Офшорные зоны как вид СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:12, реферат

Описание

Офшорная зона – понятие, не имеющее единственного аналога. Этим емким словосочетанием на русский переводится множество терминов: офшорный центр, налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай и т. д., которые все вместе объединены в понятие "офшорная юрисдикция". Это юрисдикция, в которой законодательно определены статус офшорных фирм и соответствующие законодательные нормы.
Офшорные зоны являются разновидностью Свободных Экономических Зон (СЭЗ), которых по разным оценкам насчитывается в мире от нескольких сотен до двух тысяч. Согласно Киотской конвенции 1973 г. СЭЗ – часть территории страны, на которой действует принцип "таможенной экстерриториальности", т. е. товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории.

Работа состоит из  1 файл

офщорные зоны как вид СЭЗ.doc

— 51.50 Кб (Скачать документ)

1.3 Офшорные зоны как  вид СЭЗ

Офшор (от английского offshore – "вне  берега", "вне границ") – это  один из самых известных и эффективных  методов налогового планирования. Основой  этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью  освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам.

Термин "офшор" впервые появился в  одной из газет на восточном побережье  США в конце 50-х гг. XX века. Речь шла о финансовой организации, переместившей  свою деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, происхождение термина "офшор" не юридическое, а экономико-географическое.

Офшорная  зона – понятие, не имеющее единственного  аналога. Этим емким словосочетанием на русский переводится множество терминов: офшорный центр, налоговая гавань, корпоративная гавань, налоговый рай и т. д., которые все вместе объединены в понятие "офшорная юрисдикция". Это юрисдикция, в которой законодательно определены статус офшорных фирм и соответствующие законодательные нормы.

Офшорные  зоны являются разновидностью Свободных  Экономических Зон (СЭЗ), которых  по разным оценкам насчитывается  в мире от нескольких сотен до двух тысяч. Согласно Киотской конвенции 1973 г. СЭЗ – часть территории страны, на которой действует принцип "таможенной экстерриториальности", т. е. товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории.

Офшорная  компания – это компания, которая  не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний – нерезиденты этих стран. Это требование стран, где разрешена регистрация таких компаний. Как правило, в этих странах очень низкое или вообще никакого налогообложения офшорных компаний (лишь только фиксированный ежегодный сбор).

Офшорные  компании используются как для нелегального, так и для легального ведения  бизнеса. Нелегальный бизнес использует офшоры для отмывания денег, для  сокрытия доходов, полученных от криминальных видов бизнеса. Легальный бизнес иногда также использует офшоры для незаконных операций по сокрытию доходов и уклонения от налогов. Однако чаще – для построения легальных налоговых схем. Они позволяют существенно и, что самое главное, на законной основе, снизить налоговые платежи.

Движущая  сила развития офшоров – противоречия между государством и гражданами. Государство стремится к полному  контролю над экономической ситуацией, а граждане не желают быть подконтрольными  и пытаются минимизировать налоговое  бремя, ложащееся на них.

Росту популярности офшорных зон способствует институт "Соглашений об избежании  двойного налогообложения", который  позволяет гражданам стран, подписавших  такие двусторонние договоры, платить  налоги лишь в той стране, в которой  образуются доходы.

Так, привлекательность в качестве офшорных зон маленьких островных территорий, бывших колониальных владений Великобритании, объясняется тем, что на них распространяются Соглашения, заключенные когда-то их метрополией. СССР заключила свои Соглашения с популярными теперь в нашей стране офшорными юрисдикциями еще в 80-х гг.: с Кипром – в 1982 г., со Швейцарией – в 1986 г.

Существует  две модели Соглашений об избежании  двойного налогообложения: модель ОЭСР и модель ООН. В первой модели заложен  принцип резидентности и предусматриваются низкие ставки на репатриацию прибыли, доход облагается налогом по месту резидентности. Альтернативная модель ООН использует принцип территориальности: доходы облагаются в той стране, где извлекаются, а ставки на репатриацию прибыли высоки. Именно использование страной первой модели при заключении Соглашений в дальнейшем позволяет ее гражданам использовать офшоры.

Развитие  офшорных зон как частей территорий с особым способом хозяйствования, благоприятных в налоговом отношении, всегда сопутствовало развитию торговли и предпринимательства. Финикийские и греческие купцы пытались избежать импортно-экспортных сборов, которые взимали Афины. Столица Первого Афинского морского союза – остров Делос – был центром свободной торговли. Соседние с материком острова представляли собой убежища для безналоговой торговли

Английские  купцы в XV в. предпочитали продавать  свою шерсть во Фландрии – процветающем международном коммерческом центре, а не на родине с ее высокими уже  тогда пошлинами и налогами. В  качестве прототипов офшорных зон выступали также города Ливорно и Триест (XVII в.), а также город Шибеник.

Развитие  офшорного бизнеса было также  связано с бурным ростом мореплавания. Британские моряки для прорыва морских  блокад, эмбарго и запретов поднимали  на своих кораблях флаги других стран, чтобы благополучно войти в запретные порты назначения.

Затем выгоды смены флага были оценены  во времена "сухого закона" в США  и многочисленных ограничений в  европейском мореплавании между  двумя мировыми войнами. В 1925 г. Панама первой среди многочисленных стран "удобного флага" ввела льготный режим приписки судов и налогообложения фрахтовых операций в открытом море. Ее примеру в 1948 г. последовала Либерия, а позднее и многие другие страны.

Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющуюся центром обмена денег. В XVIII в. Городской Совет Женевы принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского Совета.

США имеют историю уклонения от уплаты налогов еще с XVIII в. Для уклонения  от импортного налога, налагаемого  Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку. В XVIII в. появились зоны свободной торговли в Гибралтаре и Бангкоке.

В Европе первым историческим прецедентом  офшорной зоны был город Кампионе, спонтанно ставший таковым после отказа Швейцарии и Италии от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом. Город и сейчас представляет собой итальянский анклав на территории Швейцарии. Его иногда называют даже итальянским Монако.

В 30-е гг. XX в. возникли офшорные юрисдикции на территории Люксембурга и Нидерландских Антильских островов.

Свою роль в развитии офшорных зон  сыграла необходимость "отмывания" денег, "запачканных" во время  Второй мировой войны. Многие большие  корпорации, занимавшиеся во время  войны махинациями в области финансирования разведывательных, карательных и прочих операций, были вынуждены скрывать свои доходы. Те капиталы, которые, так или иначе, выступали на стороне Гитлера, также не исчезли, а наоборот, приумножались и были вынуждены легализовываться.

После окончания войны многие правительства  стали пересматривать свое налоговое  законодательство в сторону увеличения налогового бремени. Естественно, что  многие промышленные гиганты не были готовы отдавать ощутимую долю своей  прибыли.

В 60-х гг. XX в. к ним прибавились английские налогоплательщики, которые стремились минимизировать свои налоговые платежи, доходившие до 80-90% от доходов. Так получили толчок в развитии множество бывших английских колоний или до сих пор зависимых территорий. Путем негласных договоренностей законодательство этих стран было приведено к максимальной либерализации налогового бремени и валютного контроля. В эти страны были инвестированы немалые капиталы, например в средства телекоммуникаций и т. п.

Рост транснациональных корпораций (ТНК) и развитие международных рынков ссудных и производительных капиталов, а также научно-технический прогресс сыграли в развитии офшорного бизнеса решающую роль. В свое время британский Foreign Office даже специально рекомендовал островам Тюрке и Кайкос превратиться в налоговый рай, чтобы привлечь иностранный капитал и обеспечить себе быстрый экономический рост.

Даже развитие холодной войны сыграло  на руку этому бизнесу. Для создания военных баз требовались как  раз территории Карибского и Тихоокеанского бассейнов. Так была автоматически решена задача охраны офшорных зон, в которых со временем скапливалось огромное количество коммерчески значимой информации.

Бум в создании офшорных центров  начался в 70-х гг. XX в. А уже к  середине прошлого десятилетия во всём мире существовало около 65 офшорных центров. В Южной Америке было зарегистрировано 19 центров, в Европе – 17, в Азии – 12, в Океании – 7, в Северной Америке – 5, в Африке – 4, в Австралии – 1 центр. Около 70% всех офшорных центров создано в развивающихся странах и регионах, остальные – в промышленно развитых государствах.

Офшорные юрисдикции можно подразделить на три вида: стопроцентные офшорные зоны, страны со льготным налогообложением и административно-территориальные  образования.

Стопроцентные офшорные зоны чаще всего известны как "налоговые гавани" или "налоговые убежища" (tax haven). Небольшие государства, острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, но с достаточно высокой политической стабильностью (Багамские, Британские Виргинские, Каймановы, Багамские острова, острова Джерси и Гернси, Либерия, Панама и т.д.). Как правило, эти государства не предъявляют никаких требований к отчетности, единственное требование – это внести ежегодный фиксированный сбор в казну.

Ко второму виду относятся страны со льготным режимом налогообложения отдельных видов деятельности. Кроме офшорных компаний тут существуют и обычные, ведущие деятельность на территории регистрации. Для того чтобы доказать, что компания не вела такой деятельности, обычно следует ежегодно проходить аудит и сдавать отчеты. Со стороны правительств этих государств контроль осуществляется более жесткий, чем в случае с налоговыми гаванями, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. Примером таких зон являются Кипр, Гибралтар, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн и др. Кипр иногда выделяют отдельно в качестве нетрадиционной офшорной юрисдикции.

Третий вид – это административно-территориальные  образования, в которых действует  офшорный режим. Характерно для стран с федеральным устройством (США, Великобритания, Канада, РФ и др.). В этой связи стоит упомянуть внутренние офшорные зоны США – штаты Делавэр, Невада и Вайоминг; Швейцарии – кантоны Нематель, Фрибург и Цуг; Канады – провинция Нью-Брансвик; Великобритании – острова Мэн, Гернси и Джерси; португальский остров Мадейра; малайзийский Лабуан, а также российские – Калмыкия, города Углич, Смоленск. Правильнее было бы назвать их квазиофшорными, потому что федеральными (конфедеральными) налогами нерезидентные компании в таких зонах все же облагаются. Гонконг и Кампионе являют собой пример офшорных зон на территории унитарных государств.

Вид офшорной деятельности определяет организационно-правовую форму офшорной структуры, а она, в свою очередь, определяет офшорные юрисдикции, в которых их следует создавать.

В число офшорных финансовых центров  входят: Каймановы острова (принадлежат  к пятерке финансовых центров  мира) и другие острова Карибского бассейна, Панама, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Монако, Гонконг, Сингапур, Швейцария. Причем основной мировой тенденцией современности является снижение доли банковских учреждений и быстрый рост создания кредитно-финансовых учреждений. Это связано с быстрым сроком регистрации, возможностью выбора престижных юрисдикции, а также в несколько раз меньшими по сравнению с лицензированным банком их стоимостью и величина ежегодных расходов по поддержанию структур. Для банковского обслуживания физических лиц используются австрийские компании, а услуги по налоговому планированию для них предоставляют компании в Монако, называемом иногда "убежищем для богатых".


Информация о работе Офшорные зоны как вид СЭЗ