Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ТНК
1.1 Понятие транснациональных корпораций
1.2 Причины возникновения ТНК
1.3 Источники конкурентного преимущества
1.4 Структура и типы ТНК
2. РОЛЬ И МЕСТО ТНК В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Анализ и динамика развития ТНК
2.2 Формирование ТНК в России
2.3 Транснациональные корпорации XXI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих тнк содер.doc

— 446.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время принято выделять следующие  типы транснациональных корпораций:

  • горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции (сеть предприятий «Fast Food»).
  • вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта. В частности, в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование - в другой, а продажа конечных нефтепродуктов - в третьих странах.
  • диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д. Число таких компаний в последние годы быстро растет.

 

2. РОЛЬ И МЕСТО ТНК В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Анализ и динамика развития ТНК

 

В целом  ТНК — это достаточно сложное  и постоянно развивающееся явление  в системе мирохозяйственных  связей, требующее пристального внимания, изучения и международного контроля. Транснациональные корпорации во все  большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции.

Размах  деятельности транснациональных корпораций характеризуется огромными масштабами. Некоторые ТНК (например, «General Electric», «ExxonMobil Corporation», «General Motors», «Ford», «Royal Dutch Shell») распоряжаются средствами, превышающими размер национального дохода многих суверенных национальных государств, а международный характер операций ставит их практически вне контроля любых национальных органов власти9.

Крупнейшие в мире транснациональные  корпорации все больше проникают  на российский рынок. Национальный капитал в нашей стране также стремится структурироваться в мощные образования, в том числе в финансово-промышленные, адекватные международным аналогам. Поэтому вопросы транснационализации компаний, критериев формирования ТНК, их масштабов и роли являются весьма актуальными для российских менеджеров.

В соответствии с Докладом о мировых  инвестициях, подготовленным Конференцией Организации Объединенных Наций  по торговле и развитию — ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD), которая традиционно изучает деятельность ТНК, в мире насчитывается 63 тыс. транснациональных корпораций с 800 тыс. зарубежных подразделений 1 . В середине 90-х годов функционировало 40 тыс. таких корпораций. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних компаний. Количество ТНК за последние тридцать лет увеличилось в 9 раз (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм, в 1976 г. их было 11 тысяч с 86 тыс. зарубежных филиалов, а в 1990 г. — 24 тыс. ТНК).

На рис. 1 представлена динамика количества транснациональных компаний и их зарубежных дочерних предприятий и филиалов за последнее десятилетие. График составлен на основе базы данных Организации Объединенных Наций. Информация, содержащаяся в годовых докладах ЮНКТАД о мировых инвестициях, обычно характеризует картину, сложившуюся за один-два года до их опубликования. Поэтому на рисунке, учитывая некоторую неравномерность по времени представляемых данных, год соответствует году опубликования соответствующего доклада.

 

Рис. 1. Динамика количества ТНК и  их зарубежных филиалов

Анализ  данных, представленных на рис. 1, показывает, что за последние два-три года наблюдается существенный рост количества зарубежных филиалов ТНК по сравнению  с увеличением числа материнских компаний. Так, при темпе прироста транснациональных компаний в 2004 году по сравнению с данными 2002 года на 5%, количество дочерних компаний увеличилось на 60%. Данные, опубликованные по ТНК в 2004 году, совпадают с данными 2003 года, однако, количество зарубежных филиалов возросло на 15,9%. Если в середине 90-х годов в среднем в состав одной транснациональной корпорации входило 6 дочерних компаний, то по данным 2004 года — уже почти 13.

Справедливости ради, следует отметить, что на объективность данных о количестве транснациональных компаний влияет, прежде всего, фактор, заключающийся в том, какие компании исследователи относят к ТНК, с помощью каких критериев определяется степень транснациональности корпорации.

Транснациональные корпорации — это  международные компании. Они международны по характеру своей деятельности: они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны базирования, в разных странах мира, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с глобальной стратегией, разрабатываемой материнской компанией. Таким образом, «международный подход» ТНК определяется той ролью, которую занимают зарубежные операции во всех аспектах экономической жизни этих компаний.

«Многонациональность» компании может  проявляться и в сфере собственности. Хотя критерием этой «международности», как правило, является не собственность на капитал. Кроме нескольких многонациональных по капиталу компаний, во всех остальных ядро собственности базируется на капитале одной, а не разных стран. Так, в соответствии с рейтингами, опубликованными в газете «Financial Times» в 2004 году (Global 500), в число 500 ведущих мировых компаний вошло только 5 со смешанным капиталом разных стран. В качестве крупнейших из них можно назвать англо-голландские компании «Royal Dutch Shell» и «Unilever». «Многонациональность» собственности, как правило, проявляется несколько в ином: поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то акции транснациональной корпорации должны иметь хождение во многих странах. Это означает, что акции материнской и дочерних фирм должны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует многонациональная компания.

Деятельности  крупнейших ТНК, представлена в таблице 1. По показателю величины процента продаж продукции и услуг, реализуемых за пределами страны базирования материнской компании, одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Nestle» (98,3%). Не намного отстают от нее «Nippon Mitsubishi Oil Corporation (Nippon Oil Co.Ltd)» (83,8%) и «DaimlerСhrysler AG» (81,1%).

Таблица 1

Характеристика крупнейших ТНК  мира, ранжированных по объему зарубежных активов (по данным 2003 года)10

 

Компания

Ранг по объему зару- 
бежных активов

Зарубежные активы, % от всех активов  компании

Зарубежные продажи, % от общего объема продаж

Зарубежный персонал, % от всего  персонала компании

Индекс транс- 
нацио- 
нальности, %

Ранг по индексу транс- 
нацио- 
нальности

General Electric

1

34,8

29,3

46,1

36,7

11

ExxonMobil Corporation

2

68,8

71,8

63,4

68,0

5

Royal Dutch/Shell Group

3

60,3

50,8

57,8

56,3

7

General Motors

4

24,9

26,3

40,8

30,7

14

Ford Motor Company

5

25,0

30,8

52,5

36,1

12

Toyota Motor Corporation

6

36,3

50,1

6,3

30,9

13

DaimlerСhrysler AG

7

31,7

81,1

48,3

53,7

10

Total Fina SA

8

63,2

79,8

67,9

70,3

4

IBM

9

51,1

57,5

52,6

53,7

9

BP

10

74,7

69,1

77,3

73,7

3

Nestle S.A.

11

90,0

98,3

97,2

95,2

1

Volkswagen Group

12

51,1

67,7

48,3

55,7

8

Nippon Mitsubishi Oil Corporation (Nippon Oil Co.Ltd)

13

88,7

83,8

74,5

82,4

2

Siemens AG

14

40,0

73,7

56,7

56,8

6


 

Одним из критериев отнесения компании к разряду транснациональных является состав ее высшего руководства, которое, как правило, должно формироваться из подданных различных государств, чтобы исключить одностороннюю ориентацию деятельности компании на интересы какой-либо одной страны. Чтобы обеспечить многонациональность высшего управленческого слоя, необходимо практиковать подбор кадров в странах, где размещены дочерние компании ТНК, и предоставлять им возможность продвижения по службе вплоть до высшего руководства, не обращая внимания на их подданства. Однако практика показывает, что чаще всего высший управленческий персонал материнской компании формируется из представителей страны ее базирования, из них же состоит и высшее руководство дочерних фирм с использованием местных кадров на рядовых должностях. Как следует из таблицы 1, явным лидером среди крупнейших ТНК по привлечению зарубежного персонала является «Nestle» (97,2%).

Исследуя  функционирование транснациональных  компаний, Организация Объединенных Наций наиболее серьезное внимание уделяет изучению деятельности крупнейших корпораций: ЮНКТАД ежегодно публикует список 100 крупнейших нефинансовых ТНК в мире, 50 крупнейших ТНК из развивающихся стран и 25 крупнейших транснациональных корпораций Центральной и Восточной Европы (до 2001 года — Центральной Европы).

100 крупнейших  ТНК мира (0,16% от общего количества  транснациональных корпораций) играют  важную роль в международном  производстве: на них в соответствии  с данными, опубликованными в  2001 году, приходится приблизительно 12% от совокупного размера зарубежных активов, 16% от совокупного объема зарубежных продаж и 15% от численности занятых за рубежом работников, принимая за 100% уровень суммарных показателей по 63 тыс. транснациональных корпораций мира.

Компании, возглавляющие список 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира в соответствии с Докладом о мировых инвестициях, представлены в таблице 1. Позиции крупнейшей ТНК, как и за предыдущий год, сохранила компания «General Electric». «General Motors» переместилась со второй позиции на четвертую. Компания «ExxonMobil» поднялась с пятой позиции на вторую, а «Royal Dutch/Shell Group» сохранила третье место. С 2003 по 2004 год в перечне крупнейших 100 компаний появились 13 новых ТНК, три компании выбыли из списка в связи с процессами слияний и поглощений другими компаниями (Hoechst, Mobil и Rhone-Poulenc). В сотню самых крупных ТНК вошли три компании из развивающихся стран (Гонконга, Мексики и Венесуэлы).

Общая характеристика крупнейших компаний с  точки зрения их зарубежных активов, зарубежных продаж и зарубежного персонала представлена в таблице 2.

Таблица 2

 

Общая характеристика 100 крупнейших нефинансовых компаний мира11

Показатели

2003 год

2004 год

Темп прироста к 2003 году, %

Активы, всего, млрд. долл.

4610

5092

10,5

в т.ч. зарубежные

1922

2124

10,5

Зарубежные  активы, % от всех активов компании

41,7

41,7

Продажи, всего, млрд. долл.

4099

4318

5,3

в т.ч. зарубежные

2063

2123

2,9

Зарубежные  продажи, % от общего объема продаж

50,3

49,2

—1,1

Персонал  компании, всего, чел.

12741173

13279327

4,2

в т.ч. зарубежный

6547719

6050283

—7,6

Зарубежный  персонал, % от всего персонала компании

51,4

45,6

—5,8

Средний индекс транснациональности, %

53,9

52,6

—1,3


 

 

Динамика  индекса транснациональности 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира за последние десять лет представлена на рис. 2. Из рисунка видно, что несмотря на наличие определенных колебаний индекса (минимальное значение наблюдалось в 1997 году, максимальное — в 2001 году), среднее значение его, как правило, превышает уровень 50%. На изменение индекса транснациональности влияет, прежде всего, активность процессов слияний и поглощений компаний. Так, ТНК, поглощая зарубежное предприятие, существенно увеличивает свой уровень транснациональности.

 

Рис. 2. Динамика индекса транснациональности 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира

 

Материнские компании большинства из 100 крупнейших ТНК расположены в промышленно  развитых странах: 26 в США, 18 в Японии, 13 во Франции, 12 в Германии и 8 в Великобритании. 89 из 100 крупнейших нефинансовых корпораций мира (по объему зарубежных активов) базируются в «большой тройке», включающей Европейский Союз, Соединенные Штаты и Японию (рис. 3,4,5).

Информация о работе Современные формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК