Место и роль развитых стран в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение опыта развитых стран в мировой экономике и изучение возможностей применения рассмотренного материала в российских условиях перехода к рыночной экономике. Формально Россия стала открытой страной, поддерживающей экономические связи со всем миром. Но продолжающиеся попытки найти свой, сугубо индивидуальный путь развития, призывы к самоизоляции могут привести к тому, что Россия не займет достойного места в развивающейся мировой экономической системе .

Содержание

1. Общие сведения о развитых странах мира 6

2. Роль развитых стран в мировой экономике 10

2.1. Экономическое взаимодействие с другими странами 10

2.2. Характеристика экономических систем отдельных стран 16

2.2.1. Место США в мировой экономике 16

2.2.2. Место ФРГ в мировой экономике 17

2.2.3. Место Франции в мировой экономике 18

2.2.4. Место Великобритании в мировой экономике 20

2.2.5. Место Японии в мировой экономике 21

3. Место России в международной экономике 23

4. Международные экономические организации 30

Заключение 35

Список использованной литературы 37

Приложение 38

Работа состоит из  1 файл

Презентация по мэо№1.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

(рынок космических  технологий и услуг и др.);

• сосредоточение основной массы конкурентоспособных  технологий в военно-промышленном комплексе, где они использовались для серийного и даже единичного производства, что привело к ослаблению контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;

• сокращение государственных  расходов на науку (0,2% ВВП в 1997 г.), НИОКР, свертывание государственного заказа на наукоемкую продукцию,

• деградируемый  внутренний спрос на нее, что ликвидировало  внутреннюю конкурентную среду "для  обкатки" товаров и технологий, предшествующих их продвижению на мировые рынки;

• отсутствие в  России механизмов и моделей консолидации конкурентоспособных технологических  совокупностей, нацеленных на агрессивный  экспорт (кластеров);

• слабая мотивация  и низкая интенсивность труда, бюрократизация экономики, социально-политическая неустойчивость;

• ощутимая после  распада единого народно-хозяйственного комплекса иррациональность размещения производства и инфраструктуры;

• большая зависимость  модернизации производства и стандарта  жизни от импорта и иностранных  кредитов;

• большая внешняя  задолженность страны;

• отставание по уровню использования высоких технологий от индустриальных стран (например, по обеспеченности автоматизированными  комплексами РФ отстает от Японии в 8 раз, от Германии - в 6 раз);

• низкий уровень производительности труда в промышленности (в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах) и сельском хозяйстве (в 15-20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада).

Возродить экономическую  мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала. Основой для этого процесса служит пока еще уцелевший высокий интеллектуальный потенциал населения страны. Рассчитывать на прорыв на мировые рынки готовых и наукоемких изделий Россия может, лишь резко сократив издержки производства, повысив производительность труда и эффективность материального производства.  

4. Международные  экономические организации  

В современных  международных отношениях международные  организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации  по Рейну международные организации  наделяются собственной компетенцией и полномочиями.

Для современных  международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры.

В настоящее  время насчитывается более 4 тысяч  международных организаций, из них  более 300 – межправительственные. В  центре их находится ООН.

По характеру  членства международные организации  делятся на межгосударственные и неправительственные. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств). Международные организации подразделяются также на организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, ОАГ)и специальной (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Выделим наиболее важные 

международные экономические организации, в которых  развитые страны мира играют значительную роль.

Организация объединенных наций (ООН)

ООН – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. На конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)

Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной  Ассамблеей сроком на три года в  соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих.

ЭКОСОС осуществляет координацию экономической и  социальной деятельности ООН и ее 16 специализированных учреждений. Он служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и для выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам.

ЭКОСОС обычно проводит ежегодно одну организационную  и две регулярные сессии. Начиная  с 1992 года Совет собирается на одну 4- или 5-недельную регулярную сессию поочередно в Нью-Йорке и Женеве. ЭКОСОС имеет 6 функциональных комиссий: Статистическую комиссию, Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по правам человека, Комиссию по положению женщин и Комиссию по наркотическим средствам. К числу вспомогательных органов относится 5 региональных комиссий: Экономическая комиссия для Африки (со штаб-квартирой в Аддис-Абебе), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (Бангкок), Европейская экономическая комиссия (Женева), Экономическая комиссия для Западной Азии (Багдад) и Экономическая комиссия для Латинской Америки (Сантьяго).

Специализированные  учреждения ООН 

Международная организация труда (МОТ)

Создана в 1919 году на Парижской мирной конференции.

Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и  жизненного уровня трудящихся.

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ)

Создана в 1946 году на Международной конференции по здравоохранению в Нью-Йорке. Целью ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК)

МВФ начал функционировать  в 1945 году. Банк – с 1946 года. МФК была создана в 1956 году, а МАР – в 1960 как филиалы МБРР.

Все четыре организации  тесно связаны друг с другом. В  организациях применяется система  взвешенного голосования, при которой  каждое государство получает количество голосов пропорционально размеру капитала, вложенного в ресурсы организации.

Целями МВФ  являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных  займов для урегулирования платежных  балансов и поддержания валютных курсов.

Целями МБРР являются содействие реконструкции  и развитию экономики государств-членов Банка, предоставление займов для развития производства и др.

МАР и МФК, являющиеся филиалами Банка, созданы главным  образом для содействия развивающимся  странам.

Конференция ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Создана резолюцией Генеральной Ассамблеи от 30 декабря 1964 года.

Целью ЮНКТАД является содействие развитию мировой торговли.  

Региональные  международные организации 

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные, членами которых 
 

являются государства  определенного географического  региона. Объектом деятельности таких  организаций могут быть вопросы  в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

Совет Европы

Это – международная  региональная организация, объединяющая страны Европы. Устав Совета был  подписан в Лондоне 5 мая 1949 года. На апрель 1994 года членами Совета Европы являются 32 государства.

Целями Совета Европы являются: защита прав человека и расширение демократии, сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения, сближение  всех стран Европы.

Главные органы Совета Европы – Парламентская ассамблея и Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел.

В рамках Совета функционируют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд  по правам человека, Европейский центр  молодежи, Постоянная конференция местных  и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).  
 

Заключение  

В ходе написания  данной курсовой работы автор пришел к следующим выводам.

Развитые капиталистические  страны как подсистема мирового хозяйства являются самоорганизующимися, открытыми образованиями, находящимися в состоянии развития и взаимодействия с внешней средой.

Большинство индустриальных стран в настоящее время переживает период экономического подъема.

Важными факторами развития национальных экономик этих стран является их доминирующая роль в процессах международной торговли товарами, услугами, технологиями, в международных перемещениях предпринимательского и ссудного капитала, их роль мировых центров притяжения рабочей силы, деятельность их транснациональных компаний и так далее.

Отличительными  особенностями экономического развития промышленно развитых стран являются постоянно растущие валовые капиталовложения, сравнительно низкая инфляция и безработица.

Говоря о России в мировой экономике, нужно сказать, что возродить экономическую мощь России нельзя без интеграции в мировую экономику, но этот процесс не должен ограничиваться отраслями топливно-энергетического комплекса, первичной переработки минерального и сельскохозяйственного сырья. Одним из основных приоритетов государственной экономической политики России должно стать сохранение и развитие научно-технического потенциала.

Процесс интеграции России в мировую экономику (для  которого, собственно говоря, необходимо изучение той роли, которую играют развитые страны в современной мировой экономической системе), сулит российским предприятиям выгоды как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. Международная деятельность предоставляет предприятиям новые пути решения стоящих перед ними проблем. Повышение объема экспорта позволит российским предприятиям поддержать объем продаж в условиях снижения спроса на внутреннем рынке. Дополнительные продажи будут способствовать сохранению объема производства, по крайней мере, на том же уровне, то есть достижению главной цели предприятия переходного периода - выживания. Связи с иностранными потребителями могут помочь российским предприятиям действовать в условиях кризиса платежей и нехватки оборотных средств. Иностранные потребители, рассчитывающиеся, как правило, валютой, могут обеспечить предприятию необходимый оборотный капитал.

Выход на зарубежные рынки открывает для российских предприятий новые возможности  развития как в отношении увеличения объема продаж существующего ассортимента продукции, так и в отношении создания новых видов продукции для новых потребителей. Такие виды международной деятельности, как лицензирование, совместные предприятия, стратегические альянсы с иностранными партнерами, могут способствовать процессу модернизации российских предприятий. Они могут получать инвестиции в 

виде финансовых активов, производственных и управленческих технологий и “ноу-хау”, опыта и  знаний об иностранных рынках.  
 

Список использованной литературы  

1. Авилова А.В.  Италия: своеобразие южно-европейского пути развития // Мировая экономика и международные отношения, 2001, №5, с. 77-86;

2. Гаврилова  Т. В. Международная экономика.  – М.: Приор, 1999;

Информация о работе Место и роль развитых стран в мировой экономике