Международное посредничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание

Изучение развивающихся стран начинается с теоретических основ внешнего финансирования этих стран. Основные теоретические положения вывоза капитала в отсталые страны были сформулированы А. Смитом. К. Маркс и его последователи отметили его эксплуататорский характер и усиление финансовой зависимости принимающих стран. В 1950-1970 гг. основным содержанием политики промышленHO развитых стран в отношении постколониальных и других слаборазвитых государств было оказание им помощи для перехода от экономической стагнации к самоподдерживающемуся росту. Модель самоподдерживающегося роста предполагает формирование экономики, которая привлекает иностранный частный капитал и не зависит от официальных кредиторов.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….
Теории международного финансирования развития……………………………
Концепции помощи развитию……………………………………………………
Теории партнерства………………………………………………………………..
Теории поощрения прямых инвестиций в развивающиеся страны…………….
Японская модель торгово-направленных прямых иностранных инвестиций….
Официальное кредитование экспорта…………………………………………….
Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

межд.финансирование развития.docx

— 35.73 Кб (Скачать документ)
    Товар Страна А Страна В
    X 100 150
    У 150 300
 

     В приведенном примере развивающаяся  страна В производит оба товара с  большими издержками, чем развитая страна А. При этом наибольший разрыв имеет место в производстве капиталоемкого товара У, что обусловлено более  низкой технологией и управлением. Страна В имеет сравнительное  преимущество в производстве традиционного  трудоемкого товара; страна А имеет  сравнительное преимущество в производстве капиталоемкого товара.

     Развитой  стране А выгодно увеличивать  внутренние инвестиции в производство товара Х, сокращать инвестиции в  производство товара У и вкладывать прямые инвестиции в производство товара У в стране В. В свою очередь, развивающаяся страна должна сосредоточиться на производстве товара У и сократить или вовсе отказаться от производства товара Х.

     В результате произойдет углубление международного разделения труда, расширение международной  торговли и улучшение внешнеторговых позиций обеих стран. Прямые инвестиции в традиционные отрасли развивающихся  стран, по мнению Кодзимы Киеси, будут  способствовать расширению их экспорта принимающих стран в страны-экспортеры капитала, что следует рассматривать  в качестве помощи развитию.

     Кодзима Киеси в своих более поздних  исследованиях утверждает, что политика промышленно развитых стран, будучи направленной на восполнение экономики  стран Юга, должна осуществляться по двум направлениям:

     - оказание помощи развитию;

     - либерализация импорта товаров  из развивающихся стран.

     На  первом этапе помощь осуществляется в форме прямых инвестиций в первичные  отрасли; затем инвестиции направляются в производственную инфраструктуру. На следующем этапе предоставляются  кредиты; затем - технологии, соответствующие  уровню развития, и, наконец, осуществляется передача опыта управления. Убедившись, что национальные предприятия набрали  силу и способны конкурировать на мировом рынке, иностранные предприниматели  должны изменить сферу приложения капитала. 
 
 
 
 
 
 
 

Японская  модель торгово-направленных

прямых  иностранных инвестиций

Среди работ, посвященных теоретическому анализу прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в развивающиеся страны, наибольший интерес представляет модель японского  экономиста Кодзимы Киёси. Автор утверждает, что при определенных условиях прямые инвестиции в развивающиеся страны следует рассматривать как помощь развитию. Он разделил все прямые инвестиции на торгово-направленные и антиторгово-направленные.

К группе торгово-направленных инвестиций были отнесены прямые ино-

странные  инвестиции в добывающие и трудоемкие отрасли, где развивающиеся страны обладают сравнительными преимуществами. Во вторую группу автор

включил прямые инвестиции, не учитывающие  сравнительные преимущества

стран-партнеров  и препятствующие развитию внешней  торговли. Японские

компании, по мнению автора, осуществляют в основном торгово-направлен-

ные инвестиции, американские компании — антиторгово-направленные инвестиции.

По теории японского экономиста, прямые иностранные  инвестиции являются

торгово-направленными, если они способствуют углублению участия  в международном разделении труда  и развитию взаимной торговли стран-экспортеров  и импортеров прямых иностранных  инвестиций. Это происходит в том  случае, если экспорт прямых инвестиций осуществляют компании отраслей, не имеющих  сравнительных преимуществ в  национальной экономике. Их производство основано на не избыточном (дешевом) факторе, а наоборот, на редком и дорогом  факторе. Такая компания осуществляет прямые инвестиции в те отрасли, где  принимающая страна обладает сравнительными преимуществами.

Потеря  преимуществ в трудоемкой отрасли X будет сопровождаться значи-

тельным сокращением занятости. Чтобы не допустить такого положения, потребуется  введение протекционизма в стране. А против более конкурентоспособных

аналогичных товаров из страны В, а также установление жесткого контроля компаний — экспортеров капитала над производством страны В. Все это мешает проведению необходимых структурных улучшений в экономике обеих стран и ухудшает международную торговлю. К. Кодзима утверждает, что для развитой страны, где заработная плата растет и постоянно создаются новые, более капиталоемкие продукты, более прибыльно и рационально освободиться от собственных трудоемких отраслей и передать их производство в страны с низкой заработной платой. Модель японского экономиста отражает стратегию ТНК, прежде всего японских, которые создают в развивающихся странах свои предприятия по добыче сырья, изготовлению полуфабрикатов и других трудоемких, матер иалоемких, энергоемких, экологически грязных производств,

К. Кодзима  считает, что политика развитых стран, будучи направленной на

восполнение экономики стран Юга, должна осуществляться по двум направлениям: (1) оказание помощи развитию, преимущественно по правительственным  каналам, и (2) либерализация импорта  товаров из развивающихся стран. По его мнению, именно Япония оказывает  эффективную помощь развитию в строгой  последовательности.

На первом этапе помощь осуществляется в форме  прямых инвестиций в пер-

вичные  отрасли; затем инвестиции направляются в производственную инфраструктуру. На следующем этапе предоставляются  кредиты, затем — технологии, соответствующие  уровню развития, и, наконец, осуществляется передача опыта управления. Убедившись, что национальные предприятия набрали  силу и способны конкурировать на мировом рынке, японские предприниматели  меняют сферу приложения капитала. 
 

Официальное кредитование экспорта

В систему  официального финансирования развивающихся  стран включаются

официально  поддержанные экспортные кредиты, К  официальным экспортным кредитам (ОЭК) относятся кредиты или займы  для экспорта товаров и услуг, которым официальные агентства  по кредитованию экспорта стран-кредиторов предоставляют гарантии, страхование  или прямое кредитование. При этом гарантии страхование обеспечивают официальные власти, а кредитование возможно как из государственных, так  и из частных источников. Кредит на экспорт товаров и услуг  может предоставить сам экспортер; коммерческий банк может дать кредит экспортеру/импортеру; кредит может  быть получен непосредственно от официального экспортно-кредитного агентства  чаще всего в форме среднесрочного финансирования в дополнение к ресурсам частногосектора. Такие кредиты  обычно предоставляются на экспорт  капитального оборудования в рамках крупномасштабных среднесрочных проектов. По существующим правилам стран —  членов ОЭСР официальные агентства  кредитуют 85 %стоимости экспортного контракта сроком на 2 года и более. Официальные агентства по кредитованию экспорта входят в Международный союз страховщиков кредита и инвестиций (Бернский союз). Бернский союз существует с 1934 г. и представляет собой ассоциацию кредитно-страховых экспортных агентств, которые участвуют в союзе как независимые страховщики, а не как

представители своих правительств. Главными целями союза являются выработка принципов  страхования экспортных кредитов и  поддержание дисциплины выполнения условий кредитования в международной  торговле. С этой целью члены союза  обмениваются информацией, консультируются  и тесно сотрудничают, они также  снабжают союз информацией о своей  деятельности. В поставках из стран  членов Бернского союза экспорт  с государственной страховкой/гарантией  или с прямым кредитованием в 1999 г. составил 9 %.

В 1990-1995 гг, среднегодовой темп новых поступлений  по экспортным кредитам составил 11 %; в 1995 г. приток достиг максимума в 110 млрд долл., к 1999 г.сумма новых поступлений снизилась до 70 млрд долл. Общая сумма полученных экспортных кредитов в 1995 г. составила 475,3 млрд долл., к 1999 г. она упала до 410 млрд долл. Экспортные кредиты получают страны с наиболее развитым рынком; на первые 20 стран-получателей приходится 80 % от общей суммы,

в которой  две трети составляют новые поступления, 1Д — просроченные обязательства, страховые платежи и т. п.

В 1999 г, по суммарному объему полученных экспортных кредитов основными реципиентами были Россия — 55,5 млрд долл. (13 % от общей  суммы) и Китай —46,4 млрд долл. (11,3 %). Обязательства по официальным экспортным кредитам составляют значительную часть совокупной внешней задолженности стран развивающихся и с переходной экономикой: в 1996 г. они составляли 24 %, в 1999 г. —19 %;

в составе  задолженности официальным кредиторам доля долгов по экспортным кредитам была соответственно равна 50-56 %.

В 2000 г. долги по экспортным кредитам составили 27 % совокупного внеш-

него  долга крупных получателей таких  кредитов, России и Китая - более 30 %. В задолженности некоторых нефтедобывающих развивающихся стран (Алжир,Иран, Нигерия, Оман), а также переходных стран (Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан) экспортные кредиты составили 50-90 %. В структуре внешнего долга латиноамериканских и азиатских стран с более диверсифицированной базой внешнего финансирования доля экспортных кредитов в общей сумме долга не превышает 20 %. 
 
 
 
 

Особенности международного финансирования развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой

Финансовые  потоки в развивающиеся страны имеют  следующие особенности. Во-первых, значительную часть внешних ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и субсидий на основе межправительственных соглашений и от международных финансовых институтов {«официальное финансирование развития» ОФР). Отбор стран, которые могут претендовать на льготные ресурсы, осуществляется в зависимости от уровня экономического развития. Но в расчет принимаются также политические и военно-стратегические факторы. Средства по линии ОФР получают также страны, переживающие экономические кризисы.

Во-вторых, для каждой страны в зависимости  от уровня экономического развития, экономической ситуации, состояния внутреннего финансового рынка, роли в мировой экономике и политике формируется свой особый механизм международного кредитования и финансирования. Развивающиеся страны делятся на две категории. Первые (слабо развитые) — привлекают внешние ресурсы преимущественно из официальных источников. Частные ресурсы им мало доступны из-за их жестких условий. К тому же такие страны непривлекательны для частных инвесторов.

Вторые (относительно развитые) — привлекают преимущественно частные ресурсы. Это страны с развивающимися финансовыми рынками (emerging markets). В таких странах внутренние финансовые рынки уже получили определенное развитие и произошла их интеграция в мировую систему при посредстве как кредитного, так и фондового рынка.

В-третьих, международное кредитование и финансирование развивающихся стран сводятся преимущественно  к отношениям между центром и  периферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран.

Роль  внешних ресурсов для экономического развития развивающихся стран оценивается неоднозначно. Большинство стран, добившихся экономических успехов, активно привлекают внешние ресурсы, хотя и опирались преимущественно на внутренние сбережения. Однако ряд стран не смог продвинуться существенно вперед по пути социально-экономического прогресса, несмотря на крупные внешние вливания. Эффективность использования внешних ресурсов определяется преимущественно поведением заемщиков (государственных институтов и хозяйствующих субъектов). Вместе с тем важное значение имеет поведение кредиторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Несмотря  на очевидные перемены, происходящие в мировой экономике, причины  движения капитала, по-прежнему, рассматриваются  с позиций традиционных научных  школ, прежде всего, неоклассической, неокейнсианской  и марксистской, не потерявших, тем  не менее, своей актуальности. Эти  теории выступают составными частями  более широких методологических концепций, в основном, неоклассической  теории международной торговли, неокейнсианской  теории экономического роста и теории общественного воспроизводства.

     Страны  обмениваются между собой не только товарами и услугами, но и ресурсами, необходимыми для их производства (факторами  производства). Капитал, трудовые ресурсы, научно-технические знания в современных  условиях обладают высокой международной  мобильностью: капитал активно инвестируется  за рубеж, люди мигрируют из страны в страну в поисках более выгодной работы и более благоприятных  условий жизни, технологии передаются между странами.

     Международная миграция (перемещение) товаров и  факторов производства взаимосвязаны, они дополняют и замещают друг друга. Страна с относительно избыточными  трудовыми ресурсами и нехваткой  капитала может импортировать капиталоемкие  товары и экспортировать трудоемкие товары. Или она может привлечь иностранный капитал, создать на своей территории капиталоемкое  производство. При этом излишки рабочей  силы могут эмигрировать в те страны, где рабочей силы не хватает и  уровеь заработной платы значительно  выше. Страна с относительно избыточным капиталом и дефицитом рабочей силы может экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары, либо экспортировать капитал в страны с более высокой процентной ставкой и нормой прибыли (например, за счет дешевого труда, сырья, энергетических ресурсов), а также может привлечь иммигрантов из стран с избыточной рабочей силой. 

Информация о работе Международное посредничество