Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание

Цели данной работы:
• Изучение проблемности региона АТР в ключе выявления конфликтной составляющей;
• Выявление точек конфликтности;
• Исследование деятельности стран по устранению конфликтных явлений.
Задачи работы:
• Разбивка региона на условные субрегионы для систематизации информации;
• Поиск проблемных составляющих в каждом субрегионе;
• Выявление конфликтности, ее причин и работы по ее устранению в субрегионах;
• Детальное изучение конфликтных ситуаций, их объектов и субъектов, причин возникновения, действий, направленных на их устранение и т.д.
• Изучение структур, направленных на поддержание безопасности в регионе.

Работа состоит из  1 файл

текст работы.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

Данная исследовательская работа посвящена изучению проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе. Тема не является чем-то новым на сегодняшний день, но актуальность ее только увеличивается. Это и не удивительно, в настоящее время Азиатско-Тихоокеанский Регион является третьим по значению центром экономической интеграции мира после Северной Америки и Европы. На его долю приходится 60 % мирового ВВП, 1/2 мировой торговли, 40 % населения, 1/2 прямых зарубежных инвестиций. Россия географически и политически присутствует в АТР, однако ее интеграционные связи с регионом крайне слабы. Слабое влияние России в АТР частично обусловлено недостаточной информированностью российских политических, экономических и других кругов о процессах, протекающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, об экономическом и политическом положении отдельных стран региона, об их отношении к России и степени их готовности к широкому сотрудничеству с ней.1

Помимо перспективности  этого региона, ему присущи и  серьезные проблемы. В первую очередь это конечно терроризм, из-за большого количества мусульман, проживающих в юго-восточной Азии. Немаловажный фактор – проблема распространения оружия массового уничтожения. Конечно же, нельзя забывать и про внутренние конфликты в государствах. Различия в экономическом развитии стран также не способствует развитию продуктивных и равноправных отношений между странами (от постиндустриальной Японии до архаичных хозяйств Индокитая).

Также стоит  выделить менталитет государств АТР, основанный на реалполитическом мышлении, которое акцентировано на силе, индивидуальной защите национальных интересов, планировании военного строительства, исходя из вероятности «худшего случая».

Т.о. цели данной работы:

  • Изучение проблемности региона АТР в ключе выявления конфликтной составляющей;
  • Выявление точек конфликтности;
  • Исследование деятельности стран по устранению конфликтных явлений.

Задачи работы:

  • Разбивка региона на условные субрегионы для систематизации информации;
  • Поиск проблемных составляющих в каждом субрегионе;
  • Выявление конфликтности, ее причин и работы по ее устранению в субрегионах;
  • Детальное изучение конфликтных ситуаций, их объектов и субъектов, причин возникновения, действий, направленных на их устранение и т.д.
  • Изучение структур, направленных на поддержание  безопасности в регионе.

Традиционно рагион можно подразделить на:

Северо-Восточную  Азию;

Юго-Восточную  Азию;

Южную Азию;

Южную часть  Тихого океана.

 

Разбор данной работы будет произведен с использование в первую очередь интернет-ресурсов, включающих в себя в свою очередь статьи исследователей данного региона, исследовательские работы, интервью деятелей властных структур и др.

 

  1. Северо-Восточная Азия.

В состав данного  региона включают Китай, Тайвань, Японию, КНДР, Республику Корея, Монголию. В конце XX — начале XXI вв. во всем мире происходят заметные перемены. Особенно бурно в мировой политике развивается регион Северо-Восточная Азия, укрепляются политические и экономические позиции стран этого региона. Сегодня все яснее и четче вырисовывается ведущая роль СВА в мировой политике и экономике XXI в.

Вместе с  тем именно здесь остаются нерешенными  сложнейшие проблемы: территориальные, военные, экологические, энергетические и другие. Ключевую роль в их решении, в укреплении безопасности в регионе  СВА играют Китай и Россия. Выявление оптимальных параметров их взаимодействия с точки зрения поддержания устойчивости региональной системы международных отношений в СВА, анализ механизмов ее обеспечения представляют собой актуальную научную задачу.

В Северо-Восточной Азии соприкасаются интересы крупнейших стран: Соединенных Штатов Америки, быстро развивающегося Китая с мощной экономикой и дешевой рабочей силой, России с богатыми природными ресурсами, Японии и Южной Кореи с передовыми технологиями и огромными финансовыми средствами. Нынешняя система безопасности в Северо-Восточной Азии во многом является пережитком «холодной войны», что в значительной степени стесняет американские возможности по адекватному реагированию даже на имеющиеся в регионе угрозы. Полагаться только на двусторонние союзы с Японией и Республикой Кореей Вашингтон уже не может в силу огромного количества причин. Но в этом и нет острой необходимости, так как Россия реально перестала для США быть военной угрозой, а многоплановые связи с Китаем служат Вашингтону серьезнейшим препятствием для любой конфронтации.

Следовательно, здесь нужно строить новую  систему безопасности, учитывающую  интересы всех основных внешнеполитических игроков. Но нельзя забывать о различных подходах построения данной системы. Так, по мнению КНР, систему безопасности нужно создавать на базе основополагающих принципов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). И на первый взгляд для этого есть серьезные основания: Советский Союз и Китайская Народная Республика (КНР) периодически находились в условиях жесткого противостояния, но возникшие позднее на территории постсоветского пространства государства, в рамках уже «шанхайской пятерки», смогли приступить к демилитаризации и демаркации границ с КНР. Однако это случилось только в 90-е годы, когда Москва и Пекин взяли курс на выстраивание стратегического партнерства.

В Северо-Восточной  же Азии принципиально другая ситуация, в значительной степени обусловленная  сохранением крайне провокационного  северокорейского режима. Даже с формальной точки зрения война 1950-1953 гг. на Корейском полуострове так и не закончена, а демилитаризованная зона, шириной всего 4 км, до сих пор разделяет две мощные военные группировки общей численностью порядка 1,3 млн. военнослужащих…

В то же время  призывать к созданию в Северо-Восточной Азии любых структур, аналогичных ШОС, пока преждевременно. Гораздо разумнее сохранять политику сосуществования трех двусторонних союзов (РФ и КНР, США и Япония, США и Республика Корея), находящихся в процессе серьезной трансформации. В дальнейшем создание более гибких структур в сфере региональной безопасности вполне возможно, особенно учитывая недостаточную глубину российско-китайских отношений, которые, по сути, не могут выйти за рамки стратегического партнерства, а также усиливающееся стремление к независимости во внешней политике со стороны Японии.

Отдельного  рассмотрения заслуживают современные  взаимоотношения между Сеулом и  Вашингтоном в свете северокорейского ядерного кризиса. В феврале 1998 г., впервые  в истории Республики Кореи, власть конституционным способом перешла к оппозиции, лидер которой - Ким Дэ Чжун стал проводить по отношению к КНДР политику «солнечного тепла», проявив готовность к компромиссу по всем ключевым вопросам межкорейского урегулирования. Такая политика встретила противодействие со стороны пришедшей к власти в 2001 г. республиканской администрации Джорджа Буша, что совместно с другими причинами привело к охлаждению взаимоотношений между странами.

В 2009 г. ситуация изменилась с точностью до наоборот. Демократическая администрация Барака Обамы не поддержала достаточно жесткий курс по отношению к КНДР президента Республики Корея Ли Мен Бака. Более того, она инициировала процесс нормализации ситуации на Корейском полуострове, санкционировав поездку в Пхеньян бывшего президента США Билла Клинтона.

Надо помнить, что США постепенно утрачивают в Северо-Восточной Азии свои ведущие позиции. И дело здесь не только в том, что расположенные в регионе государства стараются проводить все более независимый внешнеполитический курс. Стремительный экономический подъем Китая, который уверенно идет на вторые позиции в мире по уровню валового внутреннего продукта, создает новую реальность, с которой уже нельзя не считаться. И достаточно ошибочно думать, как это, например, делают в Сеуле, что КНР не имеет в регионе сильной поддержки ввиду неустойчивости российско-китайских отношений. Наши разногласия не надо преувеличивать, так как протяженная общая граница нас просто обрекает быть друзьями.

Следовательно, нужны принципиально другие структуры межгосударственного взаимодействия, позволяющие постепенно перейти от политики сосуществования к широкомасштабному сотрудничеству, в первую очередь, в сфере безопасности. В противном случае нас может ждать обвальный процесс ядерного распространения, чреватый самыми непредсказуемыми последствиями для всего мира.2

Хотя Северо-Восточная  Азия все еще отстает от многих других регионов в деле формирования многосторонних институтов, в последние  годы в этом отношении наметился  прогресс. При этом в СВА наблюдается тенденция к формированию двухъярусной структуры многостороннего сотрудничества.

        Первый уровень – начавшееся  в 2003 г. взаимодействие в рамках  «шестисторонних переговоров» по  ядерной проблеме на Корейском  полуострове с участием КНР,  Северной и Южной Кореи, России, США и Японии. Решить ядерный вопрос до сих пор не удалось, но «шестисторонние переговоры», по мнению многих, способны в перспективе привести к созданию региональной организации по поддержанию политико-стратегической стабильности и безопасности. Тем не менее сейчас невозможно прогнозировать даже приблизительные сроки появления такой организации и ее институциональный формат.

        Второй (и, скорее всего, более  значимый потенциально) уровень  многостороннего сотрудничества  в регионе – это трехстороннее сотрудничество государств, образующих «ядро» СВА, – Японии, Китая и Республики Корея. Саммиты глав «тройки» проводятся регулярно с 1999 года, но до недавнего времени они проходили исключительно в рамках мероприятий форума «АСЕАН плюс Три». В декабре 2008 г. случилось знаменательное событие. В японской Фукуоке состоялся первый самостоятельный, то есть вне контекста «АСЕАН плюс Три», саммит с участием премьер-министра Японии, председателя КНР и президента Южной Кореи, которые подписали План действий по развитию трехстороннего сотрудничества и договорились, что отныне такие встречи будут проводиться ежегодно. Вторая встреча на высшем уровне прошла в октябре 2009 г. в Пекине, в ходе которой лидеры Китая, Японии и Южной Кореи обсудили глобальные и региональные проблемы, подтвердив готовность углублять взаимное сотрудничество. В частности, была достигнута договоренность о скорейшем заключении трехстороннего инвестиционного соглашения и о начале консультаций по формированию трехсторонней зоны свободной торговли… Процесс институционализации трехстороннего взаимодействия находится еще на ранних стадиях и пока рано говорить о том, что в СВА оформился новый региональный блок. Однако налицо вектор движения в направлении создания подобной группировки. Для нее уже имеются необходимые экономические предпосылки. Китай, Япония и Южная Корея превратились в крупнейших торговых партнеров друг для друга. На торговлю между ними приходится 17% мирового торгового оборота и 90% всех восточноазиатских торговых потоков. Три страны СВА в настоящее время производят 16% мирового ВВП.

Важнейшее условие  для образования трехстороннего регионального блока заключается  в достижении согласия между Китаем и Японией. Примечательно, что до сих пор главным поборником идеи интеграции в СВА выступал именно Китай.3

Территориальные споры и конфликты международного происхождения:

А. Проблема островов Южно-Китайского моря, затрагивающая  Китай, Японию, Тайвань и государства  Юго-Восточной Азии. На нынешнем этапе  еще не созрели условия для урегулирования данного конфликта, что подтверждает в частности поведение Китая и его стремление превратить экономически и стратегически Южно-Китайское море в свое "внутреннее" пространство. Само существование конфликта препятствует согласованию позиций стран СВА в области региональной безопасности в целом.

Б. Проблема Южно-Курильских островов в российско-японских отношениях. Без ее решения трудно рассчитывать на создание системы безопасности в  Северо-восточной Азии. Несмотря на определенное сближение позиций Москвы и Токио и план Ельцина-Хасимото, едва ли можно ожидать подписания мирного договора к 2000 г.4

Характерно, что  другие крупные державы региона (США и Китай) нельзя обвинить в  большой заинтересованности в разрешении российско-японского спора. Он явно осложняет положение государств, которые в целом ряде случаев являются их конкурентами. К тому же Вашингтон, озабоченный сохранением своей военно-политической гегемонии в СВА, видит в российско-японском споре один из факторов, заставляющих Токио не терять интереса в американском альянсе. Китай - обстоятельство, мешающее экономическому возрождению Российского Дальнего Востока.

Последний представляет для Пекина потенциальный территориальный  и сырьевой резерв, и возникновение  там динамичного индустриального центра вряд ли будет соответствовать китайским геостратегическим расчетам. Сегодня КНР является главным из внешних претендентов на богатства РДВ, в случае же российско-японского примирения и подписания мирного договора, Токио, скорее всего, начнет разворачивать масштабную экономическую экспансию на Дальнем Востоке РФ. Характерно, что одной из причин, заставивших японского премьер-министра отказаться от прежнего жесткого подхода к отношениям с Россией, были опасения слишком стремительного роста могущества КНР.5

Конфликты внутреннего происхождения:

А. Корейский  конфликт, порождающий глубокие противоречия между всеми державами Северо-восточной  Азии. США, Япония, Китай и Южная  Корея отчетливо сознают, что  существование милитаристского  режима КНДР - бомба замедленного действия, поэтому все они являются участниками процесса урегулирования, выступая за мирное разрешение конфликта и объединение страны.

Информация о работе Проблемы безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе