Современный регионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:08, статья

Описание

Последние два - два с половиной года стали переломными для России в плане значительной активизации ее участия в интеграционных процессах на пространстве СНГ: с 1 января 2010 г. функционирует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, полным ходом идет работа по формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства трех стран, в рамках российского председательства в Содружестве в 2010 г. выдвинуты и реализуются новые инициативы в формате многостороннего экономического сотрудничества, включая создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ.

Работа состоит из  1 файл

СОВРЕМЕННЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ.doc

— 179.71 Кб (Скачать документ)

Следует признать, что ГАТТ и более поздние соглашения, договоренности и решения стран ВТО, вместе взятые, позволили создать базу международно-правового регулирования региональной экономической интеграции, особенно в области торговли товарами и услугами. Российский эксперт по проблемам торговой политики С. В. Чернышев справедливо отмечает, что "нормы ВТО являются при всех их недостатках единственной разработанной в международном экономическом праве основой для определения и регулирования процессов экономической интеграции"21. Однако это не исключает, а скорее предполагает необходимость дальнейшего совершенствования указанных норм. Посткризисная экономическая и геополитическая реальность в целом благоприятствует встречному движению регионализма и многосторонности. Для восстановления и обеспечения устойчивого хозяйственного роста всем нужны понятные и предсказуемые правила игры на глобальном экономическом пространстве.

В чем может состоять новая повестка ВТО в отношении РТС? Для этого прежде всего надо разобраться в технологии успеха РТС. В том числе ответить на вопросы, почему все большее их число включают обязательства по гармонизации внутреннего хозяйственного регулирования (конкурентной политики, технических норм и др. - так называемые behind-the-border disciplines); как взаимодействуют либерализационные меры в сферах торговли товарами и услугами, инвестиций, трудовой миграции; почему развивающиеся страны в своих РТС с развитыми странами приняли обязательства в тех областях, в которых в рамках многосторонних переговоров они занимают выжидательную или критическую позицию. Надо также уяснить, как и насколько серьезно влияют "клубки спагетти" из РТС на производителей и торговцев, как можно "навести мосты" между различными РТС. Главное же - требуется понять, что нужно сделать, чтобы взаимодействие между регионализмом и многосторонней торговой системой стало более конструктивным; что необходимо для этого предпринять на национальном, региональном и многостороннем уровнях; как транслировать практику лучших РТС на многосторонний уровень; как эффективнее использовать потенциал РТС для продвижения к цели глобальной либерализации торговли.

Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящено опубликованное в июне 2009 г. совместное исследование Межамериканского банка развития и ВТО "Региональные правила и глобальная торговая система", в котором анализируются соотношение и взаимодействие региональных и многосторонних торговых правил22. В предисловии отмечается, что главная задача состоит в выявлении тех норм и правил РТС, а также их отдельных элементов, которые дополняют многосторонние нормы и совместимы с ними, и тех, которые им противоречат.

Пока ощущается явный дефицит предложений относительно возможных конкретных шагов РТС и ВТО навстречу друг другу, при том, что такие шаги лучше предпринять до завершения Доха-раунда. Часть предложений касается гармонизации различных систем определения происхождения товаров. В 1997 г. для устранения искусственных барьеров во взаимной торговле европейских стран, возникающих по причине нестыковки систем определения происхождения товаров, была введена Паневропейская кумулятивная система, позволяющая складывать стоимости, добавленные в странах-участницах (с 1999 г. включает Турцию). Упорядочение правил, применяемых в рамках множащихся региональных двусторонних соглашений о свободной торговле, является одной из задач заключенного в ноябре 2005 г.

21 Чернышев С. В. "Многосторонняя система регулирования и проблемы регионального сотрудничества" / Основы торговой политики и правила ВТО. М., 2005. С. 374.

22 См.: Regional Rules in the Global Trading System. Ed. by A. Estevadeordal, K. Suominen, R. Teh / Inter-American Development Bank. WTO. June 2009.

page 13

Азиатско-Тихоокеанского торгового соглашения. В данном случае ВТО могла бы способствовать гармонизации правовых и торгово-политических аспектов двусторонних торговых соглашений, что, в свою очередь, потребует от последних большей открытости и прозрачности.

Эксперты отмечают как позитивный момент некоторых РТС в части регулирования торговли услугами пункт о распространении РНБ на неучастников (non-party MFN clause), гарантирующий всем поставщикам услуг, пользующимся преференциями, одинаковые условия доступа в рамках различных РТС, заключенных данной страной с зарубежными партнерами. Некоторые эксперты считают, что было бы правильно отказаться от исходного предположения об иерархии между правовой базой ВТО и нормами РТС; другими словами, следует говорить не столько об иерархической соподчиненности, сколько о взаимном приспособлении, согласовании двух систем регулирования. Предлагается восемь принципов, на которых может строиться взаимодействие многосторонних и региональных норм, включая верховенство более поздних соглашений над более ранними, более частных над более общими, использование в процедурах урегулирования споров в рамках ВТО и РТС как правил ВТО, так и норм РТС.

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛИЗМА И ЗАДАЧИ РОССИИ

Попытаемся подытожить вышесказанное. <Регионализм> в его классическом, пространственно ограниченном, ориентирующемся на "жесткие" интеграционные форматы виде постепенно уходит в прошлое. Все страны научились ценить преимущества открытой торговли, обеспечивающей наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов и преимуществ. Кроме того, мощным лоббистом открытой торговли выступает транснациональный бизнес, интересы которого все чаще концентрируются далеко за пределами собственного региона.

<Регионализм> перестает быть идеей вертикального интеграционного строительства и все более начинает напоминать систему горизонтальных обязательств ВТО и вместе с тем систему, пока фрагментированную в пространстве, но идущую существенно дальше соглашений ВТО. В этом качестве современный <регионализм - это открытая, постоянно развивающаяся система, охватывающая растущее число стран и достаточно уверенно дрейфующая в направлении новой многосторонней системы регулирования международных экономических отношений.

Поэтому мы говорим о современном регионализме как о глобализирующемся, что по сути означает кардинальное изменение архитектуры мирового хозяйства, выход глобализации на новый этап развития. Если раньше процессы регионализации и глобализации развивались в основном параллельно и зачастую конфликтуя между собой, то в настоящее время они все более выступают как единый процесс. Следствием является значительное ускорение темпов стимулирующей, либерально ориентированной регулятивной конвергенции в масштабах мирового хозяйства. Это создает качественно новые условия для устойчивого и эффективного функционирования глобальной экономики.

В данный момент нет однозначного ответа на вопрос, как конкретно будет осуществляться движение от регионализма к новой многосторонности. Возможно, это будет поэтапный, растянутый во времени процесс, в ходе которого произойдет структурирование торгово-политических отношений внутри торговых блоков и на более широких региональных экономических пространствах, будут гармонизированы нормы и правила торгового и хозяйственного регулирования, а уже затем в той или иной степени интегрированные мегапространства сольются в некую новую целостность. Для отдельных регионов, где имеются политические и экономические предпосылки консолидации экономического пространства, такой сценарий в его первой части вполне приемлем. Однако в глобальном масштабе более вероятным представляется дальнейшее разрастание сети РТС, причем число межрегиональных соглашений будет увеличиваться опережающими по сравнению с региональными РТС темпами.

Сегодня уже трудно сказать, что важнее для США - участие в НАФТА или РТС с третьими странами. Еще сложнее, если вообще возможно, представить существенную заинтересованность Сингапура, заключившего соглашения об экономической интеграции с США, Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, ЕАСТ и др. в углублении сотрудничества в рамках АСЕАН. То же относится к Чили, для которой полностью утрачен экономический смысл региональной интеграции, поскольку львиная часть ее внешнеэкономической деятельности осуществляется в рамках соглашений об экономической интеграции с нерегиональными партнерами. Реалии глобальной экономики плохо вписываются в идеологию традиционного регионализма.

page 14

Дальнейшее стихийное разрастание и уплотнение сети РТС на определенном этапе вызовет у стран-участниц острую потребность в выработке общих правил игры, необходимых для транснационального бизнеса. Последний не разделяет РТС на "свои" и "чужие", а ищет места наиболее выгодного приложения капитала. Но такой путь развития является трудноуправляемым, непредсказуемым по срокам и может вызвать эскалацию торговых споров.

Существует и другой способ перехода к более совершенной системе регулирования международных экономических отношений - активное включение ВТО совместно с РТС в процесс достраивания многосторонней торговой системы, выработки принципов и подходов, обеспечивающих перевод сотен двусторонних преференциальных режимов в универсальные многосторонние форматы. Это более эффективный путь, но он потребует мобилизации политической воли огромного числа стран и колоссальных усилий в сфере коммерческой дипломатии. В рассматриваемом контексте безусловно позитивным фактором, способствующим движению к новой многосторонности, стало бы присоединение к ВТО России, Белоруссии и Казахстана, таможенный союз которых, что бы ни говорили, является сегодня ярким примером традиционного регионализма.

Формирующиеся новые тенденции в сфере региональной экономической интеграции и меняющаяся торгово-политическая конфигурация мирового хозяйства не могут не оказывать влияния на интеграционные процессы в СНГ. Не углубляясь в конкретное содержание последних интеграционных инициатив, необходимо остановиться по крайней мере на двух очень важных следствиях вышесказанного для России и ее партнеров.

Первое следствие, или лучше урок, заключается в том, что с проектом "жесткой" региональной интеграции, предусматривающим наднациональные форматы регулирования, мы очень сильно запоздали, и диктуемая глобализацией экономическая целесообразность открытой торговли может стать значимым центробежным фактором. Поэтому главная задача - как можно быстрее завершить институциональный этап формирования таможенного союза и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана и начать позиционирование объединения как полноправного субъекта мировой торговой политики, заинтересованного в расширении и углублении сотрудничества с третьими странами и их группировками, в том числе в формате РТС. Из этого же вытекает крайне осторожное, сдержанное отношение к возможности расширения состава Таможенного союза.

Второе следствие состоит в том, что единственно возможным в масштабах всего Содружества интеграционным форматом может быть проект "мягкой" интеграции, предполагающий создание многосторонней зоны свободной торговли (МЗСТ) с элементами, содержащимися в современных соглашениях об экономической интеграции. Причем и с этим проектом нужно спешить, поскольку уже в среднесрочной перспективе неизбежным является вовлечение стран СНГ в переговоры о заключении РТС с нерегиональными странами (как известно, 18 февраля 2008 г. Украина начала переговоры о создании ЗСТ с ЕС, 21 апреля 2009 г. - с ЕАСТ, ведутся переговоры с Сингапуром, идет подготовка к началу переговоров о ЗСТ с Турцией, Канадой, Мексикой и Сирией). Для стран - участниц Таможенного союза было бы целесообразно уже на стадии обсуждения договора о многосторонней зоне свободной торговли СНГ выступить от лица ТС, что позволило бы лучше структурировать всю систему обязательств по МЗСТ и закрепить международную правосубъектность Таможенного союза.

После присоединения к ВТО Россия и ее партнеры по Таможенному союзу могли бы активно включиться в обсуждение вопросов взаимодействия ВТО и РТС, в поиск путей обеспечения совместимости глобализма и регионализма. Проект создания МЗСТ, открытой для участия третьих стран, можно рассматривать как один из рабочих вариантов движения к новой многосторонности, по крайней мере в евразийском регионе. Идея формирования партнерских отношений ВТО и РТС ради устойчивого развития глобальной экономики могла бы стать одним из центральных пунктов повестки российского председательства в АТЭС в 2012 г.

Ключевые слова: глобализация, региональная экономическая интеграция, региональные торговые соглашения, многосторонняя торговая система, ВТО/ГАТТ, АТЭС, СНГ, Россия, Таможенный союз.

pag

 



Информация о работе Современный регионализм