Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономических и политических интересов, которые привели к формированию союза ГУАМ. В частности изучение вопроса о создании транспортного коридора на юге бывшего СССР, вопроса организации нефтегазового экспорта на внешние рынки из стран ГАУМ. Также необходимо изучить причины заинтересованности Украины в данной организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 История возникновения ГУАМ 5
1.1 Предпосылки создания 5
1.2 Этапы становления ГУАМ 6
2 ГУАМ против России 10
3 Транспортный коридор ГУАМ 12
3.1 Одесса - Броды 13
3.2 Проект "Баку-Тбилиси-Карс" 15
3.3 Паромная переправа Керчь - Поти - Батуми 16
3.4 Проект трубопровода Баку - Джейхан 17
4 Интересы Украины в ГУАМ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬЯНСА ГРУЗИИ, УКРАИНЫ, УЗБЕКИСТАНА, АЗЕРБАЙДЖАНА И МОЛДАВИИ.doc

— 421.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА № 83

ОТЧЕТ  
ЗАЩИЩЕН С ОЦЕНКОЙ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

проф., д.и.н.       В. Л. Хейфец
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ
ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬЯНСА ГРУЗИИ, УКРАИНЫ, УЗБЕКИСТАНА, АЗЕРБАЙДЖАНА И  МОЛДАВИИ
по  курсу: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРАН СНГ
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР. 8731       А.М. Кузьмина
      подпись, дата   инициалы, фамилия

Санкт-Петербург 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     Экономическое развитие на постсоветском пространстве новых независимых государств в течение многих лет находилось под воздействием экономических и политических факторов. На протяжении всего периода направление взаимодействия стран — наследников распавшегося СССР естественным образом менялось. Ввиду этого достаточно сложно отделить политику от экономики при исследовании данных стран. После приобретения странами независимости в 1991 г., политические события стали серьезно влиять как на решения политической элиты о характере движения к рынку, так и на состояние правовой и экономической среды. В дальнейшем устойчивость общества к тяжести кризиса, а также больший или меньший успех рыночной трансформации, оказывали громадное влияние на политические процессы.

     Все более увеличивающаяся динамика отдаления бывших союзных республик от так называемого “центра” - России наглядно иллюстрирует нынешний этап международных взаимоотношений на постсоветском пространстве.  Образуются антироссийские блоки государств различного вида, находящиеся в своего рода политической или экономической защитой США , которые и в XXI веке являются одним из основных стратегических соперников России. Цель этих блоков - создание неблагоприятного престижа российского государства, а также создание политического климата для политического влияния как в пocтcoюзнoм регионе, тaк и на территории CНГ, Средней Азии и Ближнего Востока, что осложняет и без того не простые отношения с соседями, а иногда и с заокеанским партнерами и ЕС.  

     Большой интерес представляет конкретный круг государств - ближайших соседей России, а это, в первую очередь, Грузия, Украина, Молдавия, Узбекистан и Азербайджан, которые за последние годы проявляли склонность к интеграции под вполне ясными девизами и с целью формирования некоего противовеса влиянию России на территории бывшего СССР и СНГ.  Эти цели выглядят примерно следующим образом: затруднение отношений РФ со странами Средней Азии, СНГ, ЕС; создание реального противовеса российской интеграции и, естественно, вопросы энергетики – газ и нефть – создание энергетических потоков в Европу в обход России, Именно в этой области Россия является ведущим экспортером сырья - в первую очередь через Украину.

        Среди многих международных организаций пытающихся, так или иначе, ограничить воздействия России, наиболее значимое влияние имеет организация ГУАМ (с 1999 по 2005 - ГУУАМ, в содружество входил Узбекистан). Данное название сложилось из первых букв входящих в неё государств – Узбекистан, Грузия, Украина, Молдова и Азербайджан. Изучить цели, задачи и функции этого объединения, его средства осуществления политики интеграции в единый союз, а также постараться обнаружить наиболее заинтересованную сторону в формировании организации, отметить её значимость на международной арене, оценить перспективы дальнейшей интеграции этого объединения - это и является целью данной курсовой работы.  

 

      1 История возникновения ГУАМ

     1.1 Предпосылки создания

     В середине 1990-х предполагалось два пути последующего развития СНГ. Первый путь заключается в стремлении сохранения интеграции в рамках целого Содружества, подразумевающее принятие большого числа документов (которые, однако, не всегда имеют обязательную силу), а также проведение протокольных и неформальных собраний. Второй же путь это развитие субрегионального сотрудничества в военно-политической и/или экономической сфере с участием государств, которые имеют действительно общие интересы и стремятся к углублению интеграции.

     ГУАМ  был заявлен как одна из таких организаций. Изначально особенностью ГУАМ стала направленность на европейские и международные структуры. Основоположники объединения действовали вне концепций СНГ. Поговаривали, что непосредственной задачей союза было ослабление экономической, а прежде всего энергетической связанности вошедших в него государств от РФ и формирование, и развитие транзитных перевозок энергоносителей по пути Азия - Кавказ - Европа в обход российской территории.

     Среди политических причин отмечалось намерение противостоять стремлениям России пересмотреть наличие пограничных вооружённых сил в Европе. Также высказывались опасения, что это могло бы легализовать присутствие российских вооружённых сил на территории Украины, Грузии и Молдавии, причем независимо от их согласия. Политическая ориентированность ГУАМ стала ещё более очевидна после выхода Узбекистана, Грузии и Азербайджана в 1999 г. из Договора «О коллективной безопасности СНГ».

     Российские СМИ склонны оценивать ГУАМ как антироссийский блок, за спиной которого стоят Соединенные Штаты.

     1.2 Этапы становления ГУАМ

     ГУАМ  — региональная организация, которая была создана в октябре 1997 г. республиками - Молдавией, Грузией, Украиной и Азербайджаном. Название объединения складывается из первых букв входящих в него стран. Объединение имело название ГУУАМ до выхода из него Узбекистана.

     Почему  для союза четырех бывших советских республик была выбрана именно такая аббревиатура, а не АМУГ или УГМА, можно только гадать. Возможно, все дело в созвучии с общеизвестным островом в Тихом океане, на котором размещена стратегически важная база ВВС Соединенных Штатов. Совпадение, однако, говорящее само за себя. Отметим, что дата образования ГУАМ является ключом к пониманию того, что процедура трансформации группы стран СНГ в напрямую антироссийские режимы вначале проходил в скрытной фазе. Лишь потом, при возникновении новой поколения национальных лидеров, трансформация ГУАМ в военно-политический блок стала несомненной.

     Формирование ГУАМ происходило в три стадии. Изначально возникла инициатива четырех стран - Азербайджана Украины, Молдовы и Грузии о формировании в Страсбурге Консультационного форума (в рамках Саммита Совета Европы) 10 октября 1997 г. Главы Украины, Азербайджана, Молдовы и Грузии подписали Коммюнике о сотрудничестве на встрече в рамках Совета. В данном документе главы государств объявляли готовность прилагать все усилия для развития политического и экономического сотрудничества, а также высказались за необходимость совместных мер интегрирования в структуры ЕС.

     25 ноября 1997 г. по итогам встречи  в Баку консультативной группы  представителей МИД четырех государств  был подписан протокол, официально объявляющий о создании ГУАМ.  К 2001 году Форум преобразовался в организацию ГУАМ, получившую статус международной региональной организации [1]. С того времени политический диалог был дополнен сотрудничеством в более важных для стран-участниц сферах: гуманитарной сфере (культуре, науке, образовании), энергетике, транспорте. В дальнейшем были созданы блоки по чрезвычайным ситуациям и информационным технологиям. На сегодняшний день существует уже более восьми рабочих блоков, некоторые их которых имеют еще дополнительное деление на группы. Тем не менее, главным содержанием объединения был и до сих пор остается Евроазиатский транспортный коридор, рассчитанный для транспортировки энергоносителей из Каспийского бассейна в Европу.

     Во время проведения юбилейного саммита НАТО (в Вашингтоне 24 апреля 1999 г.) к ГУАМ присоединился Узбекистан - единственный представитель Центральной Азии в организации, трансформировав его на время в ГУУАМ. Однако, с 2002 г. узбекские власти, указывая на невозможность в "силу географического положения" принимать активное участие в процессах ГУАМ, прекращают посещать собрания в рамках объединения. Официально о выходе Узбекистана из ГУАМ было объявлено в мае 2005 г. Официальным поводом для этого стало "существенное изменение изначально объявленных задач и целей объединения "[2]. Письмо Каримова сообщает, что Узбекистан не довольны "акцентами объединения на разрешении замороженных конфликтов, а также формировании совместных вооруженных блоков и пересмотре существующих систем безопасности".

     Вторым  рождением ГУАМ, а также пиком деятельности организации принято считать саммит глав членов ГУАМ в Кишиневе, который состоялся в апреле 2005 г. На него были приглашены президенты Литвы и Румынии, а также председатель ОБСЕ. На саммите Ющенко предложил сформировать совместные вооруженные силы для "образования зоны процветания, стабильности и безопасности, которая тесно связана с ЕС и развивается по европейским стандартам и правилам ".

     В конечном счете, в сфере военно-технического сотрудничества члены ГУАМ сосредоточились на миротворчестве [3]. Началось все с 2006 г., когда Ющенко попытался изменить формат миротворческой миссии в Приднестровье, посредством направления туда украинских миротворцев. Несмотря на то, что его план так и не реализовался, весной того же года началось рассмотрение перспектив образования специальных полицейских сил ГУАМ и миротворческого батальона. В августе 2006 г. эту идею одобрили на собрании министров обороны ГУАМ. Она была утверждена позднее, в сентябре на встрече министров иностранных дел ГУАМ. Во время работы в Киеве правительства Януковича в 2007 г. практическая кампания по формированию этих сил была в сущности заморожена.

     Борьба с терроризмом является иным направлением совместной работы в сфере безопасности членов ГУАМ. Юридическую основу здесь представляет межправительственное «соглашение о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом и иными опасными преступлениями» от 2002 г. Данная деятельность весьма ограничена ввиду сравнительно малой террористической активности на территориях стран-участниц. В Баку в сентябре 2006 г. страны ГУАМ организовали первое специальное собрание экспертов по борьбе с терроризмом. Со временем такие встречи стали регулярными. Их задачи включают обмен информацией и укрепление межгосударственной координации. Было объявлено о формировании международной аналитической и информационной системы с виртуальным центром ГУАМ по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

     Эффективность антитеррористической кампании и борьбы ГУАМ с трансграничной преступностью подрывается двумя факторами. В первую очередь следует отметить, что государства-члены ГУАМ не являются единым территориальным массивом. Непосредственно между собой граничат только Азербайджан и Грузия. Возможности двустороннего сотрудничества между Кишиневом и Киевом усложняются их плохими взаимоотношениями с Приднестровьем, которое расположено между Украиной и Молдовой. Вторым же фактором является то, что ГУАМ как организация избегает сотрудничества в данной сфере с СНГ, которое в свою очередь является гораздо более эффективным объединением по борьбе с терроризмом благодаря наличию единого постсоветского пространства.

     После прихода к власти так называемых проамериканских режимов на Украине (2005 г.) и в Грузии (2003 г.) деятельность ГУАМ активизировалась, и эта организация еще более явно стала приобретать черты объединения, главной задачей которого является фактически противодействие интересам России на постсоветском пространстве.

     3 мая 2006 г. на саммите ГУАМ в Киеве была создана «Организация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ" (ГУАМ-ОДЭР), а также подписан ее Устав. Основными целями организации определены: диалог в транспортной (мост между Европой и Азией), энергетической (транспортировка энергоносителей из Каспийского региона в Европу), гуманитарной и научно-технической сферах. Также были подписаны декларации о укреплении международной и региональной безопасности и продвижении демократии.

     Структура Организации состоит из Совета и его вспомогательный орган - Секретариата. Являясь основным органом Организации, Совет выступает в четырех сущностях: совет глав государств (саммит), (но, как правило, вместо встреч на высшем уровне проводятся формальные заседания органа); министров иностранных дел; национальных координаторов и постоянных представителей.

     Заметим, что государства - члены ГУАМ взаимодействуют в рамках международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ. 

     2 ГУАМ против России

     По  отдельности, каждая страна-участник обладает уникальными качествами и достоинствами [4]. Они имеют просто добрососедские (Украина, Азербайджан) либо конфликтно-соседские отношения с Россией Вместе же, в ГУАМ они образуют широкую область неопределенности в отношении своего европейского будущего, а также стремятся убедить себя и Европу, что им не по пути с непредсказуемой Россией.

Информация о работе Проблемы и перспективы альянса Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии