Современные особенности и тенденции развития международной торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание

Возрастание роли торговли услугами на современном этапе, позитивное развитие мирового рынка услуг, обуславливает актуальность этой темы, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие международной торговли услугами за последние годы, проанализировать его на современном этапе развития.
В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью работы является: определить современное состояние международной торговли услугами, выявить тенденции развития международного рынка услуг, показать его значимость в современной международной торговле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность мирового рынка услуг…………………………………5
1.1. Понятие услуг и международной торговли услугами……………………5
1.2. Современные тенденции развития международной торговли услугами…………………………………………………………..…………….7
Глава II. Виды международной торговли услугами……………………………………………………………………….12
2.1. Международная торговля медицинскими услугами: понятие,
практика……………………………………………………………………….14
2.2. Услуги по освоению космоса: понятие, виды космических услуг, практика, космический туризм……………………………………………….15
2.3. Консалтинговые услуги: понятие консалтинга, виды консалтинговых услуг……………………………………………………………………………19
2.4. Информационные услуги: понятие рынка информационных услуг, секторы рынка информационных услуг, влияние Интернет на рынок информационных услуг………………………………………………………22
2.5. Рынок транспортных услуг: понятие транспортных услуг, виды, значение транспортных услуг на международном рынке торговли услугами………..27
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованных источников……………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Rakhmatov_kursovik_uslugi.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра международных экономических отношений

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность»

на  тему «Современные особенности и тенденции развития международной торговли услугами»

 

Выполнил: студент 2-го курса  
очной формы обучения факультета 
таможенного дела, группа 213          Сулайманов А.

Подпись 

 

Научный руководитель:

Родионова Е.С 

Подпись 

 

                    

                                    Санкт-Петербург

                                             2011

 

                                         План

Введение…………………………………………………………………………2

 Глава I. Сущность мирового рынка услуг…………………………………5

1.1. Понятие услуг  и международной торговли услугами……………………5

1.2. Современные тенденции развития международной торговли услугами…………………………………………………………..…………….7

Глава II. Виды международной торговли услугами……………………………………………………………………….12 

2.1. Международная торговля медицинскими услугами: понятие,

 практика……………………………………………………………………….14

2.2. Услуги по освоению космоса: понятие, виды космических услуг, практика, космический туризм……………………………………………….15

2.3. Консалтинговые услуги: понятие консалтинга, виды консалтинговых услуг……………………………………………………………………………19

2.4. Информационные услуги: понятие рынка информационных услуг, секторы рынка информационных услуг, влияние Интернет на рынок информационных услуг………………………………………………………22

2.5. Рынок транспортных услуг: понятие транспортных услуг, виды, значение транспортных услуг на международном рынке торговли услугами………..27

Заключение……………………………………………………………………33

Список  использованных источников……………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мировое экономическое  хозяйство в последние десятилетия  характеризуется возрастающим значением  международной торговли услугами, которая, сравнительно быстро развиваясь, оказывает все более существенное влияние на развитие национальных экономик государств и мирового хозяйства в целом. В условиях научно-технического прогресса и дальнейшего углубления разделения труда, под воздействием закона возрастающих потребностей услуги начинают играть центральную роль в обеспечении конкурентоспособности экономики государств, росте инвестиций и увеличении объемов международной торговли, приобретают все большее значение в социальной жизни стран, повышая уровень благосостояния народа, решая проблему трудоустройства работников, выбывающих из сферы материального производства.

Обмен услугами занимает важное и растущее место  в международной торговле. Термин "услуги" охватывает несколько  десятков видов деятельности, продукция  которых может быть определена как "услуга". В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности

Так как услуги в современной экономике многообразны, их можно сгруппировать в несколько однородных подразделений: транспорт, поездки, связь, строительство, страхование, финансовые, компьютерные и информационные, лицензированные платежи, и другие бизнес услуги. В данной работе будут рассмотрены не все секторы услуг, а услуги, представляющие наибольший интерес для исследования. Рассмотрим такие услуги как:  информационные, представляющие собой сектор услуг развивающийся наиболее быстрыми темпами в своей отрасли (комплекс деловых услуг), определяющие конкурентоспособность стран на международном рынке; Транспортные услуги, т.к в настоящее время все большее внимание приходиться на развитие системы транспортных коммуникаций, посредством транспорта осуществляются международные экономические связи между странами; Медицинские услуги, представляющие широко распространенный и разнообразный сектор услуг на мировом рынке; Космические услуги, т.к на данном этапе научного прогресса интерес к космосу все больше возрастает, так например широкое распространение приобретает космический туризм, в то же время возрастает роль России на рынке космических услуг; Консалтинговые услуги, так как сегодня заметна тенденция стремительного роста консалтингового бизнеса.

Возрастание роли торговли услугами на современном этапе, позитивное развитие мирового рынка услуг, обуславливает актуальность этой темы, которую стоит рассмотреть подробнее, а именно проследить развитие международной торговли услугами за последние годы, проанализировать его на современном этапе развития.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью работы является: определить современное состояние международной торговли услугами, выявить тенденции развития международного рынка услуг, показать его значимость в современной международной торговле.

Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:

 

 

1) Рассмотреть современные представления о сущности мирового рынка услуг. Выявить различия, связь между торговлей товарами и торговлей услугами.

-   рассмотреть понятие услуг и международной торговли услугами

-    всесторонне и комплексно проанализировать состояние международной торговли услугами на современном этапе, выявить основные тенденции и перспективы ее развития;

2) Проанализировать структуру международной торговли услугами. На примере некоторых видов международной торговли услугами, изучить особенности и тенденции развития торговли услугами на мировом рынке.

- изучить особенности международной торговли медицинскими услугами, рассмотреть деятельность компаний представляющих медицинские услуги на международном рынке торговли услугами, на примере компании iMER (“International Medical Evaluation and Referral”).

- рассмотреть сущность и особенности  мировой торговли услугами по освоению космоса, проанализировать современные космические услуги: услуги по подготовке экипажей,  особенности космического туризма и др.

- проанализировать особенности и виды международной торговли  консалтинговыми услугами, на примере современных компаний предоставляющих консалтинговые услуги.

- изучить особенности мировой торговли информационными услугами. Дать характеристику секторам рынка информационных услуг. Определить влияние Интернет на информационные услуги.

- проанализировать особенности   рынка транспортных услуг. Оценить место России на международном рынке транспортных услуг.

 

 

Глава I Сущность мирового рынка услуг.

1.1 Понятие  услуг и международной торговли  услугами.

Услуги, поступающие  на внешний рынок, образуют мировой  рынок услуг. Он в свою очередь  состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.

Для того чтобы  понять что из себя представляет торговля услугами, необходимо для начала определить, что же такое услуги и чем они отличаются от других направлений экономической деятельности.

Одно из распространенных определений восходит к Адаму  Смиту, и состоит в том, что  услуги представляют собой "неосязаемые" товары, потребляемые и исчезающие непосредственно в момент производства. Эта "неосязаемость" привела Адама Смита к выводу, что услуги не имеют долгосрочной экономической ценности и не заслуживают серьезного экономического рассмотрения.

Данное определение  неудовлетворительно; оно могло  бы казаться убедительным во времена  Адама Смита, но вряд ли приемлемо в наше время.

Значительно более удовлетворительное определение может быть получено, если уточнить, что такое противоположность услуге - торговля товарами. А именно, при товарном обмене стороны обмениваются некоторыми "осязаемыми" объектами, товарами. В наше время одним из этих товаров обычно являются деньги. При этом - как, например, при продаже недвижимости или при безналичном денежном расчете - обмена самими этими объектами может не происходить. То, что передается на самом деле - это право собственности на объекты. Говоря короче, товар - это то, что является собственностью. Соответственно, услуга - это то, что собственностью не является и/или являться не может.1

Основным разграничительным принципом между производством услуг и арендой собственности оказывается следующее: если контракт предусматривает одну только передачу собственности во временное пользование, то это аренда. Если контракт предусматривает участие владельца арендуемой собственности или нанятых им работников в эксплуатации арендуемого объекта, то это услуга.

В соответствии с этим принципом, если я беру напрокат машину и вожу ее сам - это аренда. Если я нанимаю  машину с водителем, то это транспортная услуга. Если я снимаю квартиру и  сам делаю в ней уборку и  даже мелкий ремонт - это аренда, если же я проживаю в гостинице, где уборкой занимается наемный персонал - это услуга.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между  производителями и потребителями. Торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.2

Не смотря на различия, международная торговля услугами тесно взаимосвязана с торговлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с  международным движением капитала и перемещением рабочей силы. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

 

 

1.1.  Современные тенденции развития международной торговли услугами

Современная международная  торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние как на развитие национальных экономик, так и мировое хозяйство в целом. Например, сектор услуг в США и ЕС составляет около 70-75% в валовом национальном продукте, в восточноевропейских странах этот показатель находится на уровне 50%, а в Латвии он превысил 70%.

Общий объем  экспортируемых услуг в мировой  торговле вырос со 155 млрд. долл. США  в 1975 г. до 2,4 трлн. долл. в 2005 г., т. е. за тридцать лет более чем в 15 раз. А за один только 2006 г. ~ на 11,3% (до 2,7 трлн. долл. США) . Согласно официальной статистике, экспорт услуг в мире составил около 19% всего торгового экспорта (товаров и услуг). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.3

Быстрый рост сферы  услуг во второй половине XX в., начале XXI в. обусловлен рядом факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики, ростом уровня жизни населения. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает развитие сферы услуг.

К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:

  • трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор.
  • расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2005 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире. Информация, скорость ее получения и услуги в области информации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики;
  • трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);
  • появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснациональных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.4

Информация о работе Современные особенности и тенденции развития международной торговли услугами