Проблемы и перспективы развития СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 19:33, реферат

Описание

Вот уже восемь лет Содружество Независимых Государств остается объектом пристального внимания. И это неудивительно, ведь проблемы его становления и укрепления непосредственно связаны с широким спектром жизни граждан государств Содружеств. Не секрет, что с самого начала зарождения Содружества ему предрекали скорую и неминуемую кончину. Однако оно живет, хотя и страдает серьезными недугами.

Содержание

1.Введение______________________________________ 3 2. Образование Содружества Независимых Государств_ 4 3. Анализ основных проблем СНГ___________________ 5 4. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ___________ 9
5.Заключение____________________________________ 11
6.Список используемой литературы__________________12

Работа состоит из  1 файл

реферат по мировой экономике.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском   
пространстве в рамках СНГ

Можно сказать, что  на постсоветском пространстве в  настоящее время выстроена многоуровневая система интеграции по степени близости тех или иных стран. Самая большая из них - это СНГ, союз 10 независимых государств.                                                                              Однако, сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.                                                                                Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.                     Источником многих проблем являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.

Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.                                                                                                                  В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может проходить динамично и тем более порождать конкурентоспособные стратегии, реализовывать перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в друге и стараются, поддерживая связи с Россией, параллельно и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими странами, создавать новые межгосударственные образования.                                                                                                       Необходима разработка программ согласованных мер, учитывающих новые реалии сложных процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и согласованы интересы партнеров по Содружеству.                     В настоящее время наиболее устойчивые тенденции укрепления сотрудничества наблюдаются лишь в сфере коллективной безопасности, поскольку территориальная целостность и внутренняя стабильность волнует лидеров постсоветских республик ничуть не меньше экономического благополучия.                                                      Полагаем, что СНГ как межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые образования. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией, Украиной и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное.

 
 
 
 
 
 
 
 

Образование Содружества  Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.                                                                                                                      В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогли сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов. К сожалению, СНГ, как многосторонняя организация и система коллективных договоров, оказалась по многим направлениям неэффективной структурой. Серьезным просчетом в деятельности СНГ прошедших лет можно считать чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне. Предпринимательские и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов, скидки в налогообложении.                                                                                                 Дальнейшая судьба СНГ будет решаться, в первую очередь, внутри стран Содружества и зависеть от силы институтов гражданского общества, среднего класса и от приверженности общества в целом демократическим принципам. Результат этой борьбы определит не только степень гражданских свобод и демократизации, но и шансы на улучшение предпринимательского климата, которые во многом будут зависеть от влияния политического фактора.

1. Мировая экономика и международные экономические отношения  : учебник/ под ред. проф. А. С. Булатова, проф. Н. Н. Ливенцева. — М.: Магистр, 2008. — 654 с.

2.Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В,К, Ломакин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. - 671 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). 

3. Н.Шумский «Проблемы  и перспективы развития СНГ»

     Вопросы  экономики №12 – 2008год 

4. Б. Плышевский «Производство ВВП в СНГ»

     Экономист  №6 – 2007год 

5. http://window.edu.ru 

6.Зиядуллаев Н.  СНГ: опыт и итоги десятилетия  // Свободная    мысль - XXI. - 2002. - N 4. - С.49-62

7. http://www.iet.ru

 

8. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СНГ.                                                                                        К итогам московского саммита глав государств Содружества от 25 января 2000 года.    Шухрат СУЛТАНОВ  

Информация о работе Проблемы и перспективы развития СНГ