Миграция рабочей силы, как форма международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 03:57, реферат

Описание

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Содержание

Введение
1. Понятие миграции рабочей силы, её экономическое значение
2. Причины миграции рабочей силы
3. Основные направления и центры трудовой миграции
4. Последствия миграции рабочей силы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Рабочая сила готовый.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

     Отрицательное влияние для экономики:

  • страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
  • "утечка умов", в результате теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.

     Таким образом, неоднозначность последствий  международной миграции рабочей  силы как для стран экспортеров, так и для стран импортеров приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т.е. государственной миграционной политики.

     Проблема "утечки умов"

     Утечка  умов – это международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда "звезд" искусства, спорта).

     Следует отметить, что заинтересованность одних  стран в "переманивании" специалистов из других стран для работы в собственных  научно - исследовательских центрах  начала проявляться после второй мировой войны. Одной из главных  причин возросшего внимания к роли науки со стороны государства, к сожалению, стала начавшаяся холодная война и сопутствующая ей гонка военных технологий. Так, уже в 1947 г. в трехтомном исследовании "Наука, техника и американская дипломатия", вышедшем в США, подчеркивалось, что "наука и техника создают новые возможности для достижения важнейших целей американской внешней политики и заслуживают большего внимания с точки зрения будущего США, чем любой другой элемент национальной политики".

     Именно  с конца 40-х годов усилилось  внимание, как государства, так и общества к науке и ее деятелям, выразившееся, прежде всего, в выделении все больших средств со стороны государства и частного бизнеса на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Интерес к ним, проявившийся в росте инвестиций в науку и образование, особенно усилился в конце 50-х годов в связи с шоком западных стран, вызванным запуском первого советского искусственного спутника Земли.

     Сохранить свою научную школу стремится  сегодня любое государство. Добиться этого при существующей миграции непросто даже экономически развитым странам. По большому счету, ученые ведь люди творческие, в какой бы сфере  они не специализировались — точных или гуманитарных знаний. Для такого специалиста важна возможность  самосовершенствования, свободной  организации деятельности, развития контактов с зарубежными коллегами. Понятно, что и невысокий престиж  труда ученого, зарплата, слабая интегрированность  в мировую науку могут заставить  профессионала искать пути к "лучшей доле".

     По  мнению исследователей миграционных процессов, два критерия — финансовая составляющая и приемлемые для работы условия  — служат основными для интеллектуальной элиты при выборе не только места, но и страны будущей деятельности. Поэтому, утверждают специалисты, утечка умов — это всегда следствие имеющегося уровня развития национальной науки, ее ресурсной и технологической  базы. 

 

      Заключение

     Подвижность населения и трудовых ресурсов –  одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

     Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

     Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

     Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

     Прежде  всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

     К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции  роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

     Для нейтрализации отрицательных последствий  и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

     В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННой литературы

  1. Авдокушин Е. ф. Международные экономические отношения. М., 1998.
  2. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения М, 1998.
  3. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. – М., 1998.
  4. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 1997.
  5. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  6. Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994.
  7. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988.
  8. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.
  9. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

Информация о работе Миграция рабочей силы, как форма международных экономических отношений