Место России в системе современных МЭО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

главная цель моей курсовой работы – это раскрытие сущности международных экономических отношений в условиях современного рыночного хозяйства, их формы и уровни. В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности;
Изучить условия формирования роли России в МЭО;
Рассмотреть место России на мировом рынке товаров и услуг;
Изучить РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции;
Рассмотреть участие России в международных экономических группировках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
I МЭО в условиях рыночного хозяйства……………………………… …….5
1.1 Сущность МЭО. Их важнейшие уровни и формы……………………..5
1.2 Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности…….………………………………………………………………………….…....9
II Россия в системе современных МЭО……………………………………...14
2.1 Условия формирования роли России в МЭО.………………………....14
2.2 Положительные и отрицательные стороны России в формировании своего места в МЭО…………………………………………………………………….16
2.3 Место России на мировом рынке товаров и услуг…….……………....18
2.4 РФ как один из мировых центров международной трудовой миграции……………………………………………………………………………………34
2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………….58
Библиографический список………………………………………….......................60

Работа состоит из  1 файл

курсовик МЭО.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

2. Миграция в Россию  является важным фактором поддержания  численности населения страны в условиях его естественной убыли. В 2006 г. было отмечено увеличение миграционного прироста в обмене населением практически со всеми государствами - участниками СНГ, кроме Беларуси, Казахстана, Киргизии и Туркмении.

3. Продолжается стихийный  отток населения  Дальнего  Востока, Крайнего Севера в центральные регионы страны. Этот процесс усугубляет диспропорции регионального развития и  превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения рабочей силы.

4. Сохраняется значительная  незаконная внешняя миграция, в  том числе криминальная. По оценке Федеральной миграционной службы,  в России проживает не менее  10 млн. мигрантов, а по некоторым сведениям – 15 млн. При этом только 2 млн. мигрантов находятся в стране на законном основании, а официально платят налоги только 700 тыс. иностранцев.

Проведенный анализ показал, что такое расхождение в количестве нелегальных мигрантов объясняется разными подходами к их  определению, поскольку нередко происходит смешение двух категорий: лиц, незаконно находящихся на территории РФ, и лиц, прибывших законно, но работающих без разрешения миграционной службы. Так, большинство гастарбайтеров (так в средствах массовой информации именуют иностранных работников) из Молдовы, Таджикистана, Украины приехали в Россию на законных основаниях, но незаконно трудятся. В то же время такие представители дальнего зарубежья, как вьетнамцы и афганцы, остаются в России, въехав по туристической визе.

«Нелегалы» не платят налогов, не делают отчислений в страховые  фонды и в результате сбивают  уровень заработной платы, что негативно влияет на экономику и положение российских граждан. Как правило, эти явления сопровождаются втягиванием «нелегалов» в криминальные структуры.

 За годы реформ  наша страна вошла в число  ведущих мировых центров иммиграции. В среднем в 1992-2002 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Германия – 865 тыс. Для России данный показатель был на уровне 610 тыс.человек. Таким образом, можно утверждать, что в количественном плане эмиграция рабочей силы из России перекрывалась иммиграционным притоком, чего, однако, нельзя сказать о качественном соотношении указанных перемещений. Другими словами, участие России в мировом рынке труда приняло достаточно уродливые формы, так как происходил активный отток высококвалифицированных кадров за рубеж. Как справедливо можно заметить «утечка умов» и межстрановая миграция специалистов – такова типичная характерная черта современного рынка труда России» [23,80].

Относительно последствий  международной иммиграции необходимо сказать, что мнения чрезвычайно  разнообразны. Ряд исследователей видят в иммиграции единственный для нашей страны выход, благодаря которому в условиях естественной убыли коренного населения сохраняется неизменной его численность и тем самым обеспечивается необходимое для экономического роста количество рабочих рук. В связи с этим сложилось мнение, что использование иностранных рабочих содействует хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогая многим из них совершить «экономическое чудо».

Их оппоненты придерживаются прямо противоположной точки  зрения. Они убеждены, что появление у нас большого числа мигрантов наносит вред экономическому развитию России. Существуют и более взвешенные взгляды на эту проблему, сводящиеся к утверждению, что в XXI в. реальный выбор для России состоит не в том, быть или не быть иммиграции, а в том, в какой форме  - легальной или нелегальной - она появится на рынке труда страны, каковы качество и структура привлекаемой рабочей силы. В первом случае страна приобретет дополнительные перспективы, а во втором  - наоборот, столкнется с серьезными  трудностями. 

Для подкрепления данного  постулата обычно обращаются к послевоенному опыту стран Западной Европы, в частности Германии,  где мигранты из Турции внесли определенный вклад в развитие экономики.

Возможно, данное утверждение  в основе своей справедливо, но  требует более рациональных подходов. Как показывает мировая практика, проблемы экономического и демографического развития страны нельзя решить за счет иностранцев. Поэтому выход из создавшейся ситуации, с одной стороны, банально прост, а с другой – чрезвычайно сложен: повышение уровня благосостояния граждан и рождаемости населения на базе  эффективных программ социального развития. В этом процессе президентским национальным проектам принадлежит решающая роль. Их реализация – приоритетная долгосрочная задача. Подтверждение этому – Программа социально-экономического развития РФ на 2006-2008 гг., где политика по реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития агропромышленного комплекса названа в качестве ориентира на данный период.  

Что касается  последствий  эмиграции из России человеческих ресурсов, то автор убежден, что любые (как  в количественном, так и в качественном отношении) потери людских ресурсов, причем независимо от конкретных причин, способны обернуться для страны комплексом серьезных социально-экономических и геополитических проблем, привести к дестабилизации сферы занятости. Ситуация осложняется еще и тем, что среди трудовых мигрантов из России значительна доля ученых, инженерно-технических работников, программистов, потенциальных специалистов (аспирантов, студентов), которые составляют до 1/3 всех эмигрантов. Убытки, связанные  с «утечкой умов», огромны и оцениваются специалистами в 45 млрд. долл. в  год.

 Поэтому так важно  уже сейчас сконцентрировать  внимание ученых-экономистов на  малоизученных вопросах эмиграции и ее последствиях для России.

Зарубежная и отечественная  практика свидетельствует, что для  решения поставленных проблем трудовой миграции необходима эффективная миграционная политика, которая  должна быть нацелена на то, чтобы воздействовать на динамику человеческого потенциала, направления миграции населения и интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов пространственного развития страны. При этом для регулирования миграционных потоков могут быть использованы различные экономические, административные и социально-психологические методы.

Безусловно, разные авторы предлагают по-разному расставить акценты  при проведении государственной миграционной политики. Одни делают упор на необходимость значительного увеличения бюджетных ресурсов, другие, апеллируя к ошибкам прежнего руководства и его излишнему либерализму, предлагают в рамках имеющегося бюджетного финансирования усилить контроль за миграцией со стороны надзорных органов. Особняком стоят авторы из числа правозащитников, обращающие внимание на общую ограничительную направленность реальных миграционных потоков. Но в целом существующие представления основаны на признании «ненормальности» сложившейся ситуации с мигрантами  и ее определенной "нормализации" за последнее время. Данный факт  признают и федеральные чиновники. Так, на заседании Правительства РФ 09.03.2007 г.  М. Фрадков дал положительную оценку работе кабинета министров по регулированию внешней трудовой миграции: «Можно сказать, что первоначальный этап мы прошли неплохо и достаточно организованно». Как отметил премьер, в результате постоянного мониторинга, который был организован Правительством РФ во взаимодействии с субъектами Федерации,  «мы чувствуем, что начинаем вытягивать целую цепочку вопросов занятости в широком смысле.… В этом - ключ к успеху всего дела». 

Таким образом, стратегию  действий государства в сфере  регулирования миграции необходимо рассматривать в контексте общенациональной цели: безопасности и благополучия человека, построения сильного и самостоятельного государства.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы:

Проблема формирования концептуальных основ государственной  политики на рынке труда является для России фундаментальной, требует как теоретического осмысления, так и методических разработок, на основе которых возможна ее реализация. Поэтому одним из основных шагов, которые необходимо сделать  в рамках экономической теории, является создание единой концепции, обеспечивающей совместимость западной и отечественной теорий рынка труда.

Современный  этап развития российской экономики характеризуется  усилением ее интеграции в мировое  хозяйство. Это дает нашей стране как новые шансы для развития, так и неизвестные ранее риски и проблемы. Одно из самых ярких проявлений активного включения России в мировой рынок труда и глобальную экономику – значительные по своим масштабам объемы экспорта и импорта рабочей силы.

Выбор конкретных вариантов  модернизации национальной экономики России в условиях глобализации хозяйственных процессов обусловливает необходимость  объективного научного раскрытия природы мирового рынка труда и анализа  его фактически сложившейся модели. Решение соответствующих теоретических задач – обязательная предпосылка полноценного включения России в мировой рынок труда.

Миграционные процессы играют исключительно важную роль в  экономическом развитии страны, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной социально-экономической политики. Проблемы, связанные с трудовой миграцией, становятся все более актуальными для России. Отсутствие жесткого регулирования оттока и притока рабочей силы обусловило во многом стихийный характер ее интеграции в мировой рынок труда, что привело к серьезным негативным последствиям.

Нелегальная миграция является особой проблемой, масштабной и не имеющей  тенденции к снижению. Россия стоит  перед необходимостью не только совершенствовать миграционное законодательство и ограничивать прибытие в страну нелегальной рабочей силы, но и проводить активную социальную  политику,  способствуя адаптации иммигрантов  и повышению  их общеобразовательного, квалификационно-профессионального и культурного уровней.

Проблемы миграции сложны, факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Происходящие в настоящее время изменения на рынке труда в России требуют пересмотра теоретической базы реализации миграционной политики, поиска адекватных новым условиям концептуальных схем и моделей. Представляется, что без активных и системных мер по государственному регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок труда, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры. Необходима разработка новой государственной миграционной стратегии, предусматривающей формирование  комплексной программы действий по регулированию миграционного процесса в стране и ее регионах. При этом государственная политика по регулированию миграции может быть эффективна, если осуществляемые в ее рамках действия разработаны в соответствии с правильно поставленными целями, трансформированы в конкретный набор адекватных мер, поддержаны соответствующими ресурсами, привязанными к институтам, способным достигать требуемых результатов. Совершенно очевидно, что в России назрел вопрос о разработке целостной системы государственного регулирования национального рынка труда с учетом влияния на него мирового рынка труда. В связи с этим важнейшим направлением научных исследований  в данной сфере является изучение концептуальных и теоретико-практических связей между рынками труда на макро- и мегауровне.

Существующее в настоящее время в России законодательство в области регулирования внешней трудовой миграции нуждается в существенных изменениях и дополнениях. На сегодняшний день остро необходима разработка кодекса нормативно-правовых актов, направленных на легализацию трудовой миграции, отмену морально устаревших законов и приведение к единому знаменателю действующих.

 

 

            2.5 Участие России в международных экономических группировках и экономических организациях

 

Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

Россия выстраивает  дружественные отношения с каждым из государств - участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Россия подходит к  торгово-экономическим связям с  государствами - участниками СНГ  с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

Россия активно способствует развитию взаимодействия государств - участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивилизационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности. Особое внимание уделяется поддержке соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.

Россия будет наращивать сотрудничество с государствами - участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции. Первостепенными задачами являются нейтрализация террористической угрозы и наркоугрозы, исходящих с территории Афганистана, недопущение дестабилизации обстановки в Центральной Азии и Закавказье.

В этих целях Россия будет:

  • работать над дальнейшей реализацией потенциала СНГ как региональной организации, форума для многостороннего политического диалога и механизма многопланового сотрудничества с приоритетами в сферах экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами;
  • продолжать согласованную линию на создание условий для эффективного строительства Союзного государства через поэтапный перевод отношений между Россией и Белоруссией на рыночные принципы в процессе формирования единого экономического пространства;
  • активно работать в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с Белоруссией и Казахстаном над созданием Таможенного союза и единого экономического пространства, содействовать подключению к этой работе других государств - членов ЕврАзЭС;
  • принимать меры по дальнейшему укреплению ЕврАзЭС как ядра экономической интеграции, механизма содействия реализации крупных водноэнергетических, инфраструктурных, промышленных и иных совместных проектов;
  • всемерно развивать Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ, делая акцент на адаптации ОДКБ как многофункциональной интеграционной структуры к меняющейся обстановке, на надежном обеспечении способности государств - членов ОДКБ к своевременным и эффективным совместным действиям, на превращении ОДКБ в стержневой институт обеспечения безопасности в зоне ее ответственности.

Информация о работе Место России в системе современных МЭО