Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:54, контрольная работа

Описание

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 64.18 Кб (Скачать документ)

Соединенное Королевство  вступило в МВК лишь в октябре 1990 года, отчасти в целях введения определенной внешней дисциплины для  ограничения все более быстрого роста номинальной заработной платы, который, как считалось, имел негативные последствия для конкурентоспособности  на внешнем рынке. Рост реальной заработной платы был замедлен, если не фиксацией  курса фунта, то экономическим спадом Соединенного Королевства в период 1991-1992 годов, однако падение конкурентоспособности  на внешнем рынке продолжалось. Правда, темпы инфляции Великобритании во время  экономического спада быстро снижались  и оказались меньше темпов инфляции Германии. Это должно было вести  к повышению конкурентоспособности, однако фунт вырос по отношению к  доллару и иене, поскольку курс немецкой марки повышался, а фунт удерживался в сетке МВК. Таким  образом, конкурентоспособность Великобритании продолжала ухудшаться.

В условиях спада в Европе и Японии, в 90-х годах повышается значение азиатских и латино-американских рынков для многих американских, японских и европейских экспортеров, в особенности производителей дорогостоящих потребительских товаров и средств производства. За пятилетие в 1986-1991 гг. объем американского экспорта, например только в Мексике почти утроился. В течение 80-х годов американский экспорт в Сингапур, Тайвань и Гонконг вырос на 160% . Возрастает он и в 90-е годы. Эти три региона являются сейчас более крупным рынком для американских товаров, чем любая европейская страна, взятая в отдельности.

В целом же примерно 63-64 °/о общего мирового экспорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% экспорта реализуется в отношениях между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 5°/о приходится на постсоциалистические страны. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в промышленно развитые страны около 70% своих экспортных товаров. И тоже примерно 20% товаров реализуется в их взаимной торговле, а около 5% приходится на   поставки   в   бывшие   социалистические   страны.   Удельный   вес постсоциалистических стран в международной торговле составляет около 11 %.

Почти 60% мирового экспорта товаров реализуется в развитых странах рыночной экономики, 15% идет в развивающиеся страны (эта доля снизилась в 1985-1988 гг. с 20%). Наибольшая часть, т. е. около 40% мирового экспорта и импорта товаров, приходится на Западную Европу, примерно 20% — на Северную Америку, приблизительно столько же — на Азию, около 5%—на Латинскую Америку, 5% — на Средний Восток, 3,5% —на страны Африки.

 

    1. История становления международной торговли

 

Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.

Мощным импульсом этого  процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.

В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них  был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и  глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания  потрясла всю структуру международных  экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась  с новыми трудностями, связанными с  распадом колониальной системы. Тем  не менее, все эти кризисы были преодолены. В целом характерной  чертой послевоенного периода явилось  заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.

Со второй половины XX века мировая торговля развивается высокими темпами. В период 1950-1994 гг. мировой  торговый оборот вырос в 14 раз. По оценке западных специалистов, период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной  торговли. Так, среднегодовой темп роста  мирового экспорта составил в 50-х гг. 6,0%, в 60-х гг. –8,2%. В период с 1970 по 1991 г. среднегодовой темп роста составил 9,0%, в 1991-1995 гг. этот показатель был равен 6,2%. Соответственно возрастал и объем мировой торговли. В последнее время этот показатель растёт в среднем на 1,9% в год [17].

В послевоенный период был  достигнут ежегодный рост мирового экспорта на 7%. Однако уже в 70-е годы он снизился до 5%, еще больше сократившись в 80-е годы. В конце 80-х мировой  экспорт продемонстрировал заметное оживление – до 8,5% в 1988 г. [1]. После явного спада в начале 90-х, с середине 90-х годов он вновь демонстрирует высокие устойчивые темпы, даже не смотря на значительные годовые колебания, вызванные сначала терактами 11 сентября в США, а далее войной в Ираке и вызванными ею скачками мировых цен на энергоресурсы.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность  динамики внешней торговли. Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение  США было поколеблено. В свою очередь, экспорт Германии приблизился к  американскому, а в отдельные  годы даже превосходил его. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт  и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в  сфере международной торговли сделала  Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии - Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур, Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место(см. Таблицу 1, Приложение А).

Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья, продовольствия и сравнительно простых  изделий готовой продукции на мировой рынок. Однако темпы роста  торговли сырьем заметно отстают  от общих темпов роста мировой  торговли. Такое отставание обуславливается  выработкой заменителей сырья, более  экономным его использованием, углублением  его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили  рынок наукоемкой продукции. Вместе с тем, отдельные развивающиеся  страны, прежде всего «новые индустриальные страны», сумели добиться существенных сдвигов в реструктуризации своего экспорта, повышения в нем доли готовой продукции, промышленных изделий, в т.ч. машин и оборудования. Так, доля промышленного экспорта развивающихся  стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.[1] сейчас же этот показатель уже приближается к 25%.

 

1.3. Торгово-экономическая  политика индустриальных государств.

 

Новые тенденции  в торговой политике индустриальных государств. Противоречия в развитии процессов мировой торговли — объективный фактор, а следовательно, успехи или неудачи торговой политики есть показатель их разрешения. В международной торгово-экономической политике долгие годы сохраняются две взаимосвязанные тенденции. Первая — стремление к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимых процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил. Вторая — одновременное усиление протекционизма, попытки ограничить проникновение "чужого" капитала и товаров в "свою" страну. Эти две тенденции в торговой политике индустриальных стран имеют конкретные проявления: уменьшение роли таможенных пошлин как традиционных мер защиты внутреннего рынка; установление защитных барьеров против экспорта готовых изделий из развивающихся стран; аграрный протекционизм; расширение арсенала средств защиты внутреннего рынка от внешних конкурентов за счет расширительного толкования принятых ранее правил и процедур или отказа от их применения, введение противоречащих им национальных законов и т. д. Реальные интеграционные процессы требуют ослабления протекционизма, однако кризисные явления, ослабление того или иного участника заставляют его отходить от общего курса. Хотя в настоящее время преобладающей все же является тенденция к либерализации международной торговли индустриальных стран. Это, однако, не исключает практику "селективного протекционизма" , когда страны достаточно твердо ограждают те или иные отрасли от угрозы перехода их под контроль иностранного конкурента, либо не допускают в страну товары их конкурентов.

Генеральное соглашение о  тарифах и торговле (ГАТТ). Особую роль в регулировании международной торговли занимает Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), действующее с 1947 г. Членами этой международной организации являются развитые страны рыночной экономики, развивающиеся страны, некоторые восточноевропейские страны, (Куба — с 1947 г.). В 1993 г. в ГАТТ на разных уровнях участвовали 155 страны. Сфера его деятельности охватывает 4/5 мировой торговли. ГАТТ было создано на временной основе после второй мировой войны в период возникновения различных многосторонних организаций в области международного экономического сотрудничества, в частности, Бреттонвудских учреждений, известных сейчас как Всемирный банк и Международный валютный фонд.

Первоначально 23 страны-участницы   ГАТТ входили в число 50 стран, принимавших  участие в создании проекта устава международной торговой организации (МТО), которая должна была стать специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав должен был обеспечить не только положения, регулирующие мировую торговлю, но также правила, касающиеся занятости, соглашений о сырьевых товарах, ограничительной деловой практики, международных инвестиций и услуг.

Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около одной  пятой мировой торговли или 10 миллиардов долларов. Будучи вместе взятыми, эти  торговые уступки и правила стали  известны как Генеральное соглашение о тарифах и торговле и вступили в силу в январе 1948 года.

Около двух третей стран-членов ГАТТ находились на ранних этапах экономического развития, развивающиеся страны постоянно  стремились к присоединению. Следствием этого явилось то, что в 1965 году к Генеральному соглашению были добавлены  новые статьи, поощряющие оказание промышленно развитыми странами помощи развивающимся странам как "дело сознательных и целенаправленных усилий". В 1979 году было принято решение  о преференциальном режиме — режиме всеобщей системы преференций (ВСП), в соответствии с чем развивающиеся страны были признаны в качестве постоянного правового фактора мировой торговой системы.

Работа ГАТТ осуществляется представителями правительств —  Договаривающимися Сторонами. Торговая политика и переговорные позиции формируются в столицах, большинство стран имеют дипломатические миссии в Женеве, возглавляемые специальным послом при ГАТТ. Высшим органом ГАТТ является сессия Договаривающихся Сторон, проводимая обычно на ежегодной основе. В период между сессиями вопросы решаются Советом Представителей, заседания которого проводятся девять раз в год. Для решения текущих вопросов создаются рабочие группы, например, для рассмотрения просьб о присоединении к ГАТТ; для проверки соответствия заключенных членами ГАТТ соглашений их обязательствам. Решения ГАТТ принимаются на основе консенсуса, голосование проводится редко, причем каждая сторона имеет один голос, и решение принимается простым большинством голосов.

Крупнейшей и наиболее всеобъемлющей группировкой в ГАТТ является Европейское сообщество. ЕС, как известно, является и таможенным союзом с единой внешнеторговой политикой  и тарифами. Страны-члены ЕС координируют свои позиции в Брюсселе и Женеве, а почти на всех совещаниях ГАТТ от имени ЕС выступает Европейская  комиссия (ЕК). Поскольку ЕС не является договаривающейся стороной ГАТТ, а этим статусом пользуются его отдельные страны-участники, данный случай является вопросом обычая и практики.

Меньшая степень скоординированной  деятельности в работе ГАТТ характеризуют  страны Ассоциации стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН): Малайзия, Индонезия, Сингапур, Филиппины, Таиланд. С более или менее единых позиций выступают члены ГАТТ, входящие в состав Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ): Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария. Однако, Маастрихтские соглашения вносят в политику этих стран серьезные изменения в сторону укрепления связей с ЕС.

Среди других группировок, которые  выступают с согласованными едиными  подходами, можно отметить Латиноамериканскую экономическую систему (ЛАЭС). Наиболее известной группировкой является Каирская группа, которая объединяет экспортеров сельскохозяйственной продукции из развитых, развивающихся и восточноевропейских стран.

Крупнейшие прорывы в  области либерализации международной  торговли быля достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них: Раунд Диллоиа 1960-1961 годы; Раунд Кеннеди 1964-1967 годы; Токийский раунд 1973-1979 годы. Восьмой раунд (Уругвайский раунд) был начат в Пунта-дель-Эстс (Уругвай) в сентябре 1986 года.   Большинство из ранних торговых раундов касались в основном сокращения тарифов, однако на последних раундах начался процесс пересмотра, реинтерпретации или расширения статей самого Генерального соглашения. Например, раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ. При завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 года был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7 процентов, то есть таможенные сборы уменьшились на 34 процента. Для сравнения можно сказать, что данный уровень в 4,7 процента резко контрастирует со средним уровнем таможенных сборов около 40 процентов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов , Имеются определенные достижения и в ходе Уругвайского раунда

Информация о работе Международная торговля