Рынок труда. Миграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 21:00, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы состоит в том, что миграции и рынок труда очень интересные и до конца не рассмотренные термины, поэтому есть возможность ближе увидеть данные понятия, изучить их на примерах других стран мира.

Предметом изучения является развитие миграционного процесса и рынка труда и методы их непосредственного изучения.

Объектом изучения этой контрольной работы выступает собственно миграция и рынок труда с их особенностями и уже упомянутыми методами изучения.

Цель состоит в том, чтобы рассмотреть выбранную тему, изучить её сущность, преимущества и недостатки, ознакомиться с особенностями данной темы и сделать соответствующие выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Понятие и специфика рынка труда

1.1. Сущность и виды международной миграции населения

1.2. Побудительные причины миграции населения

Раздел 2. Исторические аспекты международной миграции

населения, ее последовательные этапы

2.1. Трудовая миграция населения и становление мирового

рынка труда

Раздел 3. Современная миграционная структура Украины и

миграционная политика промышленно развитых стран

ВЫВОДЫ

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Международная экономика.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

16

Характерной чертой современного мирового рынка труда является миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала.  «Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания. Лидерство и здесь принадлежит США, которые за последние годы два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 тысяч высококвалифицированных специалистов. Активно привлекают иностранных специалистов и  страны Западной Европы. Миграция специалистов обусловлена теми же причинами, что и неквалифицированной рабочей силы. Это прежде всего: высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, комфортные бытовые условия, лучшее лабораторное оборудование, гражданские права и демократические свободы3.

Таким образом, видим, что миграция рабочей силы – часть международных экономических отношений. Она находит косвенное отражение в платежных балансах стран-экспортеров рабочей силы. Обычно считается, что масштабы экспорта рабочей силы характеризуются переводами эмигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар – рабочую силу. Переводы эмигрантов для некоторых развивающихся стран стали одним из основных источников валютных поступлений. Поступления по статье «Частные переводы» за последние годы у них возрастали наиболее высокими темпами по сравнению с другими поступлениями – около 10% в год.            
 
 
 
 
 
 

17

Раздел 3. Современная миграционная структура Украины и миграционная политика промышленно развитых стран 

Современную миграционную ситуацию в мире определяют, прежде всего, основные мировые импортеры рабочей силы. Это США, Канада, государства-члены ЕС и Австралия, некоторые страны Ближнего Востока, ЮАР. Эти страны разработали и постоянно совершенствуют свою миграционную политику. Последняя представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения.

Правительство каждой страны суверенно в своих  правах определять направления и  цели миграционной политики. Кроме  того, она координируется и некоторыми надгосударственными органами, такими как Комиссия ООН по народонаселению, располагающая специальным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения, содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Безусловно, что определяющую роль играют сами принимающие государства, которые  стремятся превратить миграционную политику в постоянно действующий  фактор государственного регулирования. Если взять, к примеру, миграционную политику США, то ее особенностью является ярко выраженный иммиграционный характер. США по существу не проводят какой-либо эмиграционной политики и не определяют само понятие «эмигрант». Совершенно другое отношение к иммиграции.

В течение первых 140 лет существования государства иммиграция в США была фактически беспрепятственной. Это понятно: шло освоение территорий, нехватка рабочей силы и т.д. Впоследствии в иммиграционную политику были внесены определенные коррективы, усложняющиеся по нарастающей.

18

С 1952 года проводится регламентированная иммиграционная политика, отличительными чертами которой являются:

--строгая  селекция въезжающих в страну;

--относительная  свобода выбора места жительства  и работы;

-- члены  семьи эмигрируют одновременно с главой семьи;

-- весьма  значительная доля лиц, иммигрирующих  на основе родственных связей;

-- большой  процент иммигрантов, получающих  по истечении 5 лет американское  гражданство;

--значительное  число иностранных граждан, которые  приобретают статус «беженцев»;

-- огромные  масштабы нелегальной иммиграции  наряду с контролируемой.

Важной  особенностью законодательства США  является деление иностранцев, желающих въехать в страну, на две группы: иммигрантов и не иммигрантов. Различие между ними состоит в праве допущения в страну. Если иммигрант допускается в страну на постоянное проживание с правом работать по найму или вести собственную предпринимательскую деятельность в любом штате страны и правом приобретения американского гражданства через 5 лет проживания в США, то не иммигрант допускается на строго оговоренный срок, на выполнение определенного рода работы. После чего иностранец обязан выехать из страны.

Основным  регулирующим документом в области  перемещения рабочей силы в США  является иммиграционное законодательство, регулярно изменяющееся.

Ужесточающаяся  в последнее двадцатилетие миграционная политика США привела к резкому  увеличению масштабов нелегальной  миграции и распространению полурабских  форм использования труда иностранцев. Формированию «черного рынка» труда способствовал целый ряд факторов. Прежде всего, это стремление предпринимателей использовать дешевую рабочую силу и экономить на оплате труда, технике безопасности, социальном страховании и т.д. Согласно оценок Э.П.Плетнева, ежегодный приток нелегальных иммигрантов в США доходил до 1,2 млн. человек, а общее число подпольных иммигрантов в стране варьирует от 2 до 13 млн. человек.

19

Другой  страной, которая проводит активную иммиграционную политику, является Канада, характерные черты современной иммиграционной политики Канады, определяемой в настоящее время Законом об иммиграции 1977 год следующие :

-- воссоединение  семей;

-- гуманное  отношение к беженцам;

-- отсутствие  дискриминации к въезжающим, представителями  какой бы страны они не являлись, какой бы расы, национальности, веры не были;

-- достижение  социальных, экономических, демографических  и культурных целей Канады.

Характерная особенность иммиграционной политики Канады – удовлетворение в первую очередь собственного рынка в рабочей силе. Закон об иммиграции разграничивает всех въезжающих в страну на 2 категории: «визитеров» и «въехавших в страну». Переход из первого статуса во второй запрещен законом.

«Въехавшие» иммигранты разделяются на следующие  группы: семейные, беженцы и «независимые» иммигранты. Воссоединение семей касается ближних родственников, при отсутствии у них серьёзных заболеваний, пристрастия к наркотикам и алкоголю. В отношении беженцев канадское иммиграционное законодательство руководствуется как их потребностями в защите, так и их потенциальными способностями обеспечить себя в стране. Что касается «независимых» иммигрантов, то здесь четко прослеживается государственная линия в отношении эффективного решения трудовых и демографических проблем Канады. В этой группе особым преимуществом пользуются граждане, обладающие капиталом, способным внести определенный вклад в развитие экономики.

Современная иммиграционная политика Австралии  координируется министерством по делам иммиграции и этических групп, консультативным иммиграционным советом по народонаселению и этническим вопросам, комитетом по экономическому развитию Австралии и некоторыми другими организациями.

20

Такой спектр заинтересованных организаций  свидетельствует о большом внимании к фактору иммиграции, его жизненноважности для страны.

Хотя, по большому счёту иммиграционная политика Австралии аналогична политике США  и Канады, в ней присутствует одна характерная черта – особый приоритет  демографического фактора. Здесь преимущественное право при прочих равных условиях при допуске в страну имеют женщины и молодые семьи с детьми.

Согласно  закону об иммиграции среди желающих въехать в Австралию выделяют четыре группы: семейные, беженцы, «общие»  и «специальные» иммигранты. К  семейным относятся те, у кого есть близкие родственники среди граждан Австралии. Что касается беженцев, то здесь в качестве таковых считаются лица, попадающие под действие международных конвенций. «Специальные» иммигранты – это лица, пользующиеся льготным режимом въезда в страну: жители Новой Зеландии; граждане Великобритании; лица, прямые потомки которых родились в Австралии; бизнесмены, обладающие значительным капиталом. К «общим» иммигрантам относятся лица, являющиеся специалистами, профессии которых представляют для экономики Австралии особую ценность.

Все иммигранты после двух лет пребывания в стране могут обращаться с ходатайством о предоставлении им австралийского гражданства, хотя это зависит и от ряда других причин4.  
 
 
 
 
 
 
 

21

ВЫВОДЫ

Рынок рабочей силы выступает общественно-экономической  формой движения трудовых ресурсов с товарно-денежными отношениями и включением рабочей силы в производственную сферу.

Рынок рабочей  силы – система экономических отношений между субъектами по купле-продаже трудовых услуг наёмными работниками по определенным ценам под влиянием факторов спроса и предложения.

Спрос рабочей силы – платёжеспособная необходимость работодателя в трудовых услугах работников.

Предложение рабочей силы – трудовые услуги реализации.

Миграция – перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства, либо с возращением к нему. Все перемещения относительно каждой территории слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграции). Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма – объем валовой миграции. В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянную или безвозвратную миграцию (с окончательной сменой постоянного места жительства) и возвратную миграцию, которая включает временную и сезонную миграции. Временная миграция – это перемещение на достаточно длительный, но ограниченный срок. Сезонная миграция – включает перемещения в определенные периоды года. По способу реализации миграции делятся на организованную миграцию, при участии государства или общественных организаций и с их помощью, и неорганизованную миграцию (индивидуальную и самодеятельную), которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.

Таким образом, рынок рабочей силы в настоящее время является основополагающим фактором для всестороннего развития экономики страны, ее социального устройства, создавая необходимые условия для эффективного трудоустройства населения нашей страны, а миграция населения страны – важным явлением, которое должно контролироваться государством!

22

Список  использованной литературы 

1. Фомишин С.В. Международные экономические отношения на рубеже тысячелетий: Учебное пособие. – Херсон, 2002.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1997.

3. Економічна і соціальна географія зарубіжних країн / Під ред. Є.П.Качана. – Тернопіль, 1997.

4. Нухович Э.С., Смитненко Б.М., Эскидонов М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХІ вв. – М., 1995.

5. Кругман П.Р., Осторельд М. Международная экономика. Теорія и политика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997.

6. Международные  экономические отношения: Учебник  для вузов: 3-е издание, перераб.  и доп. / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Мостовая  Е.Б. Основы экономической теории: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М., Новосибирск, 1997.

8. Овчинников  Г.А. Международная экономика:  Учебное пособие. – «Полиус». – 1998.

9. Основы  внешнеэкономических знаний: Учебник  для экономических специалистов. / Афанасьев А.К., Большаков И.Н., Булатов А.С. – М., 1994.

10. Світова економіка: Підручник. / А.С. Філипенко, О.І. Рогач., О.Г. Шнирков. –“Либідь” – К., 2000.

11. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – Инсан. – М., 1994.

12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник для вузов. – Прогресс. – М., 1998.

Информация о работе Рынок труда. Миграция