Роль мировой валютной системы в становлении современных международных экономических связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:00, контрольная работа

Описание

Первая система, так называемого золотого стандарта, стихийно сложилась к концу XIX века. При нем валюты ряда государств свободно обращались в золото на внутренних рынках своих стран. Система золотого стандарта характеризуется следующими чертами:
- определенным золотым содержанием валютной единицы;
- конвертируемость каждой валюты в золото обеспечивается как внутри, так и за пределами границ отдельного государства

Работа состоит из  1 файл

МЭиМЭО.docx

— 31.13 Кб (Скачать документ)

 

а) реальными  стоимостными соотношениями, покупательной  способностью валют на внутренних рынках стран;

б) соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

3. К началу 90-х годов в связи с реализацией системы "плавающих" курсов возникла довольно сложная схема организации МВС на основе следующих элементов:

а) подбираются  главные опорные единицы, с которыми отдельные национальные валюты сохраняют  свои отношения, точнее, свой валютный курс;

б) степень  колебания валютных курсов неодинакова, диапазон колебаний широк. При этом поддерживается валютный курс лишь в  отношении некоторых валют в  рамках определенного диапазона, в  отношении же остальных валют  он свободно меняется.

4. Вводится стандарт СДР — "специальных прав заимствования" (special drawing rights) с целью сделать их основным резервным авуарам и уменьшить роль резервных валют.

 

Мировая валютная система (МВС) является исторически  сложившейся формой организации  международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными  договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов , с  помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение  и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов  интернационализации капитала, требующих  адекватных условий в международной  денежной сфере.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством  с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная  валютная система неразрывно связана  с мировой валютной системой. Мировая  валютная система сложилась к  середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и  интересам ведущих стран. При  изменении данных условий возникает  периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее крушением и созданием новой  валютной системы ( это ясно видно  на примере того, как система «золотого  стандарта» сменялась Бреттон-Вудской  валютной системой и т.д.).

Хотя  мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными  валютными системами.

Эта связь  осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую  деятельность, и проявляется в  межгосударственном валютном регулировании  и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и  регулирования, влияние на экономику  отдельных стран и мировое  хозяйство.

Теория  выбора  режима  валютного  курса  предполагает, что  использование  определённого  механизма  курсообразования  налагает  на  правительство соответствующие  ограничения  при  построении макроэкономической  политики  .  При  этом  в  каждом  конкретном  случае  выбор  режима  валютного  курса  является  компромиссом  между  доверием  к  проводимой  политике   и  степенью  свободы  в применении  набора   макроэкономических  инструментов   для  достижения  поставленных  целей .

Проблема  однако  заключается  в  том, что  данные  ограничения  на  действия правительства   налагаются  лишь  теоретически . На  практике  же  совокупность  и  характер   стоящих  перед  странами  макроэкономических  проблем  часто  приводят  к невозможности  выполнения  всех  задаваемых  условий  ,  а  следовательно, повышают  уязвимость  экономики  по  отношению  к  некоторым  вариантам  развития  событий .

Дополнительным  препятствием  проведению   последовательной  макроэкономической  политики  является  существование  феномена  политического  цикла  и  предпочтение  правительством  краткосрочных  выгод в  ущерб  долгосрочным.

Для  переходной  экономики  ,характеризующейся  существованием  таких  проблем, как  неустойчивый  экономический  рост , сложное  финансовое  состояние  реального  сектора и  банковской  сферы , высокая  инфляция, безработица   и  внешний  долг ,  проблема компромисса  между доверием  и гибкостью  является  ещё  более  сложной .

Столкнувшись  в конце ХХ годов  с  чередой  валютно - финансовых  кризисов  , экономисты  стали  склонятся  к  выводу , что  использование  промежуточных  режимов  валютного  курса  является  ошибкой  , так  как  задаваемые  в  их  рамках  целевые  зоны  колебаний  курсов  становятся  своего  рода  мишенью  для  атак  международных и  отечественных  спекулянтов . А  поскольку  среди многих  ведущих  экономистов  и  международных  финансовых  организаций  доминирует  точка  зрения  о  полезности  открытости  страны  потокам  капитала  , то  проблема  предотвращения или, по крайней  мере , снижения  вероятности  валютно-финансовых  кризисов была  перенесена   в  плоскость выбора  адекватного  крайнего  режима  валютного  курса  – валютного  совета  или  плавания.

Политика  валютного  комитета  на протяжении последнего десятилетия признавалась многими отечественными и зарубежными  экономистами панацеей в решении  проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако коллапс  этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине  , приведший к человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность введения механизма  валютного совета в ближайшем  будущем . Вопрос насколько целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства .

Примеры мирового опыта свидетельствуют , о  том , что выбор валютного режима для стран , интегрирующихся в  экономические образования , может  пасть на механизм валютного совета , что фактически  и произошло  в Эстонии , Литве и Болгарии(номинанты  для вступления в ЕС). Данную практику нельзя назвать абсолютно новаторской  для применения в Республике Беларусь , так как ещё в  Концепции  валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг. одним из пяти возможных  вариантов предусматривался механизм валютного совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения остаётся привлекательной  для многих отечественных экономистов .

Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется следующими основными  особенностями :

- жёсткая  фиксация национальной валюты  к иностранной ;

-автоматическая  конвертируемость, то есть постоянно  обеспеченная возможность в любой  момент обменять местную валюту  на резервную по фиксированному  курсу;

-наличие  достаточного объёма иностранной  валюты , который, по меньшей мере , не уступал бы стоимостной  оценке денежно-кредитных обязательств  для выполнения предыдущего условия  (обычно 105-110% покрытия национальной  денежной массы на случай внезапных  потрясений , связанных с падением  цен активов , составляющих резервы  );

- запрет  на операции центрального банка  на открытом рынке , а при  жёсткой фиксации курса ограничиваются  и его возможности оперировать  косвенными инструментами (маневрировать  процентными ставками ) и в целом  выполнять свои регулирующие  функции ;

- достижения  разумного оздоровления финансовой  системы , готовность допустить   банкротство слабых банков ;

 

-принятие  долгосрочного  обязательства   проводить указанную политику , которое  должно быть  оформлено в виде  закона или упомянуто в банковском  кодексе , для того , чтобы  защитить  рассматриваемый режим от угрозы  политического вмешательства .

Для решения  всех поставленных задач возникает  первостепенная необходимость определения  резервной валюты для РБ , выбор  которой зависит от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми  финансовыми рынками и широким  разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо учитывать  направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных операций , а  также валюту внешнего долга . Последним  аспектом является степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По совокупности факторов перед РБ лежит выбор  между тремя валютами : доллар США  – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним  операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран  дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних  сделок в 1999 г.), российский рубль –  РФ основной торговый партнёр среди  всех стран (62% в 2000г.)и партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации торговли играл решающую роль при выборе резервной  валюты во многих странах с валютным управлением . Так , внешнеэкономические  отношения Эстонии с Германией  составляли около 70% к другим странам  в 1999г. Литва использует американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами ЕС ( только с Германией  удельный вес составил половину от всей суммы торгового баланса ). Таки образом , использование российского  рубля в качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится  оптимальным. С другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и по поводу конвертируемости российского  рубля возникают сомнения . К тому же номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на внутреннем национальном  рынке .

Использование же американского доллара представляется затруднительным по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка  для покрытия рублёвой денежной  массы . Выходом из сложившейся ситуации может стать параллельная фиксация  как к доллару , так и к российскому  рублю , что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь. Альтернативой является номинальная  декларация росрубля в качестве резервной  валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с учётом кросскурсов двух валют  к доллару США и взаимной рыночной котировке на валютных рынках .

Главным преимуществом реализации механизма  валютного совета для РБ , что  подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение стабильности цен в средне- и долгосрочном  периоде. Ещё одним преимуществом  реализации механизма валютного  совета  а РБ станет отмена практики ”банкир – клиент ” между  Нацбанком и правительством , тем  самым прекратится кредитная  эмиссия в некоторые отрасли экономики .

 

Список  использованной литературы и источников

 

1. Булатова А.С., Ливенцева Н.Н., мировая экономика и международные экономические отношения: учебник . – Изд. с обновлениями / под ред. проф. А.С. Булатова , проф.Н.Н. Ливенцева. – М: Магистр : ИНФРА – М ,2012.- 654 с.

 


Информация о работе Роль мировой валютной системы в становлении современных международных экономических связей