Последствия грузино-югоосетинского конфликта для России и перспективы независимого статуса Ю.Осетии и Абхазии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:06, творческая работа

Описание

В 2008г. наблюдается нарастающее российско-грузинское противостояние вокруг Южной Осетии. История грузино-югоосетинского конфликта берет начало в 90-х годах, когда упразднение Югоосетинской автономной области привело к вооруженным столкновениям с жертвами с обеих сторон. Летом 1992 года при посредничестве России в Южную Осетию были введены смешанные российско-грузино-югоосетинские миротворческие силы.

Содержание

1. Введение.
2. Оценка политической ситуации на 8.08.08.
3. Политические и международно-правовые последствия конфликта.
4. Статус Абхазии и Южной Осетии.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

эссе по политологии.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионально образования

«Финансовая академия при правительстве Российской Федерации»

 

 

 

 

Кафедра «Социально- политические науки»

 

 

 

Эссе

 

на тему:

 

«Последствия грузино-югоосетинского конфликта для России и перспективы независимого статуса Ю.Осетии и Абхазии».

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ФК1-5

Крюкова Е.Б.

 

Проверила: канд. фил. наук, доц.

Карамышева Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009.

Содержание.

 

1.      Введение.

2.      Оценка политической ситуации на 8.08.08.

3.      Политические и международно-правовые последствия конфликта.

4.      Статус Абхазии и Южной Осетии.

5.      Заключение.

6.      Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В 2008г. наблюдается нарастающее российско-грузинское противостояние вокруг Южной Осетии. История грузино-югоосетинского конфликта берет начало в 90-х годах, когда упразднение Югоосетинской автономной области привело к вооруженным столкновениям с жертвами с обеих сторон. Летом 1992 года при посредничестве России в Южную Осетию были введены смешанные российско-грузино-югоосетинские миротворческие силы.

С тех пор позиции сторон по статусу Южной Осетии остались прежними: грузинская сторона настаивает на территориальной целостности страны, а Южная Осетия претендует на независимость от Грузии и может даже быть на объединение с Россией. По-сути же, не только в случае Южной Осетии, но и Абхазии Россия гарантирует даже не столько невозобновление боевых действий, сколько сохранение фактической независимости бывших грузинских автономных образований. В непрерывных конфликтных ситуациях, то и дело возникающих в последнее время между осетинами и грузинами, Россия со своими «миротворцами» неизменно выступает против Грузии и солидарно с сепаратистами Южной Осетии.

Я считаю, что выбранная мной тема «Значение грузино-югоосетинского конфликта и перспективы независимого статуса Южной Осетии и Абхазии» очень актуальна, и представляет собой большой интерес для изучения. Я думаю, она касается абсолютно каждого гражданина Российской Федерации.

8 августа 2008 года случилось страшное событие, приковавшее весь мир к экранам телевизоров, было совершено внезапное, вероломное нападение грузинской армии на Ю. Осетию, в результате погибли тысячи мирных жителей, в том числе и российские граждане. Нападение было совершено в день открытия Олимпиады, когда за всю историю человечества, всегда прекращались всякие распри.

Я думаю, что сейчас очень трудно объективно оценить действия той или иной стороны, прошло слишком мало времени, я надеюсь, история все расставит по своим местам, но уже сейчас спустя 8 месяцев с той катастрофы, определены некоторые причины и цели нападения, приняты определенные решения, планы, соглашения, сделаны некоторые выводы.

Я уверенна, что ни один человек в нашей стране не остался равнодушным к трагедии осетинского народа, ведь очень трудно остаться равнодушным к войне, тем более, когда к ней имеет отношение твое государство.

 

 

Оценка политической ситуации на период 8.08.08.

После 8 августа 2008 года, когда было принято решение о применении российских Вооруженных сил для отражения грузинской агрессии в отношении Южной Осетии, мы живем в новой политической реальности.

Россия не смогла предотвратить катастрофу Цхинвала и спасти гражданскую инфраструктуру Южной Осетии, однако ей удалось избежать катастрофы собственной государственности.

Отказ от прямого военного ответа на агрессию против российских миротворцев и находящихся под их защитой жителей Южной Осетии (каковой был весьма вероятен до 14:00 мск 8 августа) полностью делегитимировал бы российскую власть в глазах собственного населения и сделал бы невозможным ее контроль над Северным Кавказом. Кроме того, он обнулил бы международный статус России (прежде всего, в глазах всех тех стран и сил, которые сегодня прямо или косвенно протестуют против агрессивных действий РФ).

Как мне кажется, ршение о вводе регулярных российских войск (дополнительных миротворческих сил) на территорию Южной Осетии (ЮО) – это первое геополитически и исторически значимое решение нового президента России Дмитрия Медведева, которое, независимо от субъективных пожеланий и переживаний его самого и его близкого окружения, станет во многом системообразующим для политической повестки ближайшего периода его правления.

Позволив избежать худшего, оно, как это и бывает в истории, ввело нас в полосу новых вызовов, среди которых до последних дней преобладали военные и гуманитарные. Но сегодня на первый план выдвигаются вызовы международно-политического характера.

Политические и международно-правовые последствия конфликта.

По мнению ОБСЕ, которое выразил 9 августа 2008 года министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб, председательствующий в ОБСЕ, Россия перестала быть посредником в югоосетинском урегулировании и вместо этого стала одним из участников конфликта.[1]

Российский политолог доктор исторических наук А. Арбатов, заявив 12 августа, что Россия в конфликте между Грузией и Южной Осетией «свою посредническую роль истолковывала неправильно», высказал мнение о возможных последствиях войны: «<…> Если же будет поставлена цель смены режима, то последствия будут для России плохими. Смена режима — это дело грузинского народа. Уже сейчас мы видим, что Россия в Совете Безопасности осталась в меньшинстве. Даже Китай занял нейтральную позицию. Так что России это надо иметь в виду. Она останется в меньшинстве в окружающем мире. И нас никто не поддержит, так как у многих стран СНГ имеются аналогичные проблемы»

12 августа председатель комиссии сената США по иностранным делам сенатор Джозеф Байден полагал[2], что «Россия может оказаться стороной, которая потеряет больше всех, если война продолжится», особо отмечая, что жертвой конфликта может стать сотрудничество России и США в области атомной энергии[3], отмена поправки Джексона-Вэника, вступление России в ВТО, Олимпиада в Сочи, планы Путина по превращению Москвы в один из мировых финансовых центров.

Заместитель советника президента США по национальной безопасности Джим Джеффри заявил, что дальнейшая эскалация конфликта вокруг Южной Осетии с российской стороны может серьёзно осложнить российско-американские отношения в долгосрочной перспективе.[4] «Если несоразмерное и опасное наращивание российских сил продолжится, это на долгое время существенно повлияет на отношения России и США», сказал он.[5]

12 августа Михаил Саакашвили заявил, что Грузия выходит из состава Содружества Независимых Государств (СНГ). 14 августа это решение утвердил грузинский парламент — Грузия вышла из СНГ.[6]

14 августа конгрессмены США демократ А. Шварц и республиканец Б. Шустер, сопредседатели «Группы поддержки Грузии», заявили о вынесении на рассмотрение Конгресса резолюции о пересмотре Международным Олимпийским Комитетом места проведения Зимних Олимпийских игр-2014, запланированных в Сочи. «Вторжение Российской Федерации в Республику Грузия, которая является суверенной и демократической страной, накануне Летних Олимпийских игр в Пекине делает её (Россию) нежелательным хозяином для Зимних игр 2014 го[7]да». 14 августа глава Пентагона Роберт Гейтс заявил: «Если Россия не отступит от своей агрессивной позиции и действий в Грузии, американо-российские отношения могут быть сильно испорчены на годы.»[8]19 августа в газете «Газета» была опубликована статья Б. Соколова, в которой он выражал мнение, что «нынешняя российско-грузинская война при своей внешней молниеносности и успешности для России, скорее всего, в долгосрочной перспективе является военно-политическим и дипломатическим поражением Москвы.»[9] Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана сказал, что Евросоюзу придётся пересмотреть свои отношения с Россией: «Без сомнения, события последних дней заставляют нас пересмотреть свои отношения с ними, и во многом это будет зависеть от того, как они будут действовать в ближайшие часы.» [10] В тот же день Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что финансовой «большой восьмерки» не существует и она сомневается, что эта «восьмерка» когда-либо появится.» Журнал «Власть» от 25 августа резюмировал: «Конфликт в Грузии, разумеется, очень сильно повредит репутации России. Теперь никто уже не убедит европейцев в том, что Россия — надёжный партнер и поставщик энергоресурсов, и газопровод „Набукко“ в обход России Европе не нужен. Отныне они будут добиваться его постройки, чего бы это ни стоило. Зато у „Южного потока“ и „Северного потока“ наверняка появятся новые проблемы.»[11] 1 сентября 2008 года главы государств и правительств государств-членов Евросоюза приняли решение отложить переговоры по соглашению о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) с Россией.

В номере The New Times от 1 сентября политолог М. Урнов так оценивал геопололитические перспективы России после конфликта: «Россия не может обеспечить своего положения в качестве полюса биполярного мира. Теперь мы не можем даже претендовать на роль региональной державы. Мы перестали быть центром притяжения для стран, окружающих нас. Мы потеряли кредит политического доверия у стран Западной Европы и США. Мы безразличны Китаю, он смотрит на нас как на источник энергоносителей, технологий, но уж никак не на суперпартнера.»[12] В своём интервью в газете Коммерсантъ от 17 сентября 2008 года уезжающий по окончании командировки в Москве британский посол Тони Брентон так говорил о возможных санкциях со стороны ЕС против России: «<…> В течение какого-то времени не будут проводиться мероприятия в рамках G8.»[13] Согласно данным опроса, проводившегося Harris Interactive в Англии, Франции, Италии, Испании и Германии ежемесячно в течение года вплоть до сентября 2008 года, в августе, до событий в Грузии, только 4% опрошенных считали Россию наибольшей угрозой глобальной стабильности; в сентябре с 17% Россия вышла на третье место в общем списке, опередив Иран (14%) и приблизившись к Китаю (21%). Аналогичные опросы в США показали, что в начале августа Россию величайшей угрозой считали 2%, в сентябре — 13% американцев[14].Как мне кажется все приводимые мною факты говорят сами за себя, о том как относятся Западные страны к России. Я также хочу отметить, что Данные опроса ФОМ, проведённого 23 — 24 августа 2008 года видетельствовали о значительном росте шовинистических, антилиберальных и антизападных настроений в российском обществе[15].

Статус Абхазии и Южной Осетии.

14 августа 2008 года глава МИД России Сергей Лавров заявил, что «о разговорах про территориальную целостность Грузии можно позабыть, так как заставить Абхазию и Южную Осетию согласиться с насильственным возвращением в грузинское государство невозможно». Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что статус Южной Осетии и Абхазии должны определять их народы и что Россия, как гарант безопасности на Кавказе, намерена согласиться с их решением. Я считаю, что это заявление Д. Медведева говорит о нем, как о сильном руководителе.18 августа состоялось заседание президиума правительства РФ, на котором в частности было принято решение о том, что часть денег, выделяемых Россией на восстановление Южной Осетии, должна быть проведена через бюджет Северной Осетии как трансферт из федерального фонда софинансирования расходов. Как пишет газета «Коммерсантъ», такое решение фактически означает включение Южной Осетии в бюджетную систему России.[16]

21 августа народный сход Абхазии принял обращение к президенту России, Совету Федерации и Госдуме России с просьбой о признании независимости Республики Абхазия. По оценке Интерфакса, в сходе приняли участие порядка 55000 человек. 22 августа парламент Южной Осетии единогласно, без воздержавшихся, принял обращение к президенту РФ, спикерам Совета Федерации и Госдумы России с просьбой о признании независимости Южной Осетии.[154]24 августа Президент Грузии М. Саакашвили сказал, согласно сообщению газеты International Herald Tribune, что он «продолжит проводить политику объединения обоих анклавов под флагом Грузии.» 25 августа Совет Федерации России единогласно принял обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву о признании независимости Южной Осетии и Абхазии[156]; в тот же день аналогичное обращение приняла Государственная Дума России. Госдума РФ также «направила обращение парламентам государств-членов Организации Объединённых Наций и международным парламентским организациям, в котором призвала их поддержать признание независимости Республик Абхазия и Южная Осетия в качестве самостоятельных, суверенных и независимых государств.» 26 августа 2008 Президент России Дмитрий Медведев объявил о подписании указов «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признаёт и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязуется установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Комментируя свои действия в интервью Би-Би-Си, Президент России подчеркнул, что решение о признании Абхазии и Южной Осетии было вынужденным и не преследовало цели разрыва отношений с западными странами, которые поддерживают Грузию. В интервью TF-1 он заявил, что «… для Грузии … наступают новые времена, Грузия, мне кажется, должна сделать определённые выводы из того, что произошло: это серьёзный урок того, как нужно выстраивать отношения с ближайшими соседями и народами, которые когда-то входили в состав Грузии».

Решение Москвы о признании было в тот же день осуждено Канцлером Германии Ангелой Меркель, главой внешнеполитического ведомства Соединённого Королевства Дэвидом Милибандом, Госсекретарём США Кондолизой Райс, официальными лицами Франции, Чехии, Италии, Украины и другими странами, а также всеми руководителями европейских институтов — ПАСЕ, ОБСЕ, Еврокомиссии, Совета Европы.[17].

28 августа парламент Грузии на чрезвычайном заседании принял документ, которым «определяет статус грузинских территорий Абхазии и Южной Осетии» как «оккупированных территорий».

На проходившем 28 августа 2008 года саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе России, по мнению газеты «Коммерсант», от 29 августа 2008 года не удалось добиться поддержки своих действий на Кавказе со стороны государств-участников саммита: в итоговой декларации ШОС высказалась в поддержку принципа территориальной целостности государств и против применения силы в международных делах.29 августа 2008 года официальные представители Южной Осетии заявили, что Россия намерена присоединить республику к своей территории.9сентября 2008 года Москва установила дипломатические отношения с Сухуми и Цхинвали, пообещала разместить в каждой республике почти по четыре тысячи своих солдат на военных базах, а также создала фонд помощи пострадавшим в результате конфликта11 сентября Кокойты делал противоречивые заявления, которые первоначально были истолкованы как намерение ЮО войти в состав России.

 

Заключение.

Решение Москвы о признании Южной Осетии и Абхазии качественно изменило Россию, выведло ее из промежуточного «постсоветского» состояния в новое национально-государственное измерение..

«Сегодняшний выбор России… -  - есть, по сути дела, выбор модели дальнейшего существования нашей страны.

Пришло время осознать следующее.

Россия, считающая пророссийские непризнанные государства сепаратистскими движениями, нарушающими принцип "территориальной целостности" бывших республик Союза, есть продукт распада СССР.

Россия, считающая их движениями воссоединения, отказавшимися от выхода из ее имперского пространства, есть продолжатель СССР и Российской Империи.

Каждый из этих вариантов имеет свою логику и свои органические последствия в истории. Я убеждена, что, продолжая настаивать на выборе первой из них, Россия сама рискует оказаться несостоявшимся и полупризнанным государством, поскольку в ситуации динамично и непредсказуемо меняющейся мировой системы статус "бывшей союзной республики" не будет слишком убедительным основанием для сохранения столь значительного геополитического образования».

Информация о работе Последствия грузино-югоосетинского конфликта для России и перспективы независимого статуса Ю.Осетии и Абхазии