США в годы экономического кризиса в 1929-1933 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 15:15, реферат

Описание

Концентрация производства и капитала в конце 30-х годов характеризовалась тем, что на крупных предприятиях (с производством продукции на миллион долларов и более), составлявших 5,2 % общего количества американских предприятий, было сосредоточено 55 % всех занятых рабочих и производилось 67,5 % валовой продукции промышленности.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

  Для регулирования  экономики были приняты “Закон о восстановлении национальной промышленности” (НИРА) и “Закон о регулировании сельского хозяйства” (ААА). В соответствии с этими законами было осуществлено принудительное картелирование промышленных предприятий и государственное регулирование уровня промышленного производства в целях его сокращения. Вся промышленность США была разделена на 17 групп, в каждой из которых были введены так называемые “кодексы честной конкуренции”, которые определяли единую политику цен, фиксировали размеры производства для каждого предприятия, распределяли рынки сбыта между участниками и устанавливали уровень заработной платы рабочих. 

  В области сельского  хозяйства “новый курс” состоял в попытках остановить процесс разорения фермеров,  и поднять цены на сельскохозяйственную продукцию путем сокращения производства и уменьшения посевных площадей, за что фермерам выплачивались премии. Аграрная политика Ф. Рузвельта была на руку крупным фермам, которые могли сравнительно безболезненно сократить часть своих посевных площадей. Эти фермы, пользуясь правительственными субсидиями, в большом количестве приобретали сельскохозяйственные машины и химические удобрения, что повышало производительность труда и урожайность, и позволяло сохранить размеры производства на прежнем уровне. Благодаря этому процесс концентрации земельной собственности усилился, о чем свидетельствовало сосредоточение к 1940 г. в руках 1,6% общего числа ферм 34 % сельскохозяйственных площадей. В то же время 38% ферм использовало менее 5 % этих площадей, и эту группу ферм правительственная помощь, как правило, обходила.

  “Новый  курс” предусматривал также ряд  социальных мероприятий, направленных, прежде всего на сокращение безработицы. Была принята программа общественных работ (строительство автострад, аэродромов, мостов и т.д.) с привлечением безработных. Была введена система выдачи минимальных пособий бедствующим безработным.

  В июне 1935 г. был принят закон Вагнера “О трудовых отношениях”, который запрещал преследование рабочих за создание профсоюзов и участие в стачках и подтверждал право рабочих заключать с предпринимателями коллективные договора.  Для урегулирования споров между рабочими и предпринимателями вводился принудительный арбитраж.

Экономическая политика  Ф.Рузвельта оценивается весьма противоречиво. Сторонники свободной конкуренции ее безудержно ругают за нарушение старых принципов свободного предпринимательства. Защитники идеи регулируемого капитализма столь же безоговорочно ее хвалят и критикуют лишь недостаточно решительные действия в этом направлении. В годы президентства Ф. Рузвельта федеральное правительство впервые в условиях мирного времени стало играть в экономике значительную роль. Ограниченность проведенных в соответствии с “новым курсом” мероприятий не позволила добиться сколько-нибудь   ощутимого   хозяйственного   подъема США. Что же касается введения планового хозяйства, о чем нередко говорил Ф. Рузвельт, то реально речь могла идти лишь о некоторых ограниченных регулирующих мероприятиях.  Мероприятия “нового курса” были в дальнейшем постепенно отменены.

  Вырвавшись  из тисков экономического кризиса 1929— 1933 гг., американская экономика сумела к 1937 г. вновь достигнуть уровня 1929 г., понизить долю безработных в рабочей силе, увеличить реальный валовой национальный продукт.

  Национальный  доход и другие статистические показатели отображены в таблице 1. (данные округлены). 

  Таблица 1.

      Годы 1929 1933 1939
Расходы на личное потребление 77,3 45,8 67,0
Валовой объем внутренних частных

Инвестиций

16,7 1,6 9,5
Государственные закупки товаров

И услуг

8,9 8,3 13,6
Чистый  экспорт 1,1 0,4 1,2
Валовой национальный продукт 103,9 56,0 91,3
Амортизационные отчисления 9,9 7,6 9,0
Чистый  национальный продукт 94,0 48,4 82,3
Косвенные налоги на предприятия 9,33 9,0 11,1
Национальный  доход 84,7 39,4 71,2
Взносы  на социальное обеспечение 0,3 0,3 2,2
Налоги  с доходов корпораций 1,4 0,5 1,4
Нераспределенные  прибыли корпораций 2,4 -4,0 0,3
Трансфертные  платежи 3,7 3,7 4,8
Личный  доход 84,3 46,3 72,1
Налоги  на личный доход 2,6 1,4 2,4
Доход после уплаты налогов 81,7 44,9 69,7
Реальный  валовой национальный продукт (в  ценах 1982 г.) 709,6 498,5 716,6
Изменение реального ВНП в %   -2,1 7,9
Реальный  доход после уплаты налогов на душу населения (в ценах 1982 г.) 498,6 370,8 499,5
Индекс  потребительских цен 17,1 13,0 13,9
Уровень инфляции в % 0 -5,1 -1,4
Индекс  промышленного производства     16,0
Предложения денег (млрд. дол.) 26,6 19,9 34,2
Население (млн. чел.) 121,8 125,6 130,8
Рабочая сила (млн. чел.) 49,2 51,6 55,2
Безработица (млн. чел.) 1,6 12,8 9,5
Доля  безработных в рабочей силе в % 3,2 24,9 17,2
       
       
 

  Экономическая политика Ф. Рузвельта не смогла спасти страну от очередного экономического кризиса, наступившего в 1937 г. и вновь поразившего экономику США сильнее других  стран. За два года уровень промышленного производства в США упал на 21 %. Кризис 1937—1938 гг. вновь отбросил американскую экономику на полтора десятка лет назад. 
 
 

Информация о работе США в годы экономического кризиса в 1929-1933 гг