Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является детальный анализ места Гвинеи-Бисау в международных экономических отношениях. Анализ данной страны актуален и вызывает несомненный интерес, поскольку, на ее примере можно проанализировать тенденцию и предоставить анализ в пользование и изучение другим развивающимися странами, имеющими сходные проблемы, а, следовательно, и сходные пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....…...3

1.Основные характеристики Гвинеи-Бисау…………………………………………………….….4

1.1. Особенности географического положения и природно-климатические условия…….…..4

1.2. Описание демографической ситуации…………….…………………………………...…....5

1.3. Государственное устройство и политика……………………..…………………….…..…...7

1.4. Экономическое развитие Гвинеи-Бисау………………..…………………………………...9

2. Участие Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений………….....13

2.1. Внешняя торговля………………………………..…………………………………..……....13

2.2. Участие Гвинеи-Бисау в международном движении капитала…………….……….….....15

2.3. Участие в международной экономической интеграции…………………..…….….....…..17

2.4. Место Гвинеи-Бисау в системе международного разделения труда………………...…...20

Заключение…………………………………………………………………………………….…....23

Библиографический список……………………………………………………………………..…24

Приложение 1. Карта Гвинеи-Бисау………………………………………………………......26

Приложение 2. Основные показатели демографического развития Гвинеи-Бисау…….….27

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Динамика роста уровня ВВП…………………….…………………………..28

Работа состоит из  1 файл

чистовик-курсовик.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

      Членство в ООН позволяет Республике Гвинея-Бисау активно сотрудничать главным образом с европейскими организациями в различных сферах: от образовательных проектов и оказания гуманитарной помощи населению, проживающему за чертой бедности, до планирования деятельности отдельных отраслей народного хозяйства. Такое сотрудничество позитивно влияет на процесс стабилизации политической ситуации в государстве.

      Сотрудничество  с Международным Валютным Фондом и Всемирным Банком формально  носит консультативный характер, однако на практике данные организации практически полностью определяют направление экономических действий правительства страны. В 1996 г. специалисты Всемирного Банка и МВФ разработали крупную программу для развития наименее развитых стран мира - Heavily Indebted Poor Countries Initiative. В том же году была начата ее реализация на практике в Республике Гвинея-Бисау. Главными целями запуска данной программы стали создание стабильной базы для деятельности различного рода кредиторов, в том числе и многонациональных, а также обеспечение долговых облегчений наименее развитым странам. В результате комплекса данных мероприятий планировалось стимулирование экономического роста и сокращение бедности среди населения50. Данная программа была дополнена в 1999 г., после чего были опубликованы дальнейшие направления деятельности, реализующиеся и в настоящее время:

      - более масштабное списание долгов  и их реструктуризация. В результате  данных мероприятий определенная  часть внешнего долга Республики  Гвинея-Бисау ежегодно списывается или реструктуризируется, что создает более благоприятную обстановку для достижения дальнейшего экономического роста;

      - ускорение процесса списания  долгов. Данные меры позволят  Республике Гвинея-Бисау в более  сжатые сроки выплачивать внешний  государственный долг различным кредиторам;

      - усиление связи между списанием  долгов и сокращением бедности  среди населения. Данный комплекс  мер предусматривает усиление  контроля за средствами, высвободившимися  после списания долгов, и их  эффективное применение в рамках программ по искоренению бедности, также разработанным с участием специалистов МВФ.

      Таким образом, практически все важнейшие  цели экономической политики правительства  Гвинеи-Бисау были разработаны специалистами  МВФ и Всемирного Банка, либо совместно  с ними. Это позволяет добиться достаточно стабильного экономического роста, медленного снижения бедности среди населения, однако делает страну чрезвычайно зависимой от политики проводимой вышеперечисленными организациями.

      Важным  достижением внешнеэкономической политики правительства Гвинея-Бисау является вступление во Всемирную Торговую Организацию 22 февраля 1996 г. Основным результатом вступления Гвинеи-Бисау в ВТО, как и для других государств - членов становится снижение импортных тарифов и «признание» гвинейских товаров на международных рынках. Импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию были снижены с 61,8% до 14,5%; на несельскохозяйственную продукцию незначительно повышены с 11,4% до 11,6%. Таким образом, средний импортный тариф в Гвинее-Бисау упал с 28,5% до 12%51. С одной стороны вступление в ВТО позволило Гвинее-Бисау более широко внедриться в систему международных экономических отношений и улучшить условия внешней торговли важнейшими экспортными товарами, в частности хлопком и продуктами переработки масленичной пальмы. Однако с другой стороны, вступление в ВТО породило серьезную негативную тенденцию развития экономики государства, а именно достаточно резкое увеличение импорта по сравнению с экспортом, что сделало Республику Гвинея-Бисау чрезвычайно зависимой от конъюнктуры внешнего рынка и от мировых цен на важнейшие импортные товары, такие как продовольствие, продукты нефтепереработки и другие. Также вступление в ВТО привело в упадок импортозамещающие отрасли национального хозяйства страны.

      Из  всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Гвинея-Бисау начинает активно принимать участие в процессе международных экономических отношений.

      Участие в международных организациях позволяет  Гвинее-Бисау облегчить процедуру осуществления внешнеторговых сделок, снизить издержки связанные с разницей валютных курсов, а также избежать так называемых валютных рисков в процессе международной торговли; но с другой стороны, страна не имеет возможности оказывать какое-либо влияние на действия данных организаций. Напротив, сами международные организации оказывают огромное воздействие на экономику Гвинеи-Бисау.

      В послевоенные годы Гвинея-Бисау добивается таких серьезных целей, как экономический  рост, общая стабильность экономической  системы, улучшение условий внешней торговли важнейшими экспортными товарами и другие. Однако участие страны в международных экономических отношениях порождает и определенные негативные тенденции в экономике государства, в частности усиление зависимости от мировых цен на экспортные товары, от действий определенных международных организаций и другие.

       2.4. Место Гвинеи-Бисау  в системе международного  разделения труда

 

      Международное разделение труда в настоящее время приобрело новые тенденции.

      Во-первых, для второй половины ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означает исчезновение элементов старых интеграционных систем.

      В то же время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего  мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких  как ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Европейский парламент и т.д.

      Во-вторых, большая роль в процессе международной  интеграции принадлежит транснациональным  корпорациям (ТНК). Их хозяйственная  деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и  по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч. Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира.

      В-третьих, расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей52.

      Гвинея-Бисау  в прошлом имела узкую, аграрно-сырьевую специализацию в международном  разделении труда. В национальной экономике страны велика роль традиционного сектора. Его основной выступают мелкие крестьянские хозяйства, в которых доминирует природная система производительных сил, т.е. используются природные факторы труда, и живой труд преобладает над овеществленным. Для хозяйств типичен экстенсивный характер производственной деятельности, что в свою очередь ведет к отсутствию объективных условий для расширенного воспроизводства. В тех случаях, когда используется чужой труд, присвоение его результатов нередко основывается на методах внеэкономического принуждения. В мелких хозяйствах занято большинство сельского населения страны53.

      Гвинея-Бисау  занимает периферийное и соответственно зависимое положение в мировой экономики. Такое положение страны проявляется сразу по нескольким направлениям:

      - вследствие узкой, аграрно-сырьевой специализации в международном разделении труда доходы от внешней торговли в определяющей степени зависят от конъюнктуры, складывающейся на мировых рынках сырьевых товаров, а значит, - от спроса на эти товары в их основных потребителях – промышленно развитых государствах Запада.

      - валовые внутренние сбережения далеко не покрывают их потребности во внутренних инвестициях и, соответственно, последние могут обеспечиваться лишь при условии привлечения финансовых ресурсов извне.

      Гвинея-Бисау  – сельскохозяйственная страна, в  этой сфере занято 82% населения54. Занятие сельским хозяйством в стране имеет ряд существенных преимуществ. Климат в стране мягок, устойчив и благоприятен для выращивания разнообразных культур. Температура воздуха приблизительно одинакова на всей территории страны и составляет 26 – 28 °C днем и 24 – 26 °C ночью в течение большей части года55. Основные рынки Европы и США для Гвинеи-Бисау легко доступны, т.к. страна имеет пригодные для судоходства реки, которые считаются важнейшими водными артериями.

      Остальная часть населения, 18%, занята в промышленности, которая включает в себя производство и переработку сельхозпродукции, пивную промышленность и производство легких спиртных напитков. В стране имеется несколько заводов по очистке риса и арахиса, по производству пальмового масла, соков, лесопильное предприятие.

      В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть миграцию рабочей силы в Гвинеи-Бисау. Процесс миграции рабочей силы в странах Западной Африки можно разделить на два сегмента56.

      Первый, чрезвычайно-немногочисленный сегмент, - это миграция высококвалифицированных кадров в рамках различных программ содействия и развития, а также образовательная миграция. Второй сегмент, более многочисленный, - миграция неквалифицированного трудоспособного населения. География распространения первого типа миграции в Республике Гвинея-Бисау достаточно разнообразна. Практикуется обмен квалифицированными кадрами с другими странами Африки, так в рамках программы «Миграция для Развития Африки» (Migration for Development in Africa Programme) в 2005 г. в Гвинеи-Бисау работало 69 высококвалифицированных специалистов из Бурунди, Конго и Руанды, причем сотрудничество с этими государствами в данной сфере ведется и в настоящее время57. В рамках подобных программ в Гвинеи-Бисау работают высококвалифицированные специалисты и консультанты из европейских стран, главным образом из Франции, Италии и Португалии. В Гвинеи-Бисау действует несколько образовательных программ по подготовке собственных квалифицированных кадров. Главными поставщиками образовательных услуг в республику являются вышеперечисленные страны ЕС, в особенности Португалия, а так же Российская Федерация. В настоящее время в различных регионах России проходят обучение более 605 студентов из  Гвинеи-Бисау. Этот вид миграции рабочей силы имеет огромное значение для становления собственной научной базы государства, способной самостоятельно подготавливать квалифицированные кадры для работы на важнейших предприятиях страны.

      Миграция  неквалифицированного населения не имеет сколько-нибудь значимого  масштаба. По данным ООН на 2007 г. в Гвинеи-Бисау не было иммигрантов. Величина чистой миграции Республики Гвинея-Бисау имеет положительное значение, то есть эмиграция превышает иммиграцию, вследствие чего страна является донором рабочей силы. Основная масса неквалифицированного населения иммигрирующего из Гвинеи-Бисау приходится на соседние страны, главным образом в Бенин и Гамбию58.

      Проанализировав данную ситуацию, стоит отметить, что  для Гвинеи-Бисау участие в международном разделении труда ограничено и не несет за собой тех выгод, которые могли быть реализованы за счет увеличения масштабов торгово-экономического обмена и повышения эффективности внешнеэкономических связей на основе специализации и кооперирования производства. В настоящее время традиционная колониальная структура товарооборота «сырье — готовые изделия» еще сохраняет свои позиции в большинстве государств. Так же страна является донором рабочей силы, что негативно сказывается на производстве, т.к. новейшие отрасли экономики, которые только начинают развиваться в стране, обрабатывающая промышленность, сфера услуг, торговля, - все эти сферы требуют участия профессионалов и специалистов. Коренное население станы не может полноценно обеспечить данные отрасли квалифицированными кадрами.

      Из  общей характеристики страны, ее участия в международной торговле, в степени интегрированности в мировую экономику, в уровне экономического развития, в участии в международной интеграции рабочей силы, в степени вовлеченности в процессы миграции капитала и технологий можно сделать ряд выводов.

      Во-первых, несмотря на недостаточно окрепшую после кризиса 90-ых годов и только набирающую обороты экономику Гвинеи-Бисау, страна делает уверенные шаги на международной арене, опираясь на поддержку таких государств как Франция, Италия, США, Швеция, Нидерланды. Республика Гвинея-Бисау уже имеет постоянных партнеров по экспорту и импорту, что может гарантировать некоторую стабильность в дальнейшем развитии. Негативным фактором в данном секторе является преобладание стоимостного объема импорта над экспортом, что приводит к отрицательному торговому сальдо.

      Во-вторых, страна принимает непосредственное участии в международном движении капитала. На данный момент Гвинея-Бисау  имеет новую национальную валюту – «песо Гвинеи-Бисау», которая  приравнена к устойчивой валюте, что говорит об относительной стабильности денежной единицы. В стране нет ограничений на ввоз и вывоз иностранной валюты, что способствует активному вовлечению Гвинеи-Бисау в систему международных экономических отношений.

Информация о работе Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений