Межэтнические отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:21, контрольная работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование данной проблемы, поэтому к основным задачам можно отнести:
Дать определение понятию «межэтнический конфликт», выявить корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов – причины и предпосылки конфликтов.
Рассмотреть межэтнические отношения в Приморском крае.
Выяснить пути выхода из конфликтных ситуаций, способы их мирного разрешения.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………………........................3
1 Понятие, причины и предпосылки межэтнических конфликтов…………………………...5
2 Межэтнические отношения в Приморском крае……………....…………………………….8
3 Пути выхода из межэтнических конфликтов……………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………....16
Список использованых источников 17

Работа состоит из  1 файл

Контр работа Исслед-ие соц-эк и полит-х процессов.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

     Получаемые  от приграничной экономической деятельности в Приморском крае средства влияют на степень экономической заинтересованности в межэтническом сотрудничестве несколькими способами:

     1. Внутренняя и внешняя торговля  увеличивают объем налогов и  других платежей в местные,  краевой и федеральный бюджеты.  Бизнес и торговля генерируют  налоги и таможенные пошлины;  платежи для оформления виз или других въездных и выездных документов; плату за услуги пассажирского и грузового транспорта; плату за наем и использование помещений; налоги и пошлины на охрану природы; плату за лицензии санитарно-эпидемических инспекций; и другие официально установленные выплаты. Поскольку платежи из федерального бюджета поступают нерегулярно и не в полном объеме, экономическая выгода от взаимодействия с китайскими бизнесменами и торговцами, которые, как правило, рассчитываются наличными, возрастает.

     2. Приграничные поездки и торговля дают возможность местным российским предпринимателям и частным лицам делать деньги и нанимать рабочую силу, увеличивая ценность взаимодействия с китайскими партнерами и снижая конкуренцию за рабочие места. Одной из важных составляющих данной мотивации явилось резкое сокращение с начала 90-х годов реальной заработной платы и покупательной способности населения в Приморье, что побудило людей искать новые (внешние) источники доходов и отдавать предпочтение более дешевым товарам. О том, что эта возможность активно использовалась, говорит тот факт, что число проживающих в Приморье российских граждан, которые посетили КНР (в подавляющем большинстве случаев с целью "челночной" торговли), превысило число посетителей Приморья из 
Китая примерно в 10 раз. "Китайские" рынки, на которых половина торгующих россияне, были созданы (и продолжают расширяться) почти во всех городах края.

     3. Чем больше у местных правительств  ресурсов, тем больше возможностей  они имеют для того, чтобы поддерживать  инфраструктуру и социально- культурную сферу (что помогает выигры вать голоса избирателей на выборах), включая поддержание санитарного состояния и обеспечение безопасности на китайских рынках (что снижает потенциал социально-экономических составляющих межэтнической напряженности). Дополнительно к этому, поскольку местным правительствам приходиться использовать средства местных бюджетов для латания дыр в финансировании федеральных служб при несвоевременном поступлении платежей из федерального центра (включая зарплату военнослужащих), средства, полученные на месте и связанные с деятельностью торговцев и бизнесменов из КНР, увеличивают способность местных властей влиять на деятельность силовых структур.

     4. Поток средств в результате приграничного взаимодействия создает заинтересованность у государственных служащих в извлечении личной выгоды посредством нелегальной приватизации или обналичивания в свою пользу части этого потока средств, или же посредством манипулирования принимающими законы и постановления политическими институтами для создания легальных форм присвоения общественных средств в виде "исключений" из законов.

     Таким образом, приграничная экономическая  деятельность в Приморье увеличивает  местную налоговую базу, помогает экономически поддерживать местное  население и дает возможность политическим и деловым элитам получать выгоды от приватизации части образующихся в результате ее доходов. Отсюда можно сделать вывод о том, какой эффект будут иметь политическая и экономическая заинтересованность в ограничении мотиваций для антикитайской мобилизации в крае и на Дальнем Востоке. При наилучшем сценарии, принимая в расчет экономические трудности сегодняшней России, и в частности Приморья, доходы от приграничной экономической деятельности будут достаточно высоки и вызовут большую заинтересованность (как у основной массы населения, так и у элит) в создании условий для китайских торговцев и предпринимателей в местные экономику и общество.

     По  другому (и более вероятному) сценарию, однако, основная масса населения  не воспринимает выгоды от приграничной экономической деятельности как существенные, при этом считая китайскую миграцию в целом геополитической угрозой. По такому сценарию политические элиты, принимая во внимание взгляды и настроения по тенциальных избирателей, будут заинтересованы в принятии мер, ограничивающих миграцию и экономическую деятельность китайских граждан на своей территории. 
При этом произойдет расслоение интересов политических элит. Представители элиты с малыми возможностями для извлечения выгод от приграничной экономической деятельности китайских граждан будут иметь наиболее высокую заинтересованность в принятии (с опорой на силовые структуры) антимиграционных мер. Представители элиты с большими возможностями для извлечения выгод от приграничной экономической деятельности китайских граждан окажутся перед дилеммой: что выгоднее, занять сильную антимигрантскую позицию в резонансе с общественным мнением и таким образом максимизировать политическую отдачу (то есть быстро набрать много политических очков) или продолжать поддерживать приграничную экономическую деятельность (а, следовательно, и миграцию), чтобы не потерять важный источник доходов?

     Одним из рациональных решений дилеммы  миграции для представителей элит является стратегия балансирования между, с одной стороны, символическими публичными заявлениями, где можно "подыграть" геополитическим опасениям этнических славян, и, с другой, - принятием конкретных мер для ограничения деятельности потенциальных катализаторов этнополитической мобилизации 
(например, "Русское национальное единство") и для улучшения условий для китайских инвесторов и деловых людей.

     Другим  рациональным решением дилеммы будет "ограниченный активизм", то есть усиление контроля за въездом, передвижением, регистрацией проживания и регулирование торговой деятельности китайских мигрантов. Видимо, целесообразно не прибегать к более жестким мерам, таким как квоты на количество виз или поощрение депортации. Однако при падении (особенно резком) уровня получаемой элитами экономической выгоды, стратегии балансирования и "ограниченного активизма" с высокой степенью вероятности могут быстро дегенерировать в стратегию антикитайской мобилизации, поскольку интерес политических лидеров к сдерживанию этнической мобилизации понизится, а интерес к политизации миграции и этнических различий возрастет.

     Такая логика мотиваций подсказывает, что  коррупция хотя и может служить  фактором, сдерживающим этнополитическую мобилизацию в краткосрочной  перспективе, может также выступить  в более длительной перспективе как один из факторов резкой и неожиданной дестабилизации межэтнических отношений в 
Приморье и на Дальнем Востоке.

     Таким образом, для определения уровня экономической заинтересованности в сдерживании или поощрении  этнополитической мобилизации в Приморье приобретает важность оценка масштабов доходов, которые могут быть потенциально приватизированы государственными служащими в крае. Во-первых, следует отметить, что изучающие постсоветскую Россию экономисты в целом соглашаются, что коррупция и олигархизм достигли болезненно высокого уровня. Экономика попадает в такие ловушки, когда лица, принимающие политические решения, оказываются способными заблокировать или исковеркать изменения в правилах игры, в которых они видят угрозу уменьшения своих "прав контроля", что в целом соответствует ситуации в Приморье. Политическая неопределенность при этом уменьшает временной горизонт принимаемых решений 
(снижая заинтересованность в долгосрочном планировании) и выражается в росте заинтересованности в коррупции. Во-вторых, ряд исследовании показал, что материальные интересы имеют большее влияние, чем символические интересы, на различия в политических ориентациях элит.

     Между тем пилотный опрос 100 китайских мигрантов дает косвенные свидетельства, подтверждающие повседневные представления граждан Приморья. Так, при ответе на вопрос: "Кому Вы платите за безопасность?" 62% опрошенных мигрантов из КНР ответили "чиновникам", 80% - "милиции", 55% - "пограничникам" и 60% - "транспортным работникам". Другими словами, без платы за "безопасность" вероятность занятия бизнесом в Приморье большинства китайских граждан резко бы снизилась.

     Отвечая на вопрос: "Какие правительственные  меры в России мешают Вашей торговле?", 65% опрошенных китайских мигрантов  назвали "высокие тарифы на импорт", 86% - "строгий контроль за китайской иммиграцией", 73% - "запрет на торговлю на улицах", 23% - "визовый контроль" и 17% - "штрафы". Поскольку данные восприятия являются реакцией на конкретное поведение чиновников, они дают основание заключить, что государственные служащие в Приморье в целом занимаются активным поиском возможностей взимать плату с участников экономической деятельности за безопасность или осуществление деятельности.

     Отдельные факты свидетельствуют, что чиновники  склонны гибко интерпретировать законы, когда дело касается извлечения личной экономической выгоды.  
 

      3 Пути выхода из межэтнических конфликтов

     На  момент своего распада СССР переживал целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности нес сам по себе риск стабильности гражданскому и межнациональному миру. Поэтому неудивительно, что процесс дезинтеграции СССР сопровождался возникновением ряда вооруженных конфликтов на его территории.

     Нельзя  не видеть, что, несмотря на некоторую  приостановку инерции дезинтеграции  внутри России, достигнутую после  декабря 1991 г. процесс этот, видимо, далеко не завершен (об этом, в частности, свидетельствовало обострение кризиса в Чечне в конце 1994 г. - начале 1996 г.) Ухудшение экономической и межэтнической ситуации практически во  всех этих странах стимулирует возникновение новых вооруженных конфликтов. В этих условиях даже те скромные успехи, которые были достигнуты в области урегулирования уже возникших конфликтов, представляют собой особую ценность с точки зрения возможного использования накопленного опыта в будущем.

     Неоднозначный опыт урегулирования этнических конфликтов на территории СССР представляет собой следствие не только объективных сложностей такого урегулирования, но и ошибок, допущенных в ходе миротворческой деятельности. Подобные ошибки заключались в недооценке или прямом игнорировании закономерностей самого конфликта, наличия у него различных стадий. Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

  1. Каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;
  2. Стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;
  3. Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;
  4. Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в  качестве стороны в конфликте;
  5. Согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;
  6. Размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий. 

     Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог.

     Достижение  определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные  возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий. Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся де-факто линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений с целью выиграть время  до созревания подходящих для реванша условий.

Информация о работе Межэтнические отношения