Нормы международного и внутригосударственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:55, реферат

Описание

Международное право сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по мпп, взаимодейств норм права.docx

— 29.08 Кб (Скачать документ)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

Международное право сложный комплекс юридических  норм, создаваемых государствами  и межгосударственными организациями  путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования  которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные  отношения.

Международное право функционирует в тесном взаимодействии с внутригосударственном  правом. Это обусловлено прежде всего тем, что каждое государство, входя в международную систему, принимает на себя определенные обязательства, предусмотренные нормами международного права, что отражается во внутригосударственной сфере. Международное право налагает определенные обязательства на государство в целом, а внутригосударственное право определяет, какие органы государства и либо должностные лица ответственны за обеспечение выполнения международных обязательств государства.

В этом плане  соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права  представляет собой частный случай соотношения и взаимодействия международной  системы с внутригосударственными системами.

Международные отношения по своей форме –  это либо отношения между государствами, а также между государствами  и международными организациями  и отношения последних между  собой либо отношения, не имеющие  межгосударственного характера (отношения  между отдельными лицами, предприятиями, партиями и национально-правовыми  системами различных государств).

Проблемы  соотношения внутригосударственного (национального) и международного права  привлекают растущее внимание ученых-международников, а также специалистов в области  конституционного права и общей  теории государства и права. Это  обстоятельство определяется объективным  процессом развития сотрудничества государств на международной арене, где отношения субъектов регулируются международным правом, углублением  воздействия внутригосударственного

права на экономические, социальные, политические, культурные отношения внутри страны.

Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное  право представляют собой две  различные, самостоятельные системы  права. Это означает, что эти системы  права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности. Внутреннее право государства регулирует отношения внутри страны, на ее территории. Международное право есть совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами.

Для правопонимания внутригосударственного (национального) права в юридической теории выдвинуты различные концепции, подходы.

В настоящее  время в науке международного права выработаны дуалистическая и  монистическая доктрины соотношения  международного и внутригосударственного права.

Суть  дуализма заключается в том, что  международное и внутригосударственное  право рассматриваются как два  различных правопорядка. Однако это не означает, что дуалисты не видят связи международного права с внутригосударственным, абсолютизируют их независимость. Они признают, что для того, чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях совсем бессильно.

Суть  монистических концепций – это  видно из их названия – состоит, в том, что международное и  внутригосударственное право рассматриваются  как части единой системы права. Причем одни из сторонников этих концепций  исходят из примата (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права.

Теория  примата внутригосударственного права, получившие распространение во второй половине XIX – начале XX века главным образом в немецкой юридической литературе, рассматривали международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств, как «внешнегосударственное» право.

В настоящее  время более распространена другая разновидность монистической концепции  – примат международного права над  внутригосударственным. В этой системе действительность норм национального права определяется нормами международного права.

Рассматриваемые концепции соотношения международного и внутригосударственного права  возникли не случайно. Они отражают не только личные позиции тех или  иных авторов, но и вполне реальные интересы тех или иных государств. Можно даже проследить общую тенденцию: сторонники примата международного права чаще всего представляли интересы сильных держав, которые в течение  длительного периода оказывали  значительное влияние на развитие международного права и в силу этого в определенном смысле являлись международными законодателями. Таковыми выступали в первую очередь  юристы США и – в значительной мере – Великобритании и Франции.

Теорию  примата внутригосударственного права  проповедовали немецкие юристы, когда  Германия быстро набирало силу, но ее международные  позиции, влияние на международное  право по сравнению с другими  странами было значительно слабее. Даже старое международное право  являлось препятствием для агрессивных  устремлений Германии. Отсюда и доктрина верховенства внутригосударственного права над правом международным, которая широко использовалось апологетами  германского милитаризма для  оправдания произвола в международных  отношениях. Ныне эта доктрина почти  не имеет сторонников.

Сейчас  ситуация меняется. Мир становится все более целостным, международное  же право универсальным, выражающим общечеловеческие ценности, а не интересы тех или иных стран, групп государств. Поэтому отношение к международному праву в целом и к его  соотношению с национальным правом в частности зависит в первую очередь от степени миролюбивости  внешней политики государства, демократичности  его внутреннего строя.

Оценивая  обе монистические теории как  несоответствующие объективной  реальности существования суверенных государств, нельзя отрицать возможного преимущественного значения той  или иной системы права в процессе их тесного взаимодействия.

Если  влияние норм внутригосударственного права на международное можно  назвать первичным, так как на международно-правовую позицию каждого  государства, участвующего в создании норм международного права, оказывает влияние его внутреннее право, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г., согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Особое  значение приобретает соблюдение этого  принципа в современную эпоху, когда  от выполнения норм международного права  могут зависеть судьбы нашего взаимосвязанного, во многом целостного мира. В современном  международном праве следует  считать устоявшейся концепцию  примата (преимущественного значения) норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внутригосударственного права. Сегодня примат норм международного права в процессе взаимодействия уже существующих норм двух различных  систем выступает одной из правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного  и нормального сотрудничества между  государствами, соблюдения прав и свобод человека.

Следует отметить, что примат международного права над национальным является необходимым условием эффективного функционирования международного права. Внутригосударственное право должно соответствовать международному праву, а в случае противоречий между  ними верховенство должно принадлежать нормам международного права. Тем более, что международное право – не есть что-то навязанное государством свыше. Это – результат согласования их воль, выражение коллективной мудрости и общечеловеческих ценностей. Примат международного права над внутренним – нормативное отражение верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными (национальными, классовыми и т.д.) ценностями и интересами.

Имплементация норм международного права в параметрах фактической реализации норм международного права на территории государств осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в нормы внутригосударственного права. Для этого в государстве  проводятся меры законодательного характера  по приведению своих правовых норм в соответствие с нормами международного права, принимаются национальные законодательные  акты (законы, акты о ратификации  международных договоров), воспроизводящие  нормы международного права или  провозглашающие их действие на территории государства.

В Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Подписав  международный договор, государство  берет на себя обязательство обеспечить его исполнение. Государство не может, ссылаясь на нормы своего национального  права, отказаться от выполнения международного договора, участником которого оно  является (ст.27 Венской конвенции  о праве международных договоров 1969г.).

В случае коллизии между нормой внутригосударственного права и нормой международного права применяются нормы международного права (ч.4 ст.15 Конституции РФ).

 

 Влияние  внутригосударственного права на  международное право

 

Национальные  системы права регулируют внутригосударственные  отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные  отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система  внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения  и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию  и деятельность государства, его  политику внутри страны и на международной  арене. Особенно зримо это проявляется  в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право находит выражение во внешней  политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в  противоречие с общепризнанными  принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство  выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем  самым воздействует на международную  жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Одной из таких форм воздействия внутреннего  права на международные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов  международного права. В преамбуле  Конституции Российской Федерации  получили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепризнанные принципы равноправия и самоопределения  народов, принцип суверенной государственности  России. Конституция Российской Федерации  установила, что «общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15).

Конституционные положения об основных принципах  и нормах международного права создают  высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут  реальной основой внешней политики государства, что государственные  органы и должностные лица будут  учитывать эти положения и  во внутренней жизни страны, общества. Внутригосударственное право, вся  система его норм представляют собой  своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культуры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. – все это происходит в пределах государства, находит отражение и закрепление в нормах национального права. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в определенных областях жизни, в реализации совпадающих или близких интересов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом.

Какие нормы  внутригосударственного права могут  быть в преобразованном виде использованы в международном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регулирующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и консульских представительств в стране1. К такому «источнику» международного права относятся также нормы внутреннего права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран; нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования. В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударственного права. Эта унификация осуществляется при помощи международных договоров, соглашений.

Информация о работе Нормы международного и внутригосударственного права