Социально-экономические модели развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 17:32, реферат

Описание

Как правило, индустриально развитые страны характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких государствах большая часть населения имеет высокий уровень жизни, и проживает около 15% населения мира. Так же индустриальные страны имеют большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. Данная группа стран функционирует за счёт инновационных и тщательно разработанных моделей экономического развития, которые во многом могли бы послужить хорошим примером в развитии любой отстающей страны.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

      Центральное звено экономики Австралии - внешняя торговля. Экспорт создает около 1/4 национального дохода страны. Несмотря на периодические спады на мировом рынке, Австралия практически неуклонно увеличивает объемы внешней торговли, завоевывая новые и расширяя старые рынки для своих товаров и капиталов.

      Страна  экспортирует около 70% своей сельскохозяйственной продукции, примерно 80% добываемого минерального сырья и свыше 18% готовых промышленных товаров. Сельскохозяйственный экспорт представлен мясом, особенно говядиной, вином, шерстью, пшеницей, маслом, сыром и другими молочными продуктами. Страна экспортирует каменный уголь, железную руду, нефть, природный газ, руды цветных металлов, золото, бокситы. Каждый пятый из занятых трудится в сфере экспортного производства или обслуживания экспорта.

      2.3 “Японский вариант” социально-экономического развития

      Япония — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку — составляют 97 % общей площади архипелага. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире.

      Являясь великой экономической державой, на 2009г. Япония занимает второе место в мире по номинальному ВВП, который составляет около 5 трлн долларов США и третье место по паритету покупательной способности после США и Китая. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

      Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН.

      Банковские  услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

      В Японии процесс принятия решений  значительно облегчается высокой  степенью “обустройства” взаимодействия между бизнесом и бюрократией, а  также использованием своеобразного  механизма “убеждения” предпринимателей принимать во внимание кроме собственных, отечественные интересы. При активной поддержке государства японские “дзайбацу” (концерны) сумели быстро овладеть зарубежными “ноу-хау” и рынками высокотехнологичных товаров.2

      Одной из основных особенностей подхода государства  к социально-экономическому развитию в Японии является существенный акцент на социальную составляющую, т.е. на обеспечение  полной занятости, социальных гарантий, социальной защищенности всех членов общества, совершенствование систем здравоохранения и образования, создание здорового общества, благоприятного для жизни. Исходя из перечисленных выше критериев правительственная стратегия социально-экономического развития Японии постепенно приближается к концепции равновесного и устойчивого экономического развития. Однако это является одним из факторов, тормозящих процесс успешного реформирования, так как широкие социальные гарантии, введенные при иных экономических условиях, на сегодняшний момент стали слишком тяжелой нагрузкой для экономики, а их отмена могла бы вызвать дестабилизацию социальной обстановки. К тому же нужно учитывать еще один сдвиг в жизни современного общества. Ныне роль любой правительственной стратегии социально-экономического развития страны объективно снижается. В условиях глобализации мировой экономики и выхода многих национальных экономических агентов на международный уровень, а также усиливающегося влияния транснациональных корпораций государство не может сохранять за собой прежний контроль за многими направлениями социально-экономического и политического развития страны.

      Противоречие, возникшее между деятельностью правительства, обремененного необходимостью обеспечивать свои традиционные функции (социальные, политические, правовые), и интересами представителей крупного международного бизнеса, сконцентрировавшего в своих руках огромные финансовые активы и рассматривающего регулирующую роль государства как препятствие для успешного ведения бизнеса, не является присущим исключительно Японии. Указанное противоречие — глобальная проблема современного мира. Особенность Японии состоит в том, что система государственно-монополистического капитализма, сложившаяся в стране после второй мировой войны, и национальный менталитет японцев создают подчас непреодолимые трудности на пути эволюционного развития процессов глобализации японской экономики в целом. Это увеличивает вероятность кризисного разрешения ситуации.

      Развитие  японского общества протекает под влиянием неизбежных противоречий между ценностями японской экономической модели, которые состояли в жестком государственном регулировании, направленном на защиту национальных интересов, правительственной политики обеспечения полной занятости, достойного и комфортного образа жизни для всех членов общества, и новыми требованиями, порожденными глобализацией мировой экономики. Япония на протяжении последних 10 лет не могла адекватно отреагировать на происходившие сдвиги и использовать их для стимулирования экономического развития. Сказались нерешительность и слабость внутренней политики правительства, с одной стороны, и внешнее политическое давление со стороны международных финансовых институтов и торговых партнеров Японии (США и Европейского союза), с другой стороны. Следствием подобной политики стало беспрецедентное увеличение внутреннего государственного долга Японии.

      Япония  выбрала оптимальный вариант  – она сохраняет потенциал материального производства, переводя отработанную его часть за рубеж и сохраняя у себя дома высокотехнологичное производство, и одновременно наращивает интеллектуальное производство.

      Именно  в 1990-е годы, которые окрестили "потерянными", страна сделала рывок в производстве интеллектуальных ценностей. В торговле патентами и ноу-хау Япония уже  перестала быть исключительно потребителем чужих мозгов.

      Страна  больше опирается на собственные  интеллектуальные возможности, и чтобы  сохранить эту тенденцию, тратит огромные средства на науку. Поразительна другая сфера интеллектуального  экспорта – культурного. Продажа  за рубежом "культурной продукции" (кинофильмов, книг, компьютерных игр, произведений искусств и др.) постоянно увеличивается, так как японская культура становится всё более популярной.

      При всех внутренних передрягах и в соревновании со странами, где стоимость рабочей  силы в несколько раз ниже, особенно с КНР, Япония умудрилась сохранить мировое лидерство в таких базисных отраслях, как судостроение, металлургия, автомобилестроение, станкостроение, робототехника, укрепить позиции в электротехнических отраслях. Ей принадлежит абсолютное лидерство в производстве всех бытовых технических новинок – цифровой фото- и видеоаппаратуры, DVD, телевизоров с жидкокристаллическими и плазменными панелями и пр.

      Японская  экономика – пружинного типа. Чем  больше давления, тем больше внутренней силы. И, кажется, "пружина" начинает выпрямляться. Реальный рост ВВП за четвертый квартал прошлого года в пересчете на год достиг 7,0%.

      Тем не менее проблемы в стране, конечно, остаются и очень серьезные. Все  проблемы могут быть решены только при условии качественных сдвигов  в экономической модели в соответствии с требованиями времени. Но важно, чтобы при этом сохранилось то, что когда-то было основой успехов, – мирные устои и самобытность. А глобализация не привела бы к "деяпонизации" Японии, но выявила новый баланс между старым и прошлым, как уже не раз было в национальной истории.

      Тем не менее, “Японский вариант” социально-экономического развития с определенными модификациями повторили Сингапур, Тайвань и Южная Корея. Многие из японского опыта приняли Малайзия, Индонезия и другие азиатские страны. Все это дает основания для утверждений о специфике “азиатской модели” социально-экономического развития.

    1. Швеция как одно из самых развитых государств в социально-экономическом отношении

      Королевство Швеция — государство в Северной Европе занимающее большую часть Скандинавского полуострова, член Европейского союза и страна, подписавшая Шенгенское соглашение. По площади (449 964 км²) Швеция занимает третье место среди стран Западной Европы и пятое среди стран всей Европы.

      В 19 - начале 20 вв. Швеция была небогатой страной, из которой эмигрировало более 1 млн. человек. В настоящее время Швеция - одна из высокоразвитых промышленных стран, по уровню и качеству жизни занимает одно из первых мест в мире. По объему выпускаемой промышленной продукции она лишь немного уступает Норвегии, Финляндии и Дании вместе взятым. Хотя Швеция не отличается разнообразием природных ресурсов, она имеет крупные запасы железной руды и гидроэнергии, а по лесным ресурсам не уступает Финляндии. Менее 10% территории страны составляют сельскохозяйственные угодья, преобладают небольшие фермы.

      Швеция  стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. ВВП на душу населения 50,940 долл. на 2008г., а номинальный ВВП за 2009г. составил 512 900 долл. Здесь производится примерно 1% мировой продукции, несмотря на то, что население составляет всего 0,15% от мирового. Промышленность развивается на основе частного капитала (90% предприятий). При этом характерны именно крупные и очень крупные предприятия, на 20 крупнейших из них трудятся 35% всех рабочих и служащих.

      Доля  промышленности составляет 29%. Работающих в промышленности - 20% от общего числа. Лидирующие отрасли - черная и цветная металлургия, разнообразное машиностроение: судо-, авто- и авиастроение, электротехника и радиоэлектроника; деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность экспортного направления; химическая, текстильная, пищевая (в основном молочная и мясная) промышленность. В сельском хозяйстве занято 3% населения, но благодаря высокой производительности труда Швеция обеспечивает себя продовольствием на 80%. Основные отрасли: животноводство мясомолочного направления. В растениеводстве - производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овес, пшеница), сахарной свеклы, картофеля. Большинство ферм - небольшие семейные хозяйства.

      Основная  доля в ВВП создается сферой услуг, что характерно для постиндустриального  общества. Сюда включается и туризм (6 млн туристов в год). Характерна высокая ориентированность на экспорт шведской экономики: 45% промышленной продукции экспортируется, что составляет 95% всего экспорта. Главные порты: Гетеборг, Стокгольм, Лулео, Мальме.

      Швеция  отличается высоким уровнем социальной защиты населения. Благодаря налоговому прессу уровень доходов населения различается не более чем в 4-5 раз. Страна занимает первое место в мире по количеству жилья на душу населения, т.к. предоставляются дотации и ссуды на жилье.

      Термин  «шведская модель» возник в связи  со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Шведскую экономику обычно характеризуют как малую, открытую и сильно подверженную иностранной конкуренции. С начала XX в. благосостояние шведов решающим образом зависело от международной конкурентоспособности шведского народного хозяйства. Повышение благосостояния предусматривало рыночную экономику и такую политическую систему, которая бы принимала рыночную экономику за основу хозяйственного роста. Но в Швеции, как и во многих прочих странах, рыночная экономика регулируется различными законами, так что некорректные формы конкуренции и проявления бесхозяйственности могли быть устранены или, по крайней мере, ограничены. Помимо регулирования такого типа социал-демократические правительства время от времени положительно относились к регулированию цен ради обуздания инфляции.

      Во  многих других странах заработная плата  и условия найма определяются законами или же комбинацией коллективного договора и закона, когда договор возводится в закон. Свободные соглашения между партнерами по рынку труда составляют базовый пункт шведской модели. Все большее значение при формировании зарплаты приобретают договоры на местах. Формируется зарплата и на индивидуальном уровне. Во всех случаях исходными критериями при определении ее величины являются результаты деятельности предприятия или их группы, характер и объем трудовых заданий, а также производительность и степень ответственности отдельных работников.3

      В общности, Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

      Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная  с 1932 г. (за исключением 1976—1982 гг.) у  власти находится Социал-демократическая  рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции. А главной и неизменной целью экономической политики Швеции — полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа.

Информация о работе Социально-экономические модели развитых стран