являться выразителем национальных интересов и обладает суверенитетом на определенной территории, национальный капитал стремится обойти или выхолостить монополию государства на власть. ТНК предпринимают попытки относиться к иностранному государству как к обычному хозяйствующему субъекту.

1.3. Международные экономические организации. 

Все международные экономические  организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные, участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Информация о работе Субъекты мирового хозяйства