Особенности интеграционных процессов в СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание

Одной из тенденций развития современной глобальной экономики является формирование региональных экономических образований. Наиболее известные из них - Европейское сообщество и НАФТА. Страны СНГ объединяет не только геополитическое положение, но и длительное существование в одном государстве с жесткими хозяйственно-экономическими связями.

Целью моей работы является рассмотрение особенностей интеграционных процессов в СНГ. Таким образом, передо мной стояли следующие задачи: раскрыть как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на интеграцию стран-участниц СНГ, современное состояние этих государств, а также перспективы их дальнейшего совместного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....3

1. Содружество независимых государств…………………………………….4

1.1 Распад СССР………………………………………………………………..4

1.2 Факторы, влияющие на интеграцию бывших советских республик……5

1.3 Сложности интеграционного процесса…………………………………...6

2. Торгово-экономические отношения стран-участников СНГ …………….9

2.1 Взаимная торговля………………………………………………………...10

2.2 Торговля со странами дальнего зарубежья……………………………...14

2.3 Инвестиции………………………………………………………………..17

3. Трудовая миграция населения……………………………………………..20

4. Причины недостаточного прогресса в экономической интеграции в рамках СНГ……………………………………………………………………24

5. Перспективы СНГ………………………………………………………….28

5.1 Общие тенденции…………………………………………………………28

5.2 Создание единого экономического пространства………………………31

Заключение……………………………………………………………..34

Библиография…………………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

МЭ СНГ.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

     Расширение  товарооборота между государствами  – участниками СНГ сдерживает низкая конкурентоспособность потребительских  товаров национального происхождения, их неудовлетворительное качество и  спектр потребительских свойств. Вследствие этого наполнение рынков государств Содружества потребительскими товарами имеет ярко выраженную импортную направленность. Основные товары, импортируемые государствами – участниками СНГ из других стран мира – продовольствие, медикаменты, одежда и обувь, бытовая техника.

2.3 Инвестиции

     Как известно, российский капитал уходит преимущественно в западные страны. С начала столетия российские компании, особенно крупные, стали проявлять  больший интерес к инвестициям  в странах СНГ. «По данным ежегодного доклада ООН о мировых инвестициях 2005 года, суммарный приток прямых иностранных инвестиций в Юго-Восточную Европу и государства – участники СНГ составил 40 млрд. долларов и оставался на довольно низком уровне (общемировой приток прямых иностранных инвестиций составил, по оценке, 916 млрд. долларов). Лидерами по привлечению инвестиций среди государств – участников СНГ стали Россия и Украина. Далее со значительным отрывом следовали Казахстан, Азербайджан, Грузия и Беларусь». [9]

     Недостаточные темпы инвестирования побуждают государства Содружества определять наиболее приоритетные сферы вложения капитала. Так, Кыргызстан заинтересован в инвестициях в электроэнергетику, гидростроение, горнорудную промышленность, аграрный сектор, Казахстан – в нефте- и газодобычу, обрабатывающую промышленность, транспорт и связь, Таджикистан – в строительство гидроэлектростанций, алюминиевую промышленность, водно-хозяйственную деятельность, Беларусь - в область высоких технологий, в частности, в развитие микроэлектроники, компьютерных технологий, машиностроения.

     Одним из перспективных направлений инвестиционной деятельности является реализация совместных инвестиционных проектов, создание предприятий  с иностранными инвестициями, углубление производственной кооперации. Особенно эффективно взаимодействие государств Содружества в освоении и использовании топливно-энергетических ресурсов. Реализуются проекты создания российским ОАО “Газпром” совместных предприятий в нефтегазовой отрасли Таджикистана и Кыргызстана, деятельность которых будет направлена на поиск и разработку месторождений углеводородов, российско-казахстанского предприятия по переработке газа, российско-узбекского предприятия по производству сжиженного газа, российско-белорусского газотранспортного предприятия.

     Важным  этапом сотрудничества в атомной  сфере между Казахстаном и  Россией является совместное строительство  реакторов малой и средней мощности и их продвижение на рынки третьих стран.

     Рассматривается возможность использования свободных  мощностей украинских электростанций для ликвидации российского дефицита электроэнергии (в настоящее время  в Украине порядка 5 млн. кВт свободных простаивающих мощностей), а также строительства российским ЗАО “Атомстройэкспорт” АЭС в Беларуси. Реализация проекта позволит Беларуси снизить зависимость от импорта энергоносителей на 24%. [1, с. 97] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Трудовая миграция населения

     Одним из направлений ускорения экономической  интеграции государств - участников СНГ  является формирование общего рынка  труда. «В настоящее время трудовой потенциал Содружества (занятые и безработные) оценивается в 130 млн. человек. По отношению ко всему населению это составляет около 50%, что соответствует уровню экономической активности в таких странах, как Великобритания, Германия, США, Канада, Япония». [8]         

     Больших масштабов достигла трудовая миграция между странами Содружества, особенно в Россию.  Главные источники миграции – Украина, Азербайджан, Таджикистан, Молдова Грузия, Армения,  Казахстан.  Для этих стран переводы их резидентов, работающих в России, являются очень важным источником поступления иностранной валюты и материальной поддержки их семей. По мере развития российской экономики и, учитывая крайне неблагоприятную демографическую ситуацию в России, можно ожидать дальнейшего повышения роли этого существенного интеграционного фактора в СНГ.

     Эффективность использования трудового потенциала предполагает рациональное управление движением рабочей силы между странами в интересах национальной экономики. Особую актуальность в этой связи приобретает контроль за рациональным регулированием миграционных потоков.

     С одной стороны, трудовая миграция способствует притоку рабочей силы и капитала. «Например, на территорию России ежегодно въезжает более 20 млн. мигрантов, преимущественно из государств Содружества определенная стабилизация в реальном секторе, наращивание взаимных торговых операций во многих государствах – участниках СНГ позволяют говорить о сохраняющихся положительных тенденциях экономического развития Содружества». [8]

     Трудовые  мигранты обеспечивают приток денежных средств в свои государства, существенно  влияющих на снижение уровня бедности, рост внутреннего товарооборота, расширение сферы услуг. «Приток частных денежных трансфертов из России в Армению в 2005 году составил 81% их общего объема или более 380 млн. долларов. Ежегодный приток в Кыргызскую Республику средств от деятельности трудовых мигрантов за рубежом составляет примерно от 500 до 700 млн. долларов. Эта сумма значительно превышает объем помощи, получаемой республикой от различных международных организаций. Только за первое полугодие 2006 года денежные поступления от трудовых мигрантов в Молдову выросли более чем на 18% и достигли 357,5 млн. долларов. Доля денежных переводов физических лиц из России в Грузию в 2006 году, по оценке, составит около 4% ВВП Грузии».[5, с. 203]

     С другой стороны, трудовая миграция, все  больше принимающая нелегальный характер, негативно влияет на криминогенную и эпидемиологическую обстановку, провоцирует обострение конфликтов на этнической почве. На сегодняшний день незаконная миграция превратилась для государств Содружества в серьезную проблему.

     По различным оценкам, в России в настоящее время находится от 8 до  12 млн. трудовых мигрантов. При этом официально зарегистрированных мигрантов в России всего 705 тысяч. За нарушение российского миграционного законодательства к административной ответственности были привлечены более 1,5 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Более 70 тыс. нарушителей миграционного законодательства по судебным решениям выдворены за пределы страны. За первое полугодие текущего года на территорию России въехало более 79 тыс. граждан Грузии, из них лишь 20 тыс. официально прошли регистрацию через Федеральную миграционную службу. Согласно оценкам миграционной полиции Казахстана в стране находится 200 – 300 тыс. незаконных трудовых мигрантов из стран СНГ. Из более 1 млн. граждан Беларуси, которые нелегально трудятся за пределами республики, от 150 до 300 тыс. человек работают на территории России, в то время как в России официально зарегистрировано не более 3 тыс. мигрантов из Беларуси. От 300 до 500 тысяч мигрантов из Кыргызстана работают в России и примерно 50 тыс. в Казахстане, причем большинство киргизских трудовых мигрантов находятся в соседних странах на нелегальном положении. [8]

     Высокий уровень миграционного оттока в  отдельных государствах Содружества  вызывает дефицит рабочей силы и разрушает демографический баланс. По оценке, к концу 2006 года число трудовых мигрантов из Молдовы достигнет 30% общей численности рабочей силы в республике. Около 70% трудоспособного населения южных регионов Кыргызской Республики регулярно выезжают на заработки в Россию и Казахстан. В результате некоторые районы практически остались без трудоспособного населения. Такой уровень миграции может стать причиной разрушения генофонда нации, так как большинство трудовых мигрантов - мужчины репродуктивного возраста от 19 до 45 лет.

     Сложившаяся ситуация с нелегальными мигрантами, отсутствие единых финансово-экономических  рычагов для контроля и регулирования  перемещения рабочей силы определили необходимость объединения усилий государств Содружества в решении этой проблемы. «В этих целях разработана программа сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2006 – 2008 годы, принятая Советом глав государств Содружества в 2005 году (г. Казань)». [8]

     Помимо  этого в России планируется разработать концепцию селективной трудовой миграции, которая будет предусматривать выделение квот на рабочих тех или иных специальностей, в том числе из государств - участников СНГ. После произведения общей оценки потребностей России в трудовых мигрантах в зависимости от их квалификации и специальностей будет определен уровень трудовой миграции, признанный необходимым как российской стороной, так и теми странами, которые видят потребность в трудовой миграции.

     Помимо  трудовой миграции ожидается отток русскоязычного населения из государств – участников СНГ в связи с реализацией Указа Президента России “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Причины недостаточного  прогресса  в экономической интеграции в рамках СНГ

     Предполагалось, что создание крепкого экономического объединения СНГ станет неотъемлемой частью мировой хозяйственной инфраструктуры XXI в. «Промышленный потенциал государств СНГ составляет примерно 10% мирового, запасы основных видов природных ресурсов - около 25, экспортный потенциал - 4.5%. Транспортно-коммуникационные системы (железные дороги, аэродромы, включая военные, морские и речные порты, трубопроводный транспорт) государств СНГ достаточно развиты. В СССР железные дороги перевозили половину всех грузов и четверть пассажиров общемирового объема. По оценкам Мирового банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем СНГ мог бы составить 100 млрд. долл.». [1, с. 95]

  Резкое  сокращение хозяйственных связей между государствами СНГ и трансформационные процессы в экономике привели к падению производства, инвестиций, потребительского спроса, вытеснению отечественных товаров с их внутренних рынков. По имеющимся оценкам, примерно половина спада производства в 1991-1995 гг. обусловлена именно сокращением внутреннего товарооборота между странами СНГ. Такие тенденции не отвечают коренным интересам ни одного из государств СНГ.

     Тем не менее большинство оценок результатов деятельности СНГ - сдержанные, а чаще даже отрицательные. Это частично объясняется завышенными ожиданиями при создании СНГ, которые в дальнейшем не оправдались.

     Причины недостаточного прогресса  в экономической интеграции в рамках СНГ сейчас следующие:

     - сдерживающее влияние на интеграцию  в СНГ оказало кризисное состояние  экономики стран-членов в течение  большей части 90-х годов. Это  уменьшало ресурсы, которые могли  бы быть использованы во внешнеэкономической  деятельности. Экономический рост, начавшийся практически во всех бывших советских республиках с конца 90-х годов, пока недостаточно способствует оживлению  взаимных экономических связей и повышению заинтересованности в активизации интеграционных процессов;

     - другой причиной можно считать  незавершенность в формировании рыночного механизма в странах СНГ, особенно в первой половине 90-х годов, а также различия в характере системных преобразований в государствах Содружества. Однако с конца 90-х годов во всех этих странах уже был заложен фундамент рыночного хозяйства, и развитие экономики и внешнеэкономических связей начало осуществляться на новой основе. Тем не менее в функционировании внешнеэкономического механизма в странах СНГ еще сохранилось немало проблем, препятствующих развитию взаимных экономических связей;

     - существенными препятствиями  интеграции в рамках СНГ  являются большие различия в уровне экономического развития между членами организации, однотипность их экспорта и недостаточная конкурентоспособность  обрабатывающей промышленности, что мешает более глубокому взаимному разделению труда. [1,c. 96]

     Как  важный негативный фактор следует упомянуть и отсутствие согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий и  недостаток политической воли для достижения прогресса. Во многом это следствие общей причины – отсутствия в СНГ четкой концепции интеграции, а также недостаточной ясности перспектив внешнеполитического и внешнеэкономического развития самих государств Содружества.

     В странах СНГ нет единой правовой системы. Отсутствие юридической обязательности и рекомендательный характер разрабатываемых Межпарламентской ассамблеей документов позволяют использовать модельные законы без опасений ущемить национальный суверенитет. Кроме того, конституции России и других государств-участников СНГ ничего не говорят о Содружестве. По мнению ряда экспертов, СНГ как международная организация не имеет ясной легитимной основы. Отсутствие четкости в вопросе о том, какое право должно развиваться в первую очередь - международное или конституционное, также не способствует формированию непротиворечивой правовой системы.

Информация о работе Особенности интеграционных процессов в СНГ