Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа
Планирование - есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей. 
         Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели.
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
    1.1 Понятие  стратегического планирования 8
    1.2 Основные  принципы разработки комплексных  программ развития  
    на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития  японской экономики с 2000 по 2011гг.                                   14 
    2.1 Японская модель экономики                                                                          14       
    2.2 Внешнеэкономическая стратегия Японии                                                    19    
3 Перспективы  развития экономики Японии                                                         27 
    3.1 Экономика Японии на современном этапе                                                   27
    3.2 Россия в японской стратегии развития                                                          32 
Заключение                                                                                                                 35
Библиографический список
СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 6
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на макроуровне 8
1.1 Понятие стратегического планирования 8
    1.2 Основные 
принципы разработки 
на макроэкономическом уровне 10
2 Анализ развития 
японской экономики с 2000 по 2011гг.                       
    2.1 Японская модель экономики                     
3 Перспективы 
развития экономики Японии     
    3.1 Экономика Японии на современном 
этапе                         
    
3.2 Россия в японской стратегии развития                      
Заключение                    
Библиографический 
список                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ 
     Курсовая 
работа содержит 38 с., 1 рисунок, 1 таблица, 
21источник 
     Понятие 
стратегического 
планирования, Внешнеэкономическая 
стратегия Японии, 
Научно-исследовательские, 
опытно- конструкторские 
и технологические работы 
     Цель 
курсовой работы: рассмотрение методов 
стратегического планирования Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
         
Планирование - есть предопределение будущего, 
построение активного образа модели желаемого 
и намечаемого в будущем состояния экономики 
при одновременном установлении путей, 
способов, средств и сроков достижения 
этих состояний и намечаемых целей. 
         
Планы всегда ориентированы на достижение 
определенных целей, на решение конкретных 
задач стоящих перед экономикой, что находит 
свое отражение в показателях плана, числовых 
параметрах фиксирующих меру, степень 
решений социально-экономических задач, 
этапы движения к конечной цели. 
          
Плановые показатели отражают также направленность 
экономических действий, промежуточные 
результаты, виды и объемы затрачиваемых 
ресурсов.  
         
Планы разрабатываются на определенный 
период, именуемый плановым периодом. 
         
План фиксирует показатели, характеризующие 
состояние системы в конце планового периода, 
определяет пути и способы достижения 
желаемых результатов и необходимые для 
этого ресурсы. Вся работа по разработке 
и составлению планов, а также их практическое 
осуществление представляют собой систему 
планирования. 
         
К планированию относятся: 
         
- общественно-политический надзор над 
экономикой и контроль через различные 
политические учреждения (правительство, 
парламент, администрация президента, 
политические партии и т.д.); 
         
- оценка состояния экономики на конкретный 
момент времени; 
         
- оценка спонтанных тенденций развития; 
         
- проецирование на будущее желаемого 
экономического уровня, а также использование 
всех необходимых средств, для достижения 
намеченных целей. 
         
Основной функцией планирования является 
формулирование курса действий над управляемой 
системой, с последующим формулированием 
комплекса мер по их реализации, что находит 
свое отражение в содержании плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Теоретические аспекты стратегического планиро-
вания на макроуровне
1.1 Понятие стратегического планирования
В общепринятом понимании планирование — это «один из методов экономического управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Основными методами планирования являются балансовый, нормативный и программно-целевой». По своему назначению и содержанию планы могут быть директивными, индикативными, стратегическими и тактическими.
Методы и содержание планов в каждом случае имеют свои особенности.
Процессы планирования развития экономики имеют свою специфику в зависимости от ряда конкретных условий: от формы государственного устройства; от заданных границ во времени и в пространстве; от характера конкретного объекта, субъекта и предмета планирования и прогнозирования; от уровня математического, технологического и иного ресурсного обеспечения.
Планирование представляет собой сложный процесс. Это связано с множественностью факторов внутренней и внешней среды и значительной степенью их неопределенности, а также с необходимостью выбора оптимального методического аппарата, с формированием целевых плановых показателей, которые должны быть конкретными и измеримыми1.
В рыночных условиях директивные планы в своем традиционном виде практически не находят применения. Методы директивного планирования трансформировались в новые формы. Примерами тому могут служить планы по закупкам товаров для государственных нужд, планы развития инфраструктуры городов, производственные планы унитарных и казенных предприятий и др.
Индикативное планирование отличается тем, что цели социально-экономического развития определены в виде конкретных параметров (индикаторов), достижение которых обеспечивается специально разработанными, преимущественно косвенными, экономическими мерами государственного воздействия на поведение участников рыночных отношений. Основными индикаторами являются:
     1) 
характеристики темпов роста, 
изменения структуры и 
     2) 
показатели динамики 
     3) 
показатели изменения 
Таким образом, индикативный план является, по существу, планом-прогнозом.
     Для 
составления индикативного 
Наиболее сложным является формирование долгосрочных планов, что обусловлено значительной ролью факторов неопределенности. В долгосрочных планах трудно определить точные числовые индикаторы на отдаленную перспективу.
Стратегическое планирование должно состоять в определении долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов2.
1.2 Основные принципы разработки комплексных программ разви-
тия на макроэкономическом уровне
В практике планирования важнейшей предпосылкой качественного выполнения этих работ является использование научно обоснованной методологии. Последняя включает вопросы методики формирования целей и приоритетных задач развития экономики, определение принципиальных требований, которым должен отвечать процесс планирования.
Вопрос о принципах планирования относится к числу основных при формировании методологии планирования. В научных трудах, затрагивающих вопросы государственного планирования, этому вопросу всегда уделяется внимание, но рассматривается он с разной полнотой его охвата и степенью детализации. Комплекс принципов планирования, рассматриваемых в научных публикациях, может быть изложен в виде следующего перечня.
1. Научность - означает научную объективность и достоверность; применение методов, отвечающих целям исследования; правильность выбранной методологии.
2. Целенаправленность - обоснование приоритетных направлений социально-экономического развития и стратегического выбора; формирование комплекса стратегических целей развития; определение приоритетных функций видов деятельности.
3. Социальность - при формировании стратегических целей и механизмов их реализации приоритетными являются решения, обеспечивающие повышение качества жизни и защиту интересов населения.
4. Комплексность - означает необходимость рассмотрения всех элементов планирования во взаимосвязи; рассмотрение всех факторов и социально-экономических характеристик в их целостности; на представительные и исполнительные органы управления ложится вся полнота ответственности за разработку и осуществление комплексного развития; реализация принципов комплексности неразрывно связана с соблюдением принципов иерархичности.
5. Системность - означает, что системный подход является одним из методов стратегического планирования, который обеспечивает соблюдение требований устойчивости, динамичности, гибкости, структурной сбалансированности. Стратегическое социально-экономическое планирование является подсистемой системы управления государством, регионом, муниципальным образованием. При разработке плана необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, все предпосылки и ограничения в условиях социально-экономического развития, взаимозависимости в развитии стран мира и регионов страны. Также существует необходимость рассмотрения сложной социально-экономической системы, состоящей из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов) различного иерархического уровня. Принцип системности тесно связан с принципом комплексности3.
6. Адаптивность - возможность при планировании и формировании стратегического выбора учитывать происходящие изменения внешней среды путем гибкой корректировки целей, приоритетов и способов их реализации, модификации механизмов обратных связей.
7. Вариантность - означает, что при разработке концепции и при прогнозировании развития социально-экономических систем необходима вариантная проработка, вытекающая из реально существующей ситуации и предполагаемых изменений внутренних и внешних условий развития системы на перспективу; в каждом варианте должны быть согласованы оценки условий, цели развития и механизмы их достижения; в конечном итоге отбирается наилучший из всех возможных вариантов развития.
8. Эффективность - понимается как необходимость доказательства того, что сформированный набор целей экономического развития, приоритетных функций, намеченных путей реализации плана обеспечит наилучший результат при наименьших затратах.
9. Минимизация риска - означает, что при формировании плана должны быть оценены различные риски в будущем, необходимо прогнозирование рисков и их учет при сравнительном анализе вариантов плана, при принятии решения о конечном выборе варианта плана.
10. Баланс интересов - это многозначное понятие, предполагающее нахождение консенсуса между властными структурами, властью и бизнесом, профессиональными и общественными группами населения по вопросам о выборе приоритетных стратегических целей и механизмов их практической реализации, обеспечение согласованности и непротиворечивости федеральных, региональных и местных интересов.
11. Легитимность - это обязательность рассмотрения и принятия разработанных проектов концепций, программ, планов социально-экономического развития органами представительной власти соответствующего уровня государственного управления.
12. Демократичность - означает гласность и открытость хода и результата работ по формированию концепций, программ, планов с привлечением научной общественности и населения к рассмотрению и экспертизе проектов документов. Принцип демократичности тесно связан с принципами легитимности и баланса интересов.
13. Профессионализм - обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методологической и информационной базы, организацией независимой экспертизы с привлечением к разработке профессионалов, специализирующихся по соответствующей проблематике.
14. Принцип «первого руководителя» - означает участие в ходе работ или их оценке «первых лиц» соответствующего уровня государственного управления. Вопросы сравнительной оценки стратегических альтернатив и окончательного выбора являются прерогативой высших руководителей соответствующих органов управления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты социально - экономического развития отрасли, региона, страны4.
     15. 
Принцип инновационности - означает использование 
в процессе планирования технологических 
инноваций, особенно современных информационных 
технологий; создание эффективных организационных 
форм выполнения работ; обоснование и 
обеспечение механизмов экономического 
взаимодействия между заинтересованными 
субъектами управления и хозяйствования; 
обеспечение нормативной базы планирования, 
отвечающей международным стандартам; 
научные инновации, основанные на результатах 
фундаментальных и прикладных исследований 
в области проблем стратегического планирования 
и социально-экономического развития5.