Особенности рынка транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 22:45, доклад

Описание

Рыночные отношения все в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические законы рынка, он должен с учетом собственной специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Работа состоит из  1 файл

рынок транспортных услуг.docx

— 26.77 Кб (Скачать документ)

Особенности рынка  транспортных услуг

Рыночные отношения все  в большей мере получают развитие во всех отраслях экономики нашей  страны. Транспорт, являясь полноправным субъектом рынка, должен адекватно  вписываться в эти отношения. Соблюдая общие объективные экономические  законы рынка, он должен с учетом собственной  специфики обеспечивать нормальное функционирование свободного экономического пространства государства и достаточную  рентабельность транспортных предприятий, фирм и других объединений.

Рынок представляет собой совокупность актов купли и продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), на основе спроса и предложения путем товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь. Таким образом, транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение товаров и услуг). С другой - сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т.е. образует транспортный рынок.

Продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат - доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта, имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими качественными особенностями, т. е. чтобы ее успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств для клиентов.

Обеспечение всего этого  требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определенную стоимость (потребительную и меновую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления. Однако цена транспортной продукции на рынке, как и всякий товар, должна определяться спросом  и предложением с учетом общественно  необходимых затрат труда и потребительских  свойств перевозок. Пока цены транспортной продукции (транспортные тарифы) регулируются государством, и поэтому транспорт  имеет определенные ограничения  в конкуренции рыночных структур.

Таким образом, особенностями  рынка транспортных услуг являются:

  • невещественный характер транспортной продукции, как и всякой услуги (невозможность накопить «про запас», совпадение процессов производства и реализации и т. п.);
  • пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их не взаимозаменяемость, что ограничивает внутриотраслевую (на одном виде транспорта) конкуренцию;
  • всеобщность и массовость транспортного рынка в обществе, его монополизм;
  • роль железнодорожного транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от его универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности, стоимости, удобства и безопасности перевозок. Эти показатели характеризуют объем и качество предложений транспортных услуг;
  • спрос же на них по грузовым перевозкам формируют общественно необходимые потребности в материальном обмене. Соотношение спроса и предложения на транспортные услуги по видам транспорта определяет уровень участия каждого из них в работе транспортной системы и одновременно является стимулом их развития.

Важным принципом современного рынка является ориентация на конечный результат. В этом свете главное  не экономия затрат, а оказание услуги наивысшего качества, соответствующего требованиям и (или) желаниям потребителя. Такое качество, как правило, требует  увеличения затрат. Однако в связи  с ростом спроса на такие услуги, увеличением количества продаж (тем  более и с несколько большей  ценой), прибыль производителя может  даже возрасти, потребитель получит  более долговечный качественный товар (экономя, таким образом на частоте покупок) или наиболее полную и желанную услугу.

Интегрированный маркетинг предусматривает необходимость производить не то, что вы хотите произвести, а то, в чем нуждаются потребители. При этом надо изучать конечные потребительские цели, запросы. Часто железнодорожники думают, что клиентам нужны вагоны, а на самом деле им (потребителям) нужна доставленная продукция, которую они могут перевезти либо другим видом транспорта, либо вообще заменить другим видом сырья, топлива или оборудования. Сегодня в развитых странах интегрированный маркетинг побуждает не столько конкуренцию, сколько кооперацию (так называемый, стратегический альянс). Вместо конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом более выгодно для обоих перевозчиков и клиентов их интеграция, сотрудничество в целях наилучшего транспортного обслуживания грузовладельцев «от двери до двери» и «точно в срок». Именно в таком направлении и должен развиваться интегрированный маркетинг на транспорте.

Транспорт, выполняя как бы роль некоего посредника (вместе с  оптовыми и розничными продавцами, дилерами, дистрибьюторами), оказывает  влияние на эффективность каналов  распределения и сбыта продукции. При этом от того, какой канал  продвижения своей продукции  выберет фирма, в значительной степени  зависит и выбор транспорта, объем  его работы.

Рынок, как механизм, объединяющий покупателей (предъявителей спроса - клиентов) и продавцов (поставщиков) транспортных услуг имеет свою специфику  и принимает разнообразные формы. Функционирование конкурентных рынков, которые предполагают большое число  независимо действующих предприятий, заинтересованных в перевозках, оказывает  непосредственное влияние на работу транспорта.

Вопросов и задач, решаемых на предприятии, много:

  • дополнительные услуги по страхованию наиболее дорогостоящих перевозок, особенно в течение первого года после ввода новых технологий;
  • упрощение порядка предъявления клиентурой заявок на основе договоров;
  • информационная деятельность;
  • оказание услуг по прибытии грузов, а также услуг во всех случаях, когда у клиента возникли затруднения с погрузкой и выгрузкой по традиционной или новой технологии и т.д.

В целом по стране отсутствия спроса на перевозки, как правило, не бывает, так как этот спрос - это  естественная потребность людей  и общества. Транспорт - это «кровеносные сосуды» производственно-экономических  систем, и без него они функционировать  не могут. Однако на отдельных видах  транспорта и в отдельных регионах такое состояние вполне возможно. Скажем, желание грузовладельцев  использовать автотранспорт для  гарантированной доставки на дальние  расстояния комплектующих изделий  и другой продукции вместо железных дорог. Другой пример - снижение поездок  пассажиров в дальнем сообщении (падающий спрос) в связи с резким удорожанием стоимости билетов. Нерегулярный спрос на перевозки  часто вызывается неритмичной работой  некоторых предприятий, сезонностью  производства и потребления некоторых  видов продукции и т.п. В ряде случаев допускается чрезмерный или нерациональный спрос на перевозки, например за счет возникновения встречных, излишне повторных, чрезмерно дальних  и других нерациональных перевозок.

Для организации нормальной работы транспорта очень важно знать  предстоящие размеры спроса на перевозки  грузов, т.е., соразмерив спрос с имеющимися ресурсами, разработать планы перевозок  на различные сроки действия: на перспективу, текущий и краткосрочный  периоды. В них с различной  степенью детализации должны быть установлены  предстоящие объемы перевозок и  размеры транспортной работы, а также  основные грузопотоки и густота  перевозок по направлениям транспортной сети. Очень важно установить структуру  предстоящих перевозок по родам  грузов, особенно массовых.

Основная особенность  международных перевозок - их конкурентный характер. Чтобы повысить конкурентоспособность в области грузовых перевозок, необходимо усовершенствовать тарифную систему, а именно держать тарифы стабильными, снижая затраты на перевозку. Для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и не потерять клиентов, фирма должна совершенствовать свою тарифную систему.

Таким образом, перевозчику  выгодно сочетать на таком длинном  расстоянии железнодорожный и автомобильный  транспорт, то есть компании «ЕАТК» необходимо развивать современные виды бимодальных  перевозок, главной целью использования  которых является снижение затрат на перевозку грузов и повышение  конкурентоспособности ООО «ЕАТК» на рынке грузоперевозок.

Несмотря на то, что автомобильный  транспорт является наиболее распространенным и массовым видом транспорта, в  России на долю автомобильных перевозок  приходится существенно меньшая  часть в общем объеме грузоперевозок. Железные дороги является основной артерией движения грузопотоков на дальние и  средние расстояния. Доставка грузов железнодорожным транспортом является сегодня одним из самых удобных  способов перевозки без риска  потери сохранности груза.

Глава 7. Мировой рынок транспортных услуг

Как уже отмечалось, продукцией транспорта является перемещение, то есть изменение пространственного положения  грузов или пассажиров. Исторически  для обозначения продукции транспорта используется термин “перевозки”.

Под мировым рынком транспортных услуг понимается рынок транспортной продукции, или рынок услуг по международным перевозкам грузов. На этом рынке, с одной стороны, выступают  покупатели-грузоотправители, а с  другой – продавцы-перевозчики. Особенность транспортного рынка состоит в том, что первые (грузоотправители и грузополучатели) прежде всего выступают как продавцы и покупатели товаров, а перевозчики – тем промежуточным звеном, без которого сама сделка купли-продажи не может быть осуществлена. Поэтому мировая коммерческая практика давно уже признала равнозначность перевозки товаров (более точно, даже не перевозки, а сдачи груза к перевозке) его поставке покупателю.

Такой двойственный характер транспортного рынка, когда, с одной  стороны, он является просто рынком – поставщиком транспортной продукции как таковой, а с другой – рынком, материализующим сделку купли-продажи, определяет его принципиальное влияние на развитие внешней торговли и мирохозяйственные связи в целом.

Для того чтобы представить  всю сложность и многообразие мирового транспортного рынка, необходимо более подробно рассмотреть такие  понятия, как транспортный фактор, особенности  функционирования различных транспортных рынков и критерии выбора различных  видов транспорта.

7.1. Транспортный фактор

До заключения контракта  купли-продажи необходимо учесть транспортный фактор и выяснить мировые цены на транспортировку экспортно-импортной  продукции. Этот фактор характеризует  уровень общественно необходимых  затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, при этом оцениваются  эффективность и качественная характеристика транспортного обслуживания на всем маршруте. В международном товарообмене характеристики можно разделить  на количественные и качественные. К количественным относятся: география перевозок, транспортные характеристики товаров, состояние экономики, технология перегрузки и др. К качественным – скорость доставки товара, сохранность перевозимого груза, регулярность курсирования транспорта, эксплуатационная надежность и др.

Транспортный фактор имеет  существенное влияние при установлении цены на товар. Прежде всего, это учет транспортной составляющей в цене товара исходя из географического расположения партнеров по отношению друг к другу и центрам международной торговли, а также установление экономически обоснованных тарифов на перевозку грузов, отражающих представительный уровень мировых цен в транспортной сфере.

При этом могут действовать  два принципа учета в ценах  взаимного расположения производителей и потребителей: принцип взаимной выгоды, когда выгоды или невыгоды расположения относительно центров  мировой торговли могут делиться между партнерами поровну, и конкурентный принцип, когда производят деление  выгод и невыгод местоположения на мировом рынке в зависимости  от конкуренции или соотношения  между спросом и предложением на товар. При превышении спроса основная нагрузка транспортных расходов ложится на покупателя и наоборот. Заметим, что конкурентный принцип для мировой торговли является наиболее распространенным и характерным.

Следует учитывать и еще  один принцип, действующий на мировом  рынке, для определения транспортной составляющей в экспортных и импортных  ценах, согласно которому транспортные расходы на территории поставщика или  покупателя не оказывают влияния  на соответствующие экспортные и  импортные цены. Мировые цены в  международной практике определяются на условиях “франко-граница” страны продавца или покупателя.

Расходы по транспортировке  могут быть довольно значительны. Потому-то и необходимо еще до подписания контракта  рассчитать возможные затраты по всем звеньям транспортных операций по перемещению товара. Решающую роль в ценовой конкуренции товаров играют суммарные расходы покупателя до момента доставки товара к месту назначения, так называемая “цена потребления”. Именно этот стоимостный показатель учитывается при ведении конкурентной борьбы, то есть в каждом конкретном случае продавец просчитывает, во что обойдется покупателю закупка его товара или товаров его конкурентов при условии идентичности товаров по потребительским свойствам. Эта проблема очень актуальна в организации доставки товаров и получила название международного товародвижения.

Экономическая эффективность  канала товародвижения (Этв) может быть выражена следующим образом:

Этв=(F-Rтв): Rтв,

где   F – доход от продажи товаров; Rтв – издержки товародвижения.

В качестве варьируемых слагаемых  по перемещению товарной массы для  определения оптимального варианта товародвижения обычно рассматриваются: транспортная схема доставки, перевозка  транзитом или накопление складских  запасов в промежуточных пунктах, использование различных видов  транспорта и т.д.

С помощью критерия эффективности  по показателю транспортных издержек можно обосновать наиболее выгодные страны или регионы, а также порты  и пограничные пункты для импортно-экспортных поставок при различных рыночных ценах как на товары, так и на транспортные услуги. Определившись с оптимальной схемой товародвижения, та сторона контракта, которая обязуется обеспечить перевозку товара, выходит на рынок транспортных услуг.

Информация о работе Особенности рынка транспортных услуг