Международный валютный фонд на рубеже столетий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целями настоящей работы являются следующие:
– изучить историю создания Международного валютного фонда;
– определить главные цели и систему управления МВФ;
– выявить основные направления деятельности МВФ;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

По истечении установленного соглашением периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо этого государство-заемщик обязано досрочно производить выкуп национальной валюты, излишней для Фонда, по мере улучшения его платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта государства-должника покупается другой страной-членом, то тем самым погашается его задолженность Фонду.

Обязательства государства-заемщика, предусматривающие проведение им необходимых финансово-экономических мероприятий, фиксируются в соответствующем "письме о намерениях", направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что государство использует кредит "в противоречии с целями МВФ" или не выполняет его предписаний, Фонд может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. [2, C. 274]

 


2. ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ МВФ

2.1 МВФ как всемирный кредитор

 

В последнее время функции мирового кредитора последней инстанции выполняет МВФ. Он и надзирает за экономической политикой правительства, и эмитирует СДР. В 1999 г. первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что Фонду следует полноценно двигаться от просто политики международного кредитования к институту мирового кредитора. Стандартными инструментами Фонда являются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев (stand by arrangement) и программа среднесрочного финансирования на три года (extended by arrangement). Сроки погашения краткосрочных кредитов составляют пять лет, а среднесрочных - десять лет. Объем кредитования в обоих случаях ограничивается размером страновой квоты. Начиная с мексиканского кризиса 1994-1995 гг. было много разговоров об усовершенствовании кредитования МВФ. Азиатский кризис 1997-1998 гг. пришелся как раз кстати. В 1997 г. МВФ ввел в действие программу дополнительного резервного финансирования (supplemental reserve facility). Главное ее отличие от всех традиционных программ Фонда состоит в том, что доступ к кредитным ресурсам ничем не ограничен. Однако сроки погашения очень короткие, а ставки на уровне рыночных. В 1999 г. МВФ утвердил еще одну программу "обусловленных" кредитных линий (contingent credit lines). Смысл ее заключается в том, что страны, проводившие "безупречную" экономическую политику, могут получить неограниченный доступ к ресурсам Фонда. Обусловленные кредитные линии являются своеобразным аналогом банковских открытых кредитных линий. Однако почему-то никто денег у МВФ по обусловленной линии брать не захотел. Это "почему-то", видимо, объясняется рыночными условиями кредитования.

Зачем Фонд переключился с обычной практики льготного кредитования на рыночное? После азиатского кризиса политика МВФ поменялась на 180 градусов. Теперь он не желает предоставлять ссуды странам, если видит возможность риска безответственного поведения. К сожалению, в России этого еще не поняли, и до сих пор рассчитывают на новые кредиты. Однако факт остается фактом: функции международного кредитора последней инстанции невозможно выполнить, не порождая проблемы недобросовестного поведения. Из-за чего многие ратуют за сокращение функций Фонда, а некоторые эксперты высказываются даже за его ликвидацию. В марте 2008 г. был опубликован отчет Консультативной Комиссии Конгресса США по международным финансовым организациям. По мнению членов Комиссии, помощь МВФ порождает ожидания новых кредитов и провоцирует спекулятивную игру на рынках. Чтобы избежать этого Комиссия предлагает несколько коренных изменений:

- сделать основной функцией МВФ краткосрочное кредитование в кризисных ситуациях;

- в случае предоставления кредитов, процентная ставка по ним должна быть не только рыночной, но и высокой (по крайней мере, выше ставки текущих заимствований), чтобы к МВФ обращались лишь, в крайнем случае;

- кредиты должны носить четко оговоренный приоритетный характер с правом первоочередного обращения требований на активы должника;

- развивающиеся страны должны отвечать сами за себя, и прежде чем обращаться к Фонду им следует обеспечить необходимую капитализацию банковской системы, либерализовать финансовые рынки, устранить коррупцию и сбалансировать налогово-бюджетную политику;

- общеэкономическая политика и налогово-бюджетная политика, в частности, должна согласовываться с МВФ. [6, C. 57-62]

Кроме того, Всемирный Банк предполагается реформировать таким образом, чтобы снизить объемы кредитов, предназначить займы для базовых структурных реформ и ликвидировать группу финансовых организаций, действующих совместно с Банком.

 

2.2 Механизм кредитования стран-участниц

 

МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительства.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятельности используется два понятия:

1) сделка – предоставление валютных средств странам из его собственных ресурсов;

2) операция – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ производит кредитные операции только с официальными органами – казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку или заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами – эмитентами этих валют. [3, C. 184]

Рассмотрим основные механизмы кредитования за счет собственных ресурсов МВФ (общих ресурсов).

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ – в пределах 25% квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой долей», с 1978 г. – «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть этой национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны-члена МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% квоты), делятся на 4 «кредитные доли», или транша, составляющие 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% квоты страны; во-вторых, сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% ее квоты (включая 75% квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитной долей, составляла 125% размера ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам получать валюту в Фонде в течение более короткого срока, чем 5 лет. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Механизм расширенного финансирования дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном финансировании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения – ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно. [5, C. 283]

Специальные кредитные механизмы. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами-членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

                       Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т.п. Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования составляет 95% квоты страны;

                       Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ; создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международным товарным соглашением, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 г.;

                       Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП; введен в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие условия МВФ. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. долл.). В конце 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось;

                       Дополнительный резервный механизм, ДРМ; введен в декабре 1997г. для предоставления средств странам-членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда «бегство» капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма в отличие от других кредитов не ограничено лимитами и может производиться в любых размерах. Однако получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться в течение более короткого, чем в других случаях, срока – от года до полутора лет;

                       Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ. По предложению президента США Б. Клинтона, с которым он выступил на сессии Советов управляющих МВФ и ВБ 6 октября 1998 г., «семерка» официально предложила Фонду ввести еще один широкомасштабный кредитный механизм он был учрежден в апреле 1999 г. первоначально на 2 года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные линии странам-членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капитала, то есть факторов, находящихся вне сферы их контроля. Спецификой нового кредита является его предупредительный характер: валютные средства страна может получить не после, а до наступления кризиса – при первых его признаках. Условие получения кредита – проведение страной-заемщиком эффективной антикризисной экономической политики и соблюдение «международно признанных стандартов». Механизм ЧКЛ образован как продолжение созданного ранее дополнительного резервного механизма, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300 до 500 % квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение 1 – 1,5 года.

Информация о работе Международный валютный фонд на рубеже столетий