Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 03:54, курсовая работа

Описание

СНГ объединяет практически все государства постсоветского пространства (за исключением стран Балтии) и, следовательно, представляет собой обширный регион со значительным потенциалом. Однако достижения и перспективы данной интеграционной группировки эксперты оценивают весьма критически. И действительно, за весь период ее существования не было достигнуто крупных достижений на пути интеграции. Государства-члены СНГ продемонстрировали неспособность решать конкретные задачи на многосторонней основе, отсутствие воли к выполнению заявленных целей.

Содержание

Введение……………………………………………………….…3-4
Исходные условия возникновения…………………………..….5-6
Этапы формирования………………………………………….…7
3.1.ЕС……………………………………………………….……..7-11

Зона свободной торговли

Таможенный союз

Общий рынок

Экономический и валютный союз

Политическое слияние

3.2. СНГ…………………………………………………………...12-15

Современное состояние и перспективы развития……………...16
4.1. ЕС……………………………………………………………...16-18

4.2. СНГ……………………………………………………………19-21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 479.00 Кб (Скачать документ)
 

Российский  Государственный  Торгово-Экономический  Университет

факультет мировой экономики  и торговли

кафедра Мировой экономики  
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа

   по  теме

«сравнительный  анализ

процессов интеграции

в Евросоюзе и Снг» 
 
 
 

Выполнила: студентка 1-го курса

14-ой группы 

Шамурина  Яна Игоревна
 

Приняла: Доцент каф.

Захарова  Наталья Васильевна  
 
 
 
 
 

Москва - 2009

 

 

План

  1. Введение……………………………………………………….…3-4
  2. Исходные условия возникновения…………………………..….5-6
  3. Этапы формирования………………………………………….…7

          3.1.ЕС……………………………………………………….……..7-11

                Зона свободной торговли

                Таможенный союз

                Общий рынок

                Экономический и валютный союз

                Политическое слияние

       3.2. СНГ…………………………………………………………...12-15

  1. Современное состояние и перспективы развития……………...16

      4.1. ЕС……………………………………………………………...16-18

      4.2. СНГ……………………………………………………………19-21

  1. Заключение………………………………………………………..22-24
  2. Приложение 1 (Основные макроэкономические показатели)…25
  3. Приложение 2 (Темпы роста ВВП стран СНГ)…………………26

   Список  литературы………………………………………………….27 
 
 

 

1. Введение

   Развитие  интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной  экономической интеграции заметно  активизировались во второй половине XX века в различных регионах земного шара.

   Международную экономическую интеграцию (МЭИ) можно  определить как процесс хозяйственно-политического  объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и  разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

   Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются другие государства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйственных связей.

         Но  далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.

         Результатом активизации политических процессов стало создание двух межгосударственных образований - Европейского Союза (далее ЕС) и Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка интеграции заключается в том (и для ЕС, и для СНГ она схожа), чтобы по возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик - валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно обособлены.

   Однако  сегодня все больше говорят о  том, что ЕС является единственным успешным интеграционным объединением. Несмотря на ряд сложностей, и противоречий организационно-экономического и финансового характера, различия в уровнях развития стран, руководству ЕС, его наднациональным органам в целом удалось посредством координации экономической политики, перераспределения средств в поддержку более слабых государств, не только стабилизировать средние экономические показатели стран - членов ЕС, но и обеспечить устойчивое развитие Сообщества.

   СНГ объединяет практически все государства  постсоветского пространства (за исключением  стран Балтии) и, следовательно, представляет собой обширный регион со значительным потенциалом. Однако достижения и перспективы данной интеграционной группировки эксперты оценивают весьма критически. И действительно, за весь период ее существования не было достигнуто крупных достижений на пути интеграции. Государства-члены СНГ продемонстрировали неспособность решать конкретные задачи на многосторонней основе, отсутствие воли к выполнению заявленных целей. Однако специфика данной региональной организации заставляет воздерживаться от поспешных выводов.  

 

2. Исходные условия  возникновения

   В начале 1990-х гг. было немало разговоров о  том, что только что созданное  Содружество Независимых Государств может и должно развиваться по тому же пути, что и Европейский  Союз, и что оно находится в одном типологическом ряду с этим объединением. Несмотря на изменения в динамике и характере интеграционных и дезинтеграционных процессов, которые произошли с той поры, как в Европе, так и в постсоветском пространстве, а также общее изменение геополитической ситуации и конфигурации сфер притяжения центров силы в мире, некоторые авторы, среди которых есть и серьезные исследователи, продолжают ставить ЕС в пример СНГ. Между тем, в каждом таком случае, на мой взгляд, игнорируются два принципиальных различия между данными объединениями.

   1. Все,  что в первую очередь и более  всего связывает страны СНГ  - сохранившиеся экономические связи,  советское культурное наследие, зависимость друг от друга  в области вооружений и военной  техники и т.д. - происходит от прошлого. При этом после распада СССР налицо несовпадение по историческому признаку (например, Россия и Таджикистан). Все, что более всего и в первую очередь связывает страны ЕС - общность экономических интересов, однородность существующих политических режимов, сочетающееся с геополитическими амбициями стремление отстоять и укрепить позиции европейской культуры в мире и т.д. - связано с будущим. СНГ возникло в результате и в условиях распада советской империи и представляет, таким образом, постсистемное образование. Его основной функцией неизбежно становится сохранение памяти о старом, облегчающее адаптацию к новым условиям. Как и Британское Содружество в свое время, оно превращается в "клуб бывших однокашников". Создание ЕС не имело прецедента в прошлом. Это принципиально новое объединение в истории Европы, оно создавалось на новой основе и в новой конфигурации. Его развитие целиком зависит от осознания странами-участницами тех или иных новых потребностей и интересов.

   2. В  создании ЕС изначально принимало участие несколько сопоставимых по экономическому и политическому весу государств - первоначально Франция и ФРГ, затем к ним присоединилась Великобритания и догнала их по многим показателям Италия. Таким образом, в ЕС отсутствовали возможности для установления гегемонии одного из участников объединения. В этих условиях даже малые страны-участницы - Бельгия, Нидерланды, Люксембург, затем Дания, Португалия и т.д. имели определенную уверенность в том, что их голос будет услышан и учтен. С расширением ЕС и вступлением в его состав все новых государств гарантии для этого еще более возрастают. Напротив, в рамках СНГ Россия не имеет сопоставимого противовеса. В условиях развития и углубления интеграции с ней даже Украина и Казахстан пока могут претендовать лишь на роль младших партнеров. Малые страны СНГ либо испытывают недоверие к России как великой державе, либо, как у великой державы, ищут у нее покровительства.

   Какого-то принципиального выравнивания соотношения  сил между государствами постсоветского пространства в ближайшее время вряд ли следует ожидать. Более того, курс на централизацию власти в РФ еще более подрывает надежды на равноправное партнерство со стороны стран СНГ. С другой стороны, расширение военно-политического покровительства России, востребованного в настоящее время рядом бывших советских республик, едва ли можно считать серьезным успехом интеграции, поскольку при существующих тенденциях развития представляется сомнительным, что Россия сможет его эффективно осуществлять в долговременной перспективе, а пророссийские настроения в странах-сателлитах не столь уж сильны.

 

3. Этапы развития

   3.1. Евросоюз

Источник: официальный  сайт Евросоюза (см. список литературы)

   Международные экономические связи стран Западной Европы всегда отличались высокой интенсивностью. В послевоенные годы развития здесь кооперации помогли транснациональные корпорации (ТНК). В Западной Европе возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на собственной основе. С этой целью в рамках созданного в 1949 году Совета Европы было сделано ряд проектов региональной интеграции - от объединений в пределах отдельных видов промышленности до огромных проектов западноевропейской федерации. По такому из одних проектов ("план Шумана") в 1951 году был подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга с организацией не только общего рынка четырех продуктов промышленности (угля, железа, стали и металла), а и общего регулирования объемов выпуска продукции и уровня цен, инвестиционных программ и рационального использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в 1953 году. ЕОУС контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.

         В 1956 году в ЕОУС возник план переделать эту организацию в зону свободной торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией и Францией, привели лишь к созданию в марте 1957 года в Риме шестью странами-членами ЕОУС Римской сепаратной договоренности о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) - "Общего рынка, с перспективной программой экономической и политической интеграции. Конечной целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных Штатов Западной Европы. Одновременно в Риме было  основано Европейское Сообщество атомной энергии (Евроатом), целью которого было создание еще одного отраслевого рынка, объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. В 1960 году Великобритания, которая еще не присоединилась к ЕЭС, организовала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.

         В 1967 году происходит объединение органов  управления ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, создается триединая организация  с официальным названием Европейские  Сообщества или Европейское Сообщество. В 1973 году Великобритания и Дания вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Португалия сделала то же самое в 1986 году. Но к ЕАСТ пришли три других государства и эта организация вновь стала семичленной - Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция и Швейцария. Идея создания ЕАСТ была в создании зоны свободной торговли между странами, но без объединения власти и создания официальных институтов, уполномоченных вести законодательную деятельность, как это сделано в ЕЭС. В 1984 году ЕАСТ и ЕЭС договорились создать единое экономическое пространство и расширить сотрудничество в отраслях, как экономика, валютная и промышленная, охрана окружающей среды, рыболовство, транспорт. При этом ЕАСТ взяла все льготы и торговые доходы от членства в Европейском Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС. Эта договоренность вступила в силу с 1 декабря 1994 года. Швейцария была единой из государств-членов ЕАСТ, которая не присоединилась к этой договоренности, поскольку национальный референдум Швейцарии отклонил ее. Три бывших участника ЕАСТ - Австрия, Финляндия и Швеция - стали полноправными членами ЕС в декабре 1995 года. Европейское экономическое пространство, созданное этой договоренностью, - это больше, чем просто экономическая зона; оно распространяет на государства-члены ЕАСТ принцип четырех свобод ЕС - свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

         Кроме перечисленных стран, в 1975 году к  ЕС присоединились Великобритания и  Ирландия, в 1981 году - Греция, в 1986 году – Испания и Португалия, и в  составе ЕС стало 15 государств.

Информация о работе Сравнительный анализ процессов интеграции в Евросоюзе и СНГ